Средства связи предложений в тексте
Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.
Лексические средства связи:
1. Лексический
повтор – повторение одного и того же слова.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие,
нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра
с огромными старыми соснами по берегам.
2. Однокоренные
слова.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не
таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу
между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному
- первый признак талантливости. (В.Белов)
3. Синонимы.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки
и никого не боялся.
4. Антонимы.
У природы много друзей. Недругов у неё
значительно меньше.
5. Описательные
обороты.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила
область со столицей. (Ф.Абрамов)
Грамматические средства связи:
1. Личные
местоимения.
1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким
голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к
молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и
украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд
обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
2. Указательные
местоимения (такой, тот, этот)
1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды
бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали
коростели.Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением
сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи –
лексический повтор и указательное местоимение «эти».
3. Местоимённые
наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению
нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он
и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
4. Союзы (преимущественно
сочинительные)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала
героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с
тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили
самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к
эскадрону» (Л.Н.Толстой)
5. Частицы
6. Вводные
слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя,
предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество
было довольно гадко. (А.Пушкин).
7. Единство
видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм
грамматического времени, которые указывают на одновременность или
последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в
моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние
умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием
и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы
употреблены в форме прошедшего времени.
8. Неполные
предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё
лицо закроешь (И.Шмелёв)
9. Синтаксический
параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных
предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.