Средства юмористической характеристики в рассказе А.П. Чехова «Размазня»
Оценка 4.8

Средства юмористической характеристики в рассказе А.П. Чехова «Размазня»

Оценка 4.8
docx
30.05.2021
Средства юмористической характеристики в рассказе А.П. Чехова «Размазня»
29.Средства юмористической характеристики в рассказе А.П. Чехова «Размазня».docx

Урок литературы в 7 классе № 39

Тема: Средства юмористической характеристики в рассказе А.П. Чехова «Размазня»

 Цели урока:

·           Углубить представление учащихся о комическом (сатира, юмор) в литературе, формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;  

·           воспитание духовности, нравственности учащихся;

·           формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, формировать умение работать с текстом, развивать устную речь учащихся.

ХОД УРОКА

Оргмомент.

1. Слово учителя

   Мы знакомы с юмористическими и сатирическими рассказами А.П.Чехова. Мы знаем, что смешное и грустное часто идут рука об руку, и А.П.Чехов как никто другой умеет это показать. Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем его высказывание: «…трудно за юмором угоняться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьеза лезешь.»

- Обратимся к статье «Литература и жизнь» в вашем учебнике (с.309 – 310 чтение).

- Почему Чехов говорит, что на месте судьи отпустил бы Дениса?

Наказание без осознания не имеет смысла.

- Почему в разговоре с юристом писатель вспоминает о граммофоне? Только ли к граммофонам относятся слова: «… они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И всё у них карикатурно выходит, мёртво»?

- Конечно же, эти слова писателя и о людях тоже. Чехов считал: « Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть...». Эту задачу и реализовывал писатель в своих юмористических рассказах. В 1883 году в 4-ом номере юмористического журнала «Осколки» под псевдонимом А.Чехонте появился рассказ «Размазня». О чём этот рассказ? Кто его герои?

-  Сюжет рассказа  основан на шутке, своего рода психологическом эксперименте, который герой произведения, он же рассказчик, решает провести над служащей у него гувернанткой. Повествователь олицетворяет силу и могущество. Гувернантка Юлия Васильевна – олицетворение людской слабости, покорности, безропотности, но в то же время честности и искренности. В  «Размазне» Чехов поднимает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». В рассказе писатель говорит не только о гувернантках,  но и вообще об участи людей, вынужденных терпеть беззаконие, превращенных обществом в жертву, жалкую «размазню», не имеющих сил на протест.

      Как вы понимаете это определение, данное человеку, – «размазня»?

РАЗМАЗНЯ́  - перен. Вялый, нерешительный человек (разг.  пренебр.).

-  Рассказчик хотел дать Юлии Васильевне «жестокий урок». Получилось ли это у него? Почему?

-  Заметили ли вы, что он только притворяется прижимистым, бессердечным, а на самом деле сочувствует Юлии Васильевне? Прочитайте слова и выражения из текста, которые помогают это увидеть.       

– Почему рассказчика «охватила злость»? Что в поведении гувернантки ему не нравится? Какой реакции на свои слова он ожидал от нее? А как она себя ведет?

 – Почему гувернантка такая «кислятина» и «размазня»? Почему она готова покорно снести несправедливость? Возможно, виной этому не только определенные свойства ее характера, а что еще? Подумайте над последней репликой рассказа.

2. Чтение текста.  Лексическая работа.

А) Чтение текста про себя. Отмечаем трудные слова, объясняем их лексическое значение («нужно посчитаться», «гувернантка», «церемонная», «сюртучок», «горничная», «мерси»).

Б) Определив взаимоотношения героев, их психологический настрой, читаем текст вслух по ролям.
5. Подводим итоги сказанного

– А.П.Чехов показывает нам «маленького» человека, в душе которого навсегда поселилось рабство. Рассказчик хотел своей намеренной несправедливостью разбудить в душе гувернантки бунт, возмущение, он хотел, чтобы она стала сильной, «зубастой», чтобы она не боялась отстаивать свои права. Будь она хоть чуточку побойчее, она бы сама посмеялась над этой ситуацией. Но смешно не получилось. Получилось, как всегда у Чехова, грустно и серьезно. Причем грустно стало и самому рассказчику. Какой урок вынес он сам из этой истории? «Легко на этом свете быть сильным!» – что звучит в этих словах? Самодовольство (мол, вот я какой!)? Или самоирония и горечь (да…победил…)?

– А какие уроки вынесли вы, ребята, из этой истории?

- В этом рассказе писатель не только призывает быть сильным и бороться за жизненную правду, но и сочувствует слабым и считает необходимым протянуть им руку помощи.

 

6. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе; придумать своё продолжение рассказа.


 

Урок литературы в 7 классе № 39

Урок литературы в 7 классе № 39
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021