Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Актуальность темы:
Эта тема для меня важна,
потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере
определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию
полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как
педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение
выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и
связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность
и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им
особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё
это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у
детей.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцы ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
С 2011 года мной пройдены следующие этапы самообразования:
Срок |
Тема |
Содержание работы |
Практический выход |
Сентябрь 2011 г. |
|
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. |
Памятки для родителей по обучению связной речи. |
Октябрь 2011 г. |
Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого. |
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. |
Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». |
Ноябрь-декабрь 2011 г. |
Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». |
Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. |
Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». |
Январь 2012 г. |
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. |
Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. |
Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам. |
Февраль 2012 г. |
Работа с загадками. |
Показать роль загадки на формирование выразительности речи. |
Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». |
Март 2012 г. |
Составление загадок. |
Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
|
Тематическое занятие «В мире загадок» |
Апрель 2012 г. |
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. |
Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. |
Открытый просмотр для воспитателей ДОУ. |
Май 2012 г. |
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». |
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. |
Показ сказки «Колобок» детям младшей группы. |
Сентябрь 2012 г. |
Работа над пересказами с использованием опорных схем.
|
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
|
Проведение тематического занятия. |
Октябрь-ноябрь 2012 г. |
Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). |
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. |
Подготовка дидактического материала. |
Январь 2013 г. |
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. |
Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».
|
Конкурс чтецов. |
Февраль 2013 г. |
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. |
Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. |
Открытый просмотр для воспитателей РМО. |
Март 2013 г. |
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: «Теремок (на новый лад)» |
Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей. |
Показ сказки «Теремок (на новый лад)» детям младшей группы. |
Апрель 2013 г. |
Обучение сочинению сказок |
Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. |
Тематическое занятие «В мире сказок» |
Май 2013 г. |
Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок». |
Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; |
ООД для родителей. |
Сентябрь 2013 г. |
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. |
Продолжать учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; |
Тематическое занятие «Здравствуй, осень!» |
Октябрь-декабрь 2013 г. |
Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). |
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. |
Познакомить родителей с играми ( дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей. |
Январь -февраль 2014 г. |
Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). |
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. |
Тематическое занятие «Зимние забавы» |
Март-май 2014 г. |
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. |
Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. |
Тематическое занятие «Скоро в школу» |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 г.Лысково
Программа по самообразованию в старшей группе на тему
« Развитие связной речи».
Воспитатель: Прокофьева Н.В.
г.Лысково, 2011 год
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.