Стадии развития творческой группы
Участники садятся по кругу. Водящий стоит в центре круга.
Инструкция: «Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак называет ведущий. Например, «пересядьте все те, кто любит мороженное». Участники меняются местами. При этом, кто стоит в кругу, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот кто останется без места, выходит в круг и продолжает игру».
Для создания веселой атмосферы можно использовать сочинения восточных стихов. Детям объясняется принцип, по которому складываются восточные стихи, и предлагается побыть поэтами. Можно сочинять индивидуально, а затем зачитывать свои стихи, а можно сочинять всей группе вместе.
Правила «Восточного стихотворения»:
Главное слово (существительное).
Прилагательное, прилагательное.
Глагол, глагол, глагол.
Фраза, выражающая отношение.
Существительное (заключительная мысль).
Один участник (доброволец) начинает ползать на коленях и говорить: «Я – Луноход – 1». Тот, кто засмеется, становится следующим «Луноходом», ползает и говорит: «Я – Луноход – 2» и так далее, пока все участники станут «Луноходами».
Игра в «фанты» хорошо известна. Задания должны вызывать смех, раскрепощать. Можно использовать следующие задания:
- Выглянуть в коридор и крикнуть: «Земля имеет форму чемодана!», «Прокукарекать», закричать «Ура!».
- Пройтись как такой-то!
- Сказать любимое выражение близкого человека.
- Попрыгать на одной ножке и похлопать в ладоши одновременно.
- Левой ногой почесать себя.
- Погладить по голове такого-то человека.
- Попрыгать как лягушка.
- Встать на колени перед стеной и сказать: «Дурак, есть дурак!» и постоять около стены со скорбным выражением лица 30 секунд.
- Встать в центре комнаты и сказать: «Я самая красивая!»
- Встать на колено перед кем-то и сказать: «О свет моих очей, огонь моей Души!»
- Обнять и поцеловать в щечку такого-то и т.д.
При выполнении заданий важно добиться искренности исполнения.
Инструкция: «Кто из вас был в театре или в цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов».
Поставьте стул в центре группы и попросите всех плотно окружить его со всех сторон. «Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?»
В первый раз иногда нужно стимулировать детей хлопать изо всех сил.
Когда они увидят, что аплодисменты приятны стоящему на «пьедестале» участнику, они будут хлопать еще сильнеее.
Упражнение можно проводить несколько раз, позволяя трем-четырем детям насладиться аплодисментами группы.
Картотека игр из фольклорной арт-терапии (автор Л.Д. Назарова)
Для выстраивания взаимоотношений и роста доброжелательности.
Перемещаясь по залу и встречаясь, друг с другом, дети должны останавливаться на мгновение и, глядя, друг другу в глаза, говорить приятные вещи, комплименты.
Педагог может предварительно проговорить примеры таких комплиментов.
Комплемент следует подтвердить или прикосновением руки, или кивком головы, что является усиливающим знаком.
Привычка говорить друг другу приятное вырабатывается довольно быстро вне зависимости от настроения и внешних отношений участников группы: на занятии идет ориентация на принцип: «Хорошие – все!»
Это упражнение можно строить и на принципе постепенности: вначале все перемещаются по залу, стараясь не сталкиваться, но глядя в пол.
На втором этапе перемещения происходят с молчаливым контактом глазами и улыбкой, затем – с приветствием словами: потом – с рукопожатием, наконец, с объятиями.
Последний этап достаточно сложен как для детей, так и для взрослых, но тем сильнее его воздействие, работающее на объединение всех участников в одно целое.
Приятное упражнение, подчеркивающее значимость каждого присутствующего, может оказаться преподнесением друг другу виртуальных подарков.
На первых порах инициативу в свои руки может взять ведущий (педагог).
Преподавателю желательно направлять или корректировать содержательную сторону подарков, чтобы увести детей от материального к душевному (надежда, настроение, радость, улыбку и т.д.), что может явиться важным моментом выстраивания взаимного доверия.
В момент «преподнесения» подарков внимание всех должно быть обращено к одному из группы с самым добрым настроением, с удовольствием от того, что предоставляется возможность сделать другому приятное и от этого почувствовать себя на высоте.
Например, « - веселье!», все повторяют за преподавателем слово «веселье» или всю фразу целиком.
Ведущий произвольно перемещается по залу, произнося скороговорки:
Из-за гор-белогор,
Из-за чистого поля,
Из-за синего моря,
Девица шла,
Гусей гнала:
«Тега, гуси, домой,
Тега, серые, домой».
В течение всего текста все «летают» по залу, высоко поднимая руки-крылья. Они – гуси. Руки следует поднимать так, чтобы они сходились над головой и опускались до бедра. На последних словах гуси, не сталкиваясь, должны подлететь к «девице» и выстроить вокруг нее круг. По сигналу действие повторяется.
Цель – раскрепощение участников в позе и движении.
1. Все участники стоят в кругу. Ведущий глазами «договаривается» с кем-либо из членов группы, тот кивает в ответ, давая согласие на его перемещение. Тут же он договаривается глазами с другим человеком, получает его согласие и перемещается на его место, а тот уже «договорившись» с четвертым, следует туда.
Так молча совершаются перестановки, помогая отработать чуткость друг к другу, внимание, быстроту реакции и готовя, друг другу хорошее настроение.
2. Ведущий бросает мячик кому-то из членов группы. Поймавший мяч, должен назвать имя того, кто стоит справа от него. Постепенно возрастает концентрация внимания. (Усложнить можно использованием нескольких мячей).
Все усаживаются в ряд, кладут свои руки на колени ладонями вверх и закрывают глаза.
Таким образом, создается «клавиатура».
Вначале для ознакомления с игрой каждый из участников, ощутив касания пальцев преподавателя, быстро произносят то, в чем никогда не ошибаются – свое имя.
На втором этапе преподаватель может «раздать» детям различные звуки безотносительно к их высоте или длительности (звуки голосов птиц, животных, мелодии и звуки музыкальных инструментов и т.д.).
Наиболее сложным представляется этап, развивающий музыкальную память: участникам «даются» нотки октавы в ее последовательности, а преподаватель может «сыграть» мелодию.
Можно попробовать еще один вариант игры, при котором участники получают целые музыкальные фразы или слова, складывающиеся в обычные или забавные предложения по мере их «проигрывания» педагогом.
Импровизируйте в поиске радости.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.