Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [1]. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальностиСтандарт педагога по ФГОС
Профессиональный
стандарт педагога
Зачем нужен профессиональный
стандарт педагога
Стандарт – инструмент реализации стратегии
образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества
образования и выхода отечественного
образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель
квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических
кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового
договора, фиксирующего отношения между
работником и работодателем.
Термины и определения
применительно к педагогу
Квалификация педагога – отражает
уровень профессиональной подготовки
учителя и его готовность к труду в сфере
образования. Квалификация учителя
складывается из его профессиональных
компетенций.
Профессиональная компетенция –
способность успешно действовать на
основе практического опыта, умения и
знаний при решении профессиональных
задач.
Профессиональный стандарт
педагога: документ, включающий
перечень профессиональных и личностных
Региональное дополнение к
профессиональному стандарту:
документ, включающий дополнительные
требования к квалификации педагога,
позволяющие ему выполнять свои обязанности
в реальном социокультурном контексте.
Внутренний стандарт образовательной
организации: документ, определяющий
квалификационные требования к педагогу,
соответствующий реализуемым в данной
организации образовательным программам.
Ключевые области стандарта педагога:
разделы стандарта, соответствующие
структуре профессиональной деятельности
педагога: обучение, воспитание и развитие
ребенка.
Аудит: систематический, независимый и
документируемый процесс получения
свидетельств аудита и их объективного
оценивания в целях установления
степени выполнения требований.
Внутренний аудит: аудит,
осуществляемый самой организацией или
другой организацией от ее имени для
внутренних целей. Например, внутренний
аудит может быть проведен для
подтверждения результативности
системы менеджмента или оценки
квалификации работников, а также
оценки соответствия предъявляемым к
ним профессиональным требованиям.
Внешний аудит: аудит, проводимый
независимой от образовательной
организации стороной. Внешний аудит
может быть осуществлен надзорными
органами или организациями,
представляющими интересы потребителей.
Профессиональная ИКТ-
компетентность: квалифицированное
использование общераспространенных в
данной профессиональной области в
развитых странах средств ИКТ при
решении профессиональных задач там, где
это необходимо.
Требования к
профессиональному стандарту
педагога
Стандарт должен:
Соответствовать структуре профессиональной
деятельности педагога.
Не превращаться в инструмент жесткой регламентации
деятельности педагога.
Избавить педагога от выполнения несвойственных
функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых
обязанностей.
Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
Соответствовать международным нормам и
регламентам.
С оотноситься с требованиями профильных министерств
и ведомств, от которых зависят исчисление трудового
стажа, начисление пенсий и т.п.
Характеристика стандарта
В нем определяются основные требования к
квалификации педагога.
Может дополнятся региональными требованиями
Может быть дополнен внутренним стандартом
образовательного учреждения
Является уровневым, учитывающим специфику
работы педагогов дошкольного учреждения и
школы
Отражает структуру профессиональной
деятельности педагога
Выдвигает требования к личностным качествам
педагога
Профессиональный стандарт педагога
выполняет функции, призванные
Преодолеть технократический
подход в оценке труда педагога.
Обеспечить координированный
рост свободы и ответственности
педагога за результаты своего
труда.
Мотивировать педагога на
постоянное повышение
квалификации.
Область применения:
При приеме на работу в общеобразовательное
учреждение на должность «педагог»;
При проведении аттестации
педагогов образовательных учреждений
региональными органами исполнительной
власти, осуществляющими управление в
сфере образования;
При проведении аттестации педагогов самими
образовательными организациями, в случае
предоставления им соответствующих
полномочий.
Цель применения
Определять необходимую квалификацию
педагога, которая влияет на результаты
обучения, воспитания и развития ребенка.
Обеспечить необходимую подготовку педагога
для получения высоких результатов его труда.
Обеспечить необходимую осведомленность
педагога о предъявляемых к нему
требованиях.
Содействовать вовлечению педагогов в
решение задачи повышения качества
образования.
Содержание профессионального
стандарта педагога. Обучение
Иметь высшее образование
Знать программы обучения
Уметь планировать и анализировать работу
Владеть формами и методами обучения –
стандартными и инновационными.
Использовать специальные подходы, чтобы
охватить всех детей
Уметь объективно оценивать возможности детей,
используя разные формы и методы контроля
Владеть ИКТкомпетенциями.
Содержание
профессионального
стандарта педагога.
Воспитательная работа
Владеть формами и методами
воспитательной работы
Владеть организационными формами и
методами
Уметь общаться с детьми, защищать их
интересы и достоинство
Поддерживать уклад, атмосферу и традиции
учреждения, внося в них свой
положительный вклад.
Содержание
профессионального
стандарта педагога. Развитие
Готовность принять всех детей
Выявлять разнообразные проблемы
детей, оказывать адресную помощь
Готовность к взаимодействию с
другими специалистами
Уметь отслеживать динамику развития
ребенка
Педагог дошкольного
образования должен
Знать специфику дошкольного образования
Знать общие закономерности развития детей
Уметь организовывать ведущие виды деятельности
Владеть теорией и методиками развития детей
дошкольного возраста
Уметь планировать, реализовывать и анализировать
образовательную работу с детьми
Уметь планировать и корректировать образовательные
задачи по результатам мониторинга
Владеть методами и средствами психолого
педагогического просвещения родителей
Владеть ИКТкомпетенциями
Методы оценки выполнения
требований
профессионального
стандарта педагога
Профессиональная деятельность воспитателя
оценивается только комплексно. Высокая
оценка включает:
Сочетание показателей динамики развития
интегративных качеств ребенка
Положительное отношение к детскому саду
Высокую степень активности и
вовлеченности родителей в жизнь детского
сада