Архитектура в пейзаже
Хабибуллин Ф.Ш1, Хабибуллина З.Р.2
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Казань, Российская Федерация
2 МБОУ «Гимназия №125», Советский район, г. Казань
Аннотация. Архитектурный пейзаж включает в себя изображение объектов архитектуры на фоне природы. Сюжет картины может быть дополнен целыми сценами из жизни горожан, которые помогают обогатить работы, наполнить новым мотивом. Целью исследования является описание основных этапов создания архитектурного пейзажа. В статье выявлено, что при создании архитектурного пейзажа нужно учитывать следующее.
1. Из большинства элементов в архитектурном пейзаже следует выбрать основные. 2. Можно использовать воздушную и линейную перспективу. 3. Освещенность объектов архитектуры определяет важность образного решения картины. Интересно будет выглядеть сюжет, по-разному освещенный разное в время суток и года.4. Архитектура города пишется в гармонии с окружающей средой. 5. Передавать изображение сооружений необходимо обобщенно, главное для художника не точное копирование архитектурны и ее деталей, а образное изображение пейзажа. 6. В архитектурных пейзажах иногда могут изображаются люди в виде силуэта, что указывает на взаимосвязь человека и города.
Ключевые слова: пейзаж, архитектура, композиция
Для цитирования: Хабибуллин Ф.Ш. Архитектурный пейзаж и его композиция
// Архитектура. Реставрация. Дизайн. Урбанистика, 2024, 1 (3), c.
Architectural landscape and its composition
Khabibullin F.Sh1, Khabibullin Z.R.2
1Kazan State University of Architecture and Engineering,
Kazan city, Russian Federation
2 Gymnasium No. 125, Sovetsky district, Kazan
Abstract. An architectural landscape includes images of architectural objects against a background of nature. The plot of the picture can be supplemented with entire scenes from the life of townspeople, which help enrich the work and fill it with a new motive. The purpose of the study is to describe the main stages of creating an architectural landscape. The article reveals that when creating an architectural landscape, the following must be taken into account. 1. Of the majority of elements in the architectural landscape, you should select the main ones. 2. You can use aerial and linear perspective. 3. The illumination of architectural objects determines the importance of the figurative solution of the picture. It will be interesting to look at the plot, illuminated differently at different times of day and year.4. The architecture of the city is written in harmony with the environment. 5. It is necessary to convey the image of structures in a general way; the main thing for the artist is not an exact copy of the architecture and its details, but a figurative depiction of the landscape. 6. Architectural landscapes can sometimes depict people in silhouette, which indicates the relationship between man and the city.
Keywords: landscape, architecture, composition
For citation: Khabibullin F.Sh. Architectural landscape and its composition// Architecture. Restoration. Design. Urban science, 2024, 1 (3), p.
1. Введение
Архитектурный пейзаж – изображение различных архитектурных сооружений на фоне природы: постройки современности и исторические объекты, а также возможные интерьеры [1-4].
На таком рисунке изображают одно или два здания, но иногда несколько сооружений, которые формируют улицы или целые районы города [5,6]. Художниками архитектурная тема используется с давних времён, так как здания находятся повсюду, вокруг нас, они украшают пейзаж, отражают присутствие людей, подчеркивают старину или современность города. Порой отдельные архитектурные детали становятся значимыми элементами композиции. Разные творцы вдохновляются по-разному. Одним нравится изображать городские пейзажи, другим – интересно изображать сельские, где присутствуют деревянные строения [7-10].
Немаловажным является воспитание творческого мышления у новых поколений архитекторов – нужно, чтобы они сохранили художественное восприятие мира. Для этого необходимо внедрение современных методик преподавания, в том числе на основе личностно-ориентированного обучения с применением дистанционных технологий [11-15].
Целью исследования является описание основных этапов создания архитектурного пейзажа.
2. Методы
При написании статьи был использован метод аналитического обзора публикаций современных авторов.
3. Результаты и обсуждение
Живописцы прошлого в своих картинах часто выявляли особенные сооружения. Архитектура, присутствовавшая в работах художников средних веков, чаще всего использовалась в качестве фона и обеспечивала её глубину. Особенно это просматривается в произведениях, созданных в эпоху Возрождения, где с помощью зданий изображалась перспектива, создающая ощущение пространства на плоскости. Такие картины украшают многие коллекции современных музеев мира (рис. 1).
Можно изобразить город на картине разными способами, в зависимости от поставленных задач. Архитектурное изображение пейзажа привлекает внимание художников к деталям городской жизни, которые мы обычно игнорируем. От чистого голубого неба до фонарных столбов и красивой инфраструктуры — все моменты фиксируются острым глазом художника и наносятся на рисунок. Изобразить этот мир – интересная задача для каждого художника.
Рис. 1. Афинская школа. Рафаэль Санти
(Источник: https://dzen.ru/a/YgvJDpwH7h48up8x)
При облачной или пасмурной погоде состояние освещения в разное время дня в меньшей степени зависит от положения солнца, что позволяет работать над созданием картины более длительное время и создает условия, сходные с освещением в мастерской. Надо адаптироваться к этому характеру освещения, так как холодные оттенки неба и усиленная яркость отдельных основных цветов тоже оказывает влияние на восприятие и передачу основного колорита (рис. 2).
|
|
|
а) Руанский собор, Западный фасад, солнечный свет 1894 |
б) Руанский собор, красный, солнечный свет 1892 |
в) Руанский собор, фасад (закат), гармония в золотых и синих тонах 1892–1894 |
Рис.2. Руанский Собор. Клод Моне
(Источник: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.1b906514-661e870f-5481688b-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Rouen_Ca)
Прежде, чем выполнить основной рисунок с характерным освещением, желательно заранее сделать несколько набросков-этюдов. В них без лишней детализации нужно предложить цветовое и композиционное решение.
Архитектурный пейзаж красив в любое время года. Летом здания могут быть закрыты рядом стоящими деревьями, а зимой или весной они раскрыты и их свободно можно рассмотреть и запечатлеть на картине. Художники решают архитектурный мотив в пейзаже самыми разнообразными средствами. В монументальном пейзаже как правило изображается раскрытый вид города, где главное внимание уделено соотношению цвета и объемов. Легкие пропорции архитектуры, надежность строений, группы уходящих в перспективу домов, контрастное освещение – все добавляет пейзажу монументальности.
Камерные мотивы достигаются изображением маленьких городов, с уютными улочками, с памятниками архитектуры, где отразилось время и история. Исторические строения уникальны. Рассматривать их конструкцию и пропорции всегда интересно.
Глядя на крепостные стены мечетей и соборов, удивляешься связи архитектуры с пейзажем вокруг. Для древних зодчих это была первоочередная задача. Своя поэзия есть и в современных промышленных объектах, заводских корпусах со стройными трубами и строительными мастерскими.
4. Заключение
Таким образом, при создании архитектурного пейзажа нужно учитывать следующее.
1. Из большинства элементов в архитектурном пейзаже следует выявить основные. Они могут стать главными.
2. Можно использовать воздушную и линейную перспективу. При изображении зданий ее точность построения придаст убедительность работе. Если в изображении природы слегка намечается перспектива, то в пейзаже с архитектурой нужно подходить к построению более точно.
3. Освещенность объектов архитектуры определяет важность образного решения картины. Интересно будет выглядеть сюжет, по-разному освещенный разное в время суток и года.
4. Городские здания и сооружения пишутся в гармонии с окружающей средой. Они должны находиться в цветовой и воздушной среде. Должно быть сочетание всех частей пейзажа.
5. Передавать изображение сооружений необходимо обобщенно, сохраняя легкость или монументальность постройки, ее воздушность. Главное для художника не точное копирование архитектурны и ее деталей, а образное изображение пейзажа.
6. В архитектурных пейзажах иногда могут изображаются люди в виде силуэта, что указывает на взаимосвязь человека и города. Сюжет картины может быть дополнен целыми сценами из жизни горожан, которые помогают обогатить работы, наполнить новым мотивом.
Список литературы
1. Зинукова П. А. Архитектура города Владимира как объект изучения при изображении городского пейзажа // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 5-9(73). – С. 18-21. – EDN OLIOMW.
2.Трусова П. А. Памятники античной архитектуры в пейзажах Мориса Дени конца XIX - начала XX века: в контексте дискуссии о классической традиции французского искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства. – 2015. – № 5. – С. 703-710. – DOI 10.18688/aa155-8-77. – EDN UMWPJL.
3. Хабибуллин Ф. Ш., Хабибуллина З. Р. Интерьер внутренних помещений зданий как часть жизни человека // Архитектура. Реставрация. Дизайн. Урбанистика. – 2023. – № 1(1). – С. 111-117. – EDN TOBCNX.
4. Рафиков И. И. Фрагментарный образ промышленного интерьера в живописи как форма отражения эпохи начала XX века // Искусство и образование. – 2020. – № 6(128). – С. 138-151. – EDN GWMMMO.
5. Ширеева Д. Г. Графический анализ изображений Казанского кремля 16-17 веков // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2014. – № 2(28). – С. 38-43. – EDN SPCMRF.
6. Кононенко Е. И. Мечеть в пейзаже. Памятники архитектуры как "османские" индикаторы // Художественная культура. – 2019. – № 4(31). – С. 410-425. – DOI 10.24411/2226-0072-2019-00089. – EDN BNHXMQ.
7. Шайхутдинов Т. Ф., Хабибуллин Ф. Ш., Ахметзянов В. Г. Терентьев А.Г., Максимычева Е.Е. Перспективы развития городского искусства в архитектурном пространстве города Казань на примере паблик-арта// Архитектура и строительство России. – 2023. – № 4(248). – С. 42-49. – EDN RDZIUS.
8. Айдаров Р. С. Деревянная застройка казанских улиц второй половины ХІХ - начала ХХ веков // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2007. – № 2(8). – С. 5-11. – EDN KBEIXN.
9. Айдарова Г. Н., Айдаров Р. С., Овчинникова А. С. Архитектурные особенности современных сельских усадебных домов Татарстана // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2021. – № 3(57). – С. 84-95. – DOI 10.52409/20731523_2021_3_84. – EDN HVWHFT.
10. Мхитарян К. О. Многоэтажный вертикальный парк "MFO" // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2016. – № 4(38). – С. 104-109. – EDN XAKNWV.
11. Терентьев А. Г. Современные методики в обучении студентов по дисциплине "проектный рисунок" // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. – С. 53. – EDN LVULHR.
12. Гришина Т. В., Шайхутдинов Т. Ф., Хабибуллин Ф. Ш., Ахметзянов В. Г. Формирование принципов личностно-ориентированного обучения современных архитекторов на основе культурологического подхода// Казанский педагогический журнал. – 2023. – № 2(157). – С. 105-110. – DOI 10.51379/KPJ.2023.159.2.014. – EDN KGHINI.
13. Смолова М. В., Ахметзянов В. Г. Дистанционные подготовительные курсы по рисунку в условиях цифровизации// Архитектура. Реставрация. Дизайн. Урбанистика. – 2023. – № 1(1). – С. 103-110. – EDN JUQDCA.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.