Статья « Этапы формирования пространственных представлений у детей с ОВЗ»
Оценка 4.9

Статья « Этапы формирования пространственных представлений у детей с ОВЗ»

Оценка 4.9
docx
27.11.2023
Статья « Этапы формирования пространственных представлений у детей с ОВЗ»
Формирование пространственных представлений.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 компенсирующего вида» города Чебоксары Чувашской Республики

 

 

 

                                                                                                                             

 

 

 

 

«Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ» Статья для учителей-дефектологов

 

 

 

 

 

 

подготовила

учитель - дефектолог

Садовникова Надежда Федоровна

  

 

Чебоксары

2014 год

   Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движения). Оно имеет большое значение для становления познавательной деятельности ребенка, для формирования у него высших психических функций.

Обогащение сенсорного опыта через пространственное восприятие особо важно для детей с ОВЗ.

   У нормально развивающихся детей к началу школьного обучения обычно сформированы основные формы пространственных представлений: ребенок выделяет основные пространственные признаки предметов - форму, величину; имеет представления о направлениях пространства, а также о пространственных отношениях между предметами понимает и использует средства для обозначения пространственных взаимоотношений между предметами.

   Во многих специальных исследованиях показана недостаточная сформированность пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

У многих из них затруднения в формировании пространственных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ориентировки в направлениях пространства и затруднениях определения пространственных отношений между предметами.

   Механизм недостаточности пространственных представлений у различных категорий с отклонениями в развитии может быть разным. В более тяжелых случаях это может быть локальное поражение теменных отделов коры головного мозга. У ребенка с трудом формируется возможность различения  правой и левой стороны, он даже к школьному возрасту не понимает смысл предлогов над, под, за.

   Такой ребенок с большим трудом обучается конструктивной деятельности, он не может сложить из кубиков или из палочек картинку, цельное изображение, картинку, квадрат или треугольник, особенно стойкие затруднения он испытывает в рисовании.

   В дошкольном возрасте у него наблюдаются стойкие затруднения в дифференциации правой и левой стороны тела.

   Несформированность пространственных представлений характерна для всех категорий детей, у которых имеет место замедленный и неправильный темп созревания ЦНС или недоразвитие коры головного мозга, например, у детей с ЗПР, стойкими речевыми расстройствами, у умственно-отсталых детей.

   Имеется определенная характерная динамика в развитии пространственных представлений, характерная как для нормального, так и  нарушенного психического развития. Первоначально у ребенка формируются  представления о форме предметов, затем о величине и  направлениях пространства. У всех детей с ОВЗ особенно нарушено словесное определение пространственных отношений между предметами, замедленно, по сравнению со здоровыми сверстниками, формируется конструктивное мышление, требующее полноценной аналитико-синтетической деятельности мозга. Поэтому для всех категорий с ОВЗ в развитии большое значение имеет проведение ранней коррекционной работы по развитию пространственных представлений. Эта работа проводится в процессе игровой деятельности ребенка, регулируемой взрослыми. Важное значение в развитии пространственных представлений имеют все виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, специальные двигательные упражнения и ФЭМП.

   Во всех видах деятельности ребенка учат наблюдать за предметами, выделять в них пространственные признаки и отношения; устанавливать между ними сходство и различие, обобщать их по общности пространственных признаков и словесно их обозначать.

   У многих детей с органическим поражением ЦНС недостаточно развита зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие.

   Для развития и совершенствования, восприятия пространства, величины, формы, расстояния, местоположения и пространственных отношений между предметами использую в работе специальные упражнения.

   1 серия упражнений: раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаю специальные игры: («Почтовый ящик»), доски Сегена. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учится выполнять это задание.

   Все упражнения на узнавание и соотнесение геометрических фигур тренируют зрительное внимание и способствуют развитию у ребенка пространственных представлений.

   2 серия упражнений: развитие слухового восприятия, фонематического слуха. Ребенку предлагаю задания на придумывание слов с определенными звуками: в начале, середине, конце слова.

   3 серия упражнений: развитие пространственных представлений. Многие дети с ОВЗ испытывают значительные затруднения в обучении из-за несформированности у них пространственных представлений. Известно, что начальные представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела). Многие дети с ОВЗ отстают в развитии движений, с трудом воспринимают, запоминают части своего тела, долго путаются в определении направления. Они с трудом усваивают такие пространственные представления как вверху, внизу, слева, справа, сзади, сбоку, спереди, между. Кроме того, им трудно сложить из частей целое из разрезных картинок, при сооружении построек из кубиков. У некоторых наблюдаются стойкие проявления зеркальности при рисовании, на начальных этапах обучения письму. Дети затрудняются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание сходных по графике букв, испытывают трудности в рисовании, ленке из пластилина, конструировании, нарушения пространственного анализа и синтеза вызывают затруднения в овладении навыками письма, чтения, счета. Дети длительное время не соблюдают линеек в тетрадях, не различает правую и левую стороны, могут начинать писать справа налево, с середины тетради. Нарушения пространственного анализа и синтеза могут мешать и обучению счетным операциям.

   Развитие пространственных представлений является  важным разделом педагогической коррекционной работы в подготовке детей к обучению в школе. Многие из описанных выше игр- упражнений, а также развитие движению, речи, практической деятельности создают необходимые предпосылки для развития пространственных представлений. Однако необходимы и специальные коррекционные занятия, которые проводятся последовательно.

   Вначале у ребенка последовательно формирую пространственную дифференцировку самого себя, представление о схеме тела, представления и ощущения расположения и перемещение его тела в пространстве, дистанции, интервалах.

Дальше формирую пространственные представления в игровой, предметно- практической и конструктивной деятельности. Для развития представлений о схеме тела могут быть использованы следующие упражнения.

   Ребенка сажаю лицом к зеркалу и говорю: «Посмотри, потрогай глаза, нос, лоб, потрогай колено, ноги». Затем выполнение этих действий переносится на взрослого. Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши. Затем формируется представление о правой и левой руке.

   Потом все эти упражнения проводятся на кукле, потом на картинке, по рисунку.

   Упражнения по ориентации в пространстве также проводятся в несколько этапов. Вначале выполняю упражнения  с мячом, флажком и другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: мяч вправо, влево, вверх, вниз. Ребенок, следя за ним, копирует упражнения и тоже проговаривает их. И наконец, ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции.

   Таким образом, одной из характерных особенностей детей с ОВЗ в развитии является  отставание в формировании у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела.

   Итак, коррекционная работа по формированию пространственных представлений состоит из 7 последовательных этапов, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений ребенка. Структура заданий от этапа к этапу усложняется, каждый этап разделен на несколько тем, каждая из которых представляет собой работу на различных уровнях. Такими уровнями являются;

  - уровень пространства собственного тела,

  - пространство вокруг собственного тела (окружающие ребенка объекты),

  - пространство языка (квазипространственные характеристики).

   1 этап. На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице тела (начало работы над схемой тела).

   2 этап. На этом этапе работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лица по параметрам выше всего на лице (вверху), ниже всего на лице (внизу). На данном этапе использую предлоги (над - под – между).

   3 этап. На данном этапе провожу занятия по формированию координатных представлений, совершенствую схемы тела с упором на правую - левую ориентировку. Отрабатываю представления « слева от… », «справа от... »,   «левее, чем ... », «правее, чем…» .

   4 этап. На этом этапе ведется коррекционная работа по формированию временных представлений; (части суток, времена года, дни недели, месяцы).

   5 этап. Анализ представлений «что было раньше», «что позже», «что до», «что после», « что произошло вначале, что потом» .

   6 этап. Обогащение словарного запаса словами – антонимами. Например: высокий - низкий, далекий - близкий.

   7 этап. Является завершающей частью программы и представляет собой серию контрольных заданий, оценивающих понимание и формирование ребенком речевых конструкций.

Дети должны успешно справляться заданиями:

 -какое время года бывает перед осенью?

 - какой день недели бывает перед средой?

 - после какого дня недели наступает пятница?

 -какой месяц является первым месяцем зимы?

 - какой месяц  является последним месяцем весны?

   Таким образом на этих этапах можно решать такие коррекционные задачи:

 - ориентировка в пространстве и во времени;

 -развитие вербального анализа и вербально - логического мышления;

 -расширение словаря.

Опыт работы показывает, что подготовка к школе и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть успешной при условии сформированности у ребенка основных пространственных представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Катаева А.А.,  Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. –М. :2011

Мастюкова Е.А. Лечебная педагогика. М.: 1997

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 компенсирующего вида» города

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 компенсирующего вида» города

Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движения)

Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движения)

Имеется определенная характерная динамика в развитии пространственных представлений, характерная как для нормального, так и нарушенного психического развития

Имеется определенная характерная динамика в развитии пространственных представлений, характерная как для нормального, так и нарушенного психического развития

Они с трудом усваивают такие пространственные представления как вверху, внизу, слева, справа, сзади, сбоку, спереди, между

Они с трудом усваивают такие пространственные представления как вверху, внизу, слева, справа, сзади, сбоку, спереди, между

Таким образом, одной из характерных особенностей детей с

Таким образом, одной из характерных особенностей детей с

Таким образом на этих этапах можно решать такие коррекционные задачи: - ориентировка в пространстве и во времени; -развитие вербального анализа и вербально - логического мышления;…

Таким образом на этих этапах можно решать такие коррекционные задачи: - ориентировка в пространстве и во времени; -развитие вербального анализа и вербально - логического мышления;…

Список использованной литературы

Список использованной литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2023