«Компетентностный подход в обучении младших школьников»
Учитель начальных классов МБОУ «СШ № 9 с УИОП»,
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Михайлова Лариса Николаевна
Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала человека, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности. В настоящее время вопрос о применении новых форм иметодов обучения в начальной школе является одним из наиболее актуальных. Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей. Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать творчески в типичных и нестандартных ситуациях.
1. Принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть носителем «Объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Педагог организует самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы, т.е. создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных, организационных, коммуникативных, оценочных компетенций. И, что очень важно, это происходит в процессе реализации собственных интересов и желаний, приложения усилий, взятия на себя ответственности. В свете вышеизложенного изменяются и требования к современному уроку в начальной школе. Учителю необходимо осознать, что урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Современный урок - это урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Компетенция (в переводе с лат.)- круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. В свете модернизации российского образования под понятием «компетенция» надо понимать – то, на что претендуют или то, что необходимо достичь.Термины «компетенция» и «компетентность» часто используют как синонимы. Но это неграмотно.
«Компетентность» определяет, что из
желаемого достиг конкретный человек.
Компетентность – мера освоения компетенции.
Таким образом, ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока:
· «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».
· Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
· «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
o Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
Каким в идеале должен быть ученик начальной школы? Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться....
Какими же ключевыми компетенциями для этого должны обладать выпускники начальной школы?
Компетенция - это системное образование в личности младшего школьника, которое включает в себя следующие компоненты:
· когнитивный (знаниевый)- теоретические знания академической области;
· деятельностный - практическое применение знаний в конкретной ситуации
· ценностно - смысловой - оценивание, отношение, эмоции, воля
Содержание и уровня компетенций, формируемых у выпускников начальной школы, в настоящее время этот вопрос находится в стадии разработки. Разные ученые выделяют различные классификации ключевых компетенций. А.В. Хуторской выделяет следующие группы ключевых компетентностей:
1. ценностно-смысловые
2. учебно-познавательные
3. информационные
4. коммуникативные
5. социально-трудовые
6. компетенции личностного самосовершенствования
Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся.
Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий. В содержании учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность как технологии компетентностного подхода. Учителя используют компетентностные формы обучения младших школьников (индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаётся поисковым методам обучения, осуществляется оценивание образовательных достижений (технология портфолио). Содержание учебных предметов предоставляют возможности формировать функционально грамотную личность, способную использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых невозможно получить результат.
С первого класса учителя включают в свои уроки задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.
Рассмотрим это на примере математики.
Коммуникативная компетентность в большей мере формируется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, но представлена в учебниках всех дисциплин начальной школы и достаточно широко. Она формируется по разному: назови …, расскажи, объясни…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся словами … (предлагаются опорные слова) и т. д.
Начиная с первого класса у младших школьников также формируются задатки компетентности, которая носит характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания:сможешь ли ты выполнить …, назвать …, начертить …, нарисовать …? проверь себя. Сравни свой ответ с ответами других ребят.
Учитель должен сам обладать педагогической компетентностью, т.е. быть предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим человеком, постоянно учиться новому в жизни.
1. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход
в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические
технологии. - 2009. - №4. - С. 89-94.
2. Богданова, В.А. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса [Электронный ресурс] / В.А. Богданова - Педсовет.org. - 2007. - 31 августа. - Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option, com_mtree/task, viewlink/link_id, 3843/Itemid, 118/, свободный.
3. Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 86-92.
4. Веденина, В. Деловая игра и ее возможности [Электронный ресурс] / В. Веденина // HR-Portal. Сообщество профессионалов. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/delovaya-igra-i-ee-vozmozhnosti, свободный.
5. Гайдамак, Е.С. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения студентов информатике и информационным технологиям на основе применения кейс-метода [Электронный ресурс] / Е.С. Гайдамак // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-2577.html, свободный.
6. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №2. - С. 42-47.
7. Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся [Текст] / В. Зайцев // Сельская школа. - 2009. - №5. - С. 28-35.
8. Земскова, А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе [Текст] / А.С. Земскова // Совет ректоров. - 2008. - №8. - С. 12-16.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.