Тезисы
1Слайд Здравствуйте, представляю вашему вниманию работу на тему: Проблема жаргонизации речи в современном русском языке.
2Слайд Язык занимает особое место как в формировании культурного уровня одного человека, так и общества в целом. В последнее время происходит ослабление норм русского языка, снижение уровня его чистоты, выразительности, что ведет к размыванию границ между литературным и разговорным стилями речи, и, как следствие, происходит изменение нравственных понятий. Образуется замкнутый круг: чистота речи, ограничивающая использование элементов языка, отвергаемых нормами нравственности, не в должной мере выполняет свои функции, и в речи современного молодого человека широко используются ненормативные элементы, одним из которых является жаргон. Таким образом
3 Слайд
1. Объект исследования: состояние современного русского языка
2. Предмет исследования: проблема жаргонизации речи в современном русском языке
3. Цель исследования: изучение проблемы жаргонизации речи в современном русском языке
4 Слайд
3. Задачи исследования:
1. Рассмотреть Сущность понятия «жаргон»
2. Исследовать проблему «жаргонизации» в молодежной среде
3 .Провести анкетирование на тему: «Жаргон в нашей жизни»
4. Рассмотреть жаргонизацию речи как основную проблему загрязнения русского языка и средства борьбы с данным языковым явлением
5. Разработать буклет на тему: «Жаргозация речи» (3 слайд)
5 Слайд Рассмотрим сущность понятия "жаргон" - это совокупность особенностей разговорной речи людей, объединённых общностью интересов, занятий, общественного положения.
6 Слайд Среди жаргонизмов выделяют следующие разновидности:
·Профессиональный;
· Тюремно - лагерный жаргон (например, капать, стучать в значении «доносить», качать права «настаивать на чем-либо» и т.д.);
· Молодежный жаргон (например, мирово, железно, классно, клево, потрясно);
·-Молодежный сленг (например, халява, халтура - бесплатно, безответственно; красава – молодец; рубить бабло, поймать куш - заработать, иногда нелегально);
·Студенческий жаргон (например, академ - академический отпуск; галёрка, камчатка - задние ряды в аудитории; шпора» - шпаргалка);
·Компьютерный жаргон (например, тормозить — медленно думать, плохо соображатъ)
7 Слайд
Для исследования проблем жаргонизации в современном русском языке в молодежной среде, проведено анкетирование.
Название методики: социологический опрос «Жаргон в нашей жизни»
Дата проведения методики: 2.02.2018г.
Место проведения: ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»
Участники исследования - обучающиеся 113 группы в количестве 14 человек.
Цель методики: Выявить отношение обучающихся –первокурсников к языковому явлению «жаргон, молодежный сленг».
Оборудование: бланки опроса
Описание и порядок работы: обучающемуся предлагалось ответить на предложенные вопросы, дать свой ответ.
На 1 вопрос основная часть опрошенных – 64% утверждали, что сленг помогает им быть как все, 35% опрошенных пытаются таким образом сделать свою речь яркой, остальные утверждали, что жаргон – это свидетельство низкого уровня языковой культуры человека
Слайд 8 50% опрошенных утверждает, что употребление жаргона оправданно, а остальные утверждали, что это ведет к засорению русского языка.
Слайд 9 57% опрошенных утверждают, что употребление жаргона вовсе не престижно, не уверены в правильности утверждения 28%, но 15% считают престижным употребление жаргона.
Слайд 10 На вопрос о частоте употребления сленговых слов 35% респондентов ответили, что часто употребляют слова данной лексики, 30% сказали, что просто используют эти слова, и 35% редко использует их. К сожалению, совсем не нашлось таких людей, кто никогда не использует жаргон.
Слайд 11 57% респондентов утверждают. Что жаргон в речи чаще всего используют мужчины, а 33% утверждало, что чаще всего сленгом пользуются женщины. По итогам проведенной диагностики можно сделать вывод, что обучающиеся первого курса колледжа, участвующие в исследовании состояния речевой культуры личности, их отношения к жаргону, соответствуют психологическому портрету современного молодого человека, не соблюдающего нормы речи, на первый план в общении выдвигающего сленг. Проведенная диагностика свидетельствует о небрежности первокурсников в собственной речи, о низком речевом развитии, о трудностях, возникающих в речевом культурном общении.
Слайд 12 Жаргонизация языка – серьезная проблема.
Жаргонизмы не способствуют точности выражения мысли, они портят и засоряют речь. В классическом литературном языке они используются лишь для характеристики персонажей – представителей определенной среды. Академик Д.С.Лихачев отмечал, что «жаргон - это не только примитивная речь, она отражает и примитивное сознание. Это беда современного общества, лингвоэкологи говорят о разрушении речевой и культурной традиции».
Не стоит призывать молодых людей давать «торжественное обещание» никогда не употреблять слова молодежного сленга. Гораздо важнее, призвать задуматься каждого молодого человека о том, как он говорит, какие слова употребляет, насколько целесообразно использование в его речи сленга.
Мы считаем, что:
Ø на государственном уровне нужно поставить правовой заслон сленговым словам в литературе, на телевидении, в кино, в театральных постановках, в СМИ, в рекламе и т.д.;
Ø на уровне образовательных учреждений необходимы системные мероприятия, которые были бы направлены на формирование любви к литературному русскому языку.
Хорошая речь не может быть без соответствующих знаний, умений и навыков. Необходимо воспитывать в каждом человеке любовь и уважение к родному языку, к культуре и к истории своего народа, ее прошлому и настоящему. Для того, чтобы состояние языка не вызывало тревоги, каждый человек должен постоянно думать над тем, что он говорит, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в смысл своих слов, необходимо постоянно заниматься развитием своей речевой культуры, постижением глубин русского языка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.