Статья " Проблема жаргонизации речи в современном русском языке"

  • docx
  • 14.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тезисы.docx

Тезисы

1Слайд Здравствуйте, представляю вашему вниманию работу на тему: Проблема жаргонизации речи в современном русском языке.

2Слайд Язык занимает особое место  как в формировании культурного уровня одного человека, так и общества в целом. В последнее время происходит ослабление норм русского языка, снижение уровня его чистоты, выразительности, что ведет к размыванию границ между литературным  и разговорным стилями речи, и, как следствие, происходит изменение нравственных понятий. Образуется замкнутый круг: чистота речи, ограничивающая использование элементов языка, отвергаемых нормами нравственности, не в должной мере выполняет свои функции, и в речи современного молодого человека широко используются ненормативные элементы, одним из которых является жаргон. Таким образом

3 Слайд

1.                     Объект исследования: состояние современного русского языка 

2.                     Предмет исследования: проблема жаргонизации речи в современном русском языке

3.                     Цель исследования: изучение  проблемы жаргонизации речи в современном русском языке

4 Слайд

3. Задачи исследования:

1. Рассмотреть Сущность понятия «жаргон»

2. Исследовать проблему «жаргонизации» в молодежной среде

3 .Провести анкетирование на тему: «Жаргон в нашей жизни»

4. Рассмотреть жаргонизацию речи как основную проблему загрязнения русского языка и средства борьбы с данным языковым явлением

5. Разработать буклет на тему: «Жаргозация речи» (3 слайд)

5 Слайд Рассмотрим сущность понятия "жаргон" -  это совокупность особенностей разговорной речи людей, объединённых общностью интересов, занятий, общественного положения.

6 Слайд  Среди жаргонизмов выделяют следующие разновидности:  

·Профессиональный;

· Тюремно -  лагерный жаргон (например,  капать, стучать в значении «доносить», качать права «настаивать на чем-либо» и т.д.);  

· Молодежный жаргон (например,  мирово, железно, классно, клево, потрясно);      

·-Молодежный сленг (например, халява, халтура - бесплатно, безответственно; красава – молодец;  рубить бабло, поймать куш - заработать, иногда нелегально);

·Студенческий жаргон (например, академ - академический отпуск; галёрка, камчатка - задние ряды в аудитории; шпора» - шпаргалка);

·Компьютерный жаргон (например, тормозить  — медленно думать, плохо соображатъ)

7 Слайд

Для исследования проблем жаргонизации в современном русском языке в молодежной среде, проведено  анкетирование.

Название методики: социологический опрос «Жаргон в нашей  жизни»

Дата проведения методики: 2.02.2018г.

Место проведения: ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

Участники исследования - обучающиеся 113 группы в количестве 14 человек.

        Цель методики: Выявить отношение обучающихся –первокурсников к языковому явлению «жаргон, молодежный сленг».

         Оборудование: бланки опроса

        Описание и порядок работы: обучающемуся предлагалось ответить на предложенные вопросы, дать свой ответ.

На 1 вопрос   основная часть опрошенных – 64% утверждали, что сленг помогает им быть как все, 35% опрошенных пытаются таким образом сделать свою речь яркой, остальные утверждали, что жаргон – это свидетельство низкого уровня языковой культуры человека

Слайд 8 50% опрошенных  утверждает, что употребление жаргона оправданно, а остальные утверждали, что это ведет к засорению русского языка.

Слайд 9 57% опрошенных утверждают, что употребление жаргона вовсе не престижно, не уверены в правильности утверждения  28%, но 15% считают престижным употребление жаргона.

Слайд 10 На вопрос о частоте употребления сленговых слов  35% респондентов ответили, что часто употребляют слова данной лексики, 30%  сказали, что просто используют эти слова, и 35% редко использует их. К сожалению, совсем не нашлось таких людей, кто никогда не использует жаргон.

Слайд 11 57% респондентов утверждают. Что жаргон в речи чаще всего используют мужчины, а 33% утверждало, что чаще всего сленгом пользуются женщины. По итогам проведенной диагностики можно сделать вывод, что обучающиеся первого курса колледжа, участвующие в исследовании состояния речевой культуры личности, их отношения к жаргону, соответствуют психологическому портрету современного молодого человека, не соблюдающего нормы речи, на первый план в общении выдвигающего сленг. Проведенная диагностика свидетельствует о небрежности первокурсников в собственной речи, о низком речевом развитии, о трудностях, возникающих  в речевом культурном общении.

Слайд 12 Жаргонизация языка – серьезная проблема.

  Жаргонизмы не способствуют точности выражения мысли, они портят и засоряют речь. В классическом литературном языке они используются лишь для характеристики персонажей – представителей определенной среды. Академик Д.С.Лихачев отмечал, что «жаргон - это не только примитивная речь, она отражает и примитивное сознание. Это беда современного общества, лингвоэкологи говорят о разрушении речевой и культурной традиции».

Не стоит призывать молодых людей давать «торжественное обещание» никогда не употреблять слова молодежного сленга. Гораздо важнее, призвать задуматься каждого молодого человека о том, как он говорит, какие слова употребляет, насколько целесообразно использование в его речи сленга.                                                                                                                                                                                   

Мы считаем,  что:                                                                                             

Ø на  государственном  уровне  нужно поставить правовой заслон сленговым словам в литературе, на телевидении, в кино, в театральных постановках, в СМИ, в рекламе и т.д.;                                                                 

Ø на  уровне  образовательных учреждений необходимы  системные  мероприятия,  которые  были  бы  направлены на  формирование  любви  к литературному русскому  языку.

Хорошая речь не может быть без соответствующих знаний, умений и навыков. Необходимо воспитывать в каждом человеке любовь и уважение к родному языку, к культуре и к истории своего народа, ее прошлому и настоящему. Для того, чтобы состояние языка не вызывало тревоги, каждый человек должен постоянно думать над тем, что он говорит, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в смысл своих слов, необходимо постоянно заниматься развитием своей речевой культуры, постижением глубин русского языка.