ШКОЛА БЕЗ ДЕТЕЙ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Тихонов А.А.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школаинтернат
«Белгородский инженерный юношеский лицейинтернат»
г. Белгород
Тихонова Е.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №47» г. Белгород
Чем быстрее развивается мир, тем больше в нем появляется соблазнов,
которые влекут своей новизной и неизведанностью. Попробовав чтото новое,
человек не замечает, как становится зависимым в той или иной степени от
определенного яркого ощущения. Современная жизнь несет в себе много
стрессов, от которых люди пытаются освободиться, благодаря различным
формам поведения, которые могут вызывать зависимость.
Зависимое поведение проблема, которая является актуальной для
очень большого числа людей. Особенно эта проблема затрагивает молодёжь.
В погоне за фееричными событиями, получением адреналина и новых
эмоций молодые люди часто не задумываются о последствиях. Сначала
подобное поведение кажется абсолютно безобидным, не вызывает
беспокойства и даже приносит радость. Однако всегда есть риск того, что за
короткий промежуток времени все это превратится в тяжелую зависимость,
которая таит в себе огромную опасность, приводит к разрушению личности,
психическим, соматическим, физическим заболеваниям и даже к смерти.
«Кто входит в дверь счастья через дверь удовольствий, тот
обыкновенно выходит через дверь страданий» говорил французский
математик, физик, литератор и философ Паскаль.
Очень актуально сейчас стоит данная проблема среди
несовершеннолетних. Это происходит по ряду причин: в силу постоянной
занятости родителей, которые не могут уделить ребенку должного внимания;
огромного количества не всегда полезной информации, непорядочных людей,
пытающихся завладеть сознанием подростка.
Зависимость – это, в первую очередь, потеря свободы и контроля над
своей жизнью. У зависимого человека желания, ценности, цели подчинены
влиянию объекта зависимости.
К зависимости могут приводить очень разнообразные формы поведения
из разных областей жизни человека. Самыми распространёнными видами
зависимости являются:
зависимость от психоактивных веществ, компьютерная зависимость, игровая зависимость, эмоциональная зависимость,
сексуальная зависимость.
Говоря о несовершеннолетних, следует сразу отметить, что в процессе
своего развития они приспосабливаются к окружающему их миру постепенно.
Они учатся вычленять из повседневной жизни хорошее и плохое. Но для того,
чтобы дети не попали в зависимость от чеголибо, родители и образовательная
организация должны работать как слаженный механизм. Особенно опасен так
называемый «Переходный период».
До определенного возраста дети прислушиваются к мнению взрослых
(прежде всего родителей). Но в подростковом возрасте, в отличие от
предыдущих стадий развития, где взрослые оказывали более или менее
прямое воздействие на решение важнейших задач ребенком, их влияние
становится косвенным.
Подросток все больше полагается на свои внутренние ресурсы,
сформированные убеждения и социальные умения. Если у подростка
сформировано доверие к окружающему миру (что в современной социальной
ситуации является проблематичным), самостоятельность, ответственность,
коммуникативная культура, система нравственных убеждений, то его шансы
на успешную идентичность значительно возрастают. Если подросток отягощен
наследственными психическими заболеваниями, имеет в истории семьи
алкоголизм или наркоманию, является созависимым (наличие заболевания
наркомании или алкоголизма у членов семьи), имеет эмоциональную
зависимость от матери, то его шансы на достижение идентичности
уменьшаются.
Образовательное учреждение должно внимательно следить за
состоянием несовершеннолетних, помочь адаптироваться к жизни и принять
правильное решение во избежание какойлибо зависимости тем, кто наиболее
уязвим (так называемые трудные подростки с девиантным поведением). В
образовательных учреждениях, где дети и подростки проводят достаточно
много времени, где они всегда на виду доступной должна стать помощь.
Сейчас практически в каждой школе есть психолог и социальный
педагог, которые в первую очередь должны увидеть подростка, имеющего
проблемы в поведении и учебном процессе. Постараться выяснить
коллегиально (вместе с классным руководителем и родителями, если это
возможно) что является причиной столь агрессивного (либо наоборот
пассивного) поведения школьника.
Что же может предпринять образовательная организация для
школьников в общем плане для разрешения вышеуказанной проблемы?
Сделать основной упор на усиление нравственного воспитания
несовершеннолетних. Грамотно встраивать в учебновоспитательный процесс информационные
мероприятия по профилактике различных видов зависимости. Дать
информацию и детям и родителям о той или иной зависимости, которую
человек приобретает по своему собственному выбору.
Просвещать родителей по различным проблемам зависимого поведения,
приобретающих массовый характер, их роли в этой проблеме.
Привлекать специалистов из различных областей для разъяснения первых
признаков той или иной зависимости у несовершеннолетних. Делать это
можно на общешкольных собраниях и на отдельно организованных
беседах.
Исследовать вместе с детьми и подростками причины, по которым, люди
вовлекаются в различные виды зависимости. Акцентировать слабость
натуры человека, делающей свой выбор в пользу наркотиков, алкоголя,
экстремальных видов спорта и прочего с целью их использования для
решения эмоциональных проблем.
Исследовать вместе с детьми и подростками процесс формирования
зависимого поведения, дискриминируя его в обсуждении. Доказать
несовершеннолетнему на примере любой из зависимостей, что сначала он
платит за любопытство, потом за сомнительное удовольствие, затем
стремиться избежать боль и получить кратковременное состояние
комфорта, а в финале просто сражается за возможность почувствовать
себя так, как он чувствовал себя раньше.
Организовать обучение детей и подростков в малых группах базовым
социальным умениям:
o Общаться
o Разрешать конфликтные ситуации
o Преодолевать стресс
o Принимать решения
o Планировать свое будущее.
o Управлять своим поведением на основе самопознания
В решении всех этих задач должны быть обязательно задействованы
различные специалисты: педагоги, психологи, валеологи, медицинские
работники, родители, подготовленные старшеклассники.
Мало сделать образовательное пространство безопасным, защищающим,
привлекательным, доступным. Нужно вести постоянную качественную работу
с несовершеннолетними, чтобы они научились принимать правильные решения
и делать грамотный выбор в пользу свободы, а не зависимости.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 Т. М.:
Издательство: Педагогика, 1984. Т.4. 432 с. 2. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности
подростков с интернетзависимостью // Вопросы психического здоровья детей
и подростков. 2005. Т.5. № 2.С. 2027
3. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология.
Избранные психологические труды. М.: Издательство Московского
психологосоциального института, 2002. 432 с.
4. Шавамиш В.В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2001.
Статья
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.