Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
воспитательная работа
4 кл
21.01.2018
Статья
Публикация является частью публикации:
Современное состояние проф.об..doc
Современное состояние, проблемы и перспективы школьного образования в условиях профильного обучения Современные стратегии общего образования нацеливают  педагога    на подготовку   компетентных,   способных   к   активной   интеллектуальной   и трудовой   деятельности   выпускников   средних   учебных   заведений,   что предопределяется   Национальной   доктриной   развития   образования, концепцией общего среднего образования, конкретизируется требованиями Государственного стандарта базового и полного среднего образования. В   названных   документах   заложены   принципиально   новые   цели   и подходы к содержанию и организации учебного процесса в старшей школе. Профильная   школа   в   наибольшей   мере   способна   реализовать   личностно ориентированное   обучение,   что   дает   возможность   наиболее   полного удовлетворения   образовательных   потребностей  учащихся,  осуществления их   сознательного   подхода   к   выбору   будущей   профессии,   развития   способностей, целеустремлениям старшеклассников.   жизненным отвечающих        Введение профильного обучения является актуальным и важным шагом в развитии   Российской   системы   школьного   образования.   Как   и   любое нововведение   подобного   масштаба,   этот   шаг   должен   быть   максимально обдуман, проработан, выверен. Прежде всего, следует разграничить понятия “профильное обучение” и “профильная школа”. Профильное   обучение –   средство   дифференциации   и   индивидуализации обучения,   позволяющее   за   счет   изменений   в   структуре,   содержании   и организации   образовательного   процесса   более   полно   учитывать   интересы, склонности   и   способности   учащихся,   создавать   условия   для   обучения старшеклассников   в   соответствии   с   их   профильными   интересами   и намерениями в отношении продолжения образования.  Профильная школа есть институциональная  форма реализации этой цели. Это  основная  форма, однако,  перспективными   в отдельных  случаях   могут стать   иные   формы   организации   профильного   обучения,   в   том   числе выводящие   реализацию   соответствующих   образовательных   стандартов   и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.  Профильное   обучение   направлено   на   реализацию   личностно ориентированного   учебного   процесса.   При   этом   существенно расширяются   возможности   выстраивания   учеником   индивидуальной образовательной   траектории.   Переход   к   профильному   обучению преследует следующие основные цели:    создать   условия   для   существенной   дифференциации   содержания обучения   старшеклассников   с   широкими   и   гибкими   возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;  обеспечить   углубленное   изучение   отдельных   предметов   программы полного общего образования;  способствовать   установлению   равного   доступа   к   полноценному образованию   разным   категориям   обучающихся   в   соответствии   с   их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;  расширять   возможности   социализации   учащихся,   обеспечить преемственность   между   общим   и   профессиональным   образованием, более   эффективно   подготовить   выпускников   школы   к   усвоению программ высшего профессионального образования.        Основная идея обновления старшей ступени общего образования в том, что   образование   здесь   должно   стать   более   индивидуализированным, функциональным   и   эффективным.   Многолетняя   практика   убедительно показала,   что,   как   минимум,   начиная   с   позднего   подросткового   возраста, примерно с 15 лет в системе образования должны быть созданы условия для реализации   обучающимися   своих   интересов,   способностей   и   дальнейших (послешкольных)   жизненных   планов.   Социологические   исследования доказывают,   что   большинство   старшеклассников   (более   70%)   отдают предпочтение тому, чтобы “знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться”. Иначе   говоря,   профилизация   обучения   в   старших   классах   соответствует структуре   образовательных   и   жизненных   установок   большинства старшеклассников.   К   15­16   годам   у   большинства   учащихся   складывается ориентация   на   сферу   будущей   профильной   деятельности.   Так,   по   данным социологических   опросов,   проведенных   Центром   социологических исследований Минобразования России, “профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается   уже   в   УШ   классе   и   достигает   своего   пика   в   1Х,   а профессиональное   самоопределение   тех,   кто   намерен   продолжить   учебу   в вузе,  в  основном   складывается   в  1Х   классе”.   При   этом   примерно   70­75% учащихся   в   конце   1Х   класса   уже   определились   в   выборе   сферы профессиональной деятельности. В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости   дополнительной   специализированной   подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования   в   вузах.   Традиционная   непрофильная   подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности   между   школой   и   вузом,   породила   многочисленные подготовительные   отделения   вузов,   репетиторство,   платные   курсы. Большинство   старшеклассников   считает,   что   существующее   ныне   общее образование   не   дает   возможностей   для   успешного   обучения   в   вузе   и построения дальнейшей профессиональной карьеры. Важнейшим   вопросом   организации   профильного   обучения   является определение   структуры   и   направлений   профилизации,   а   также   модели организации  профильного обучения.  Любая  форма  профилизации  обучения ведет   к   сокращению   инвариантного   компонента.   В   отличие   от   привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один­ два   предмета   изучаются   по   углубленным   программам,   а   остальные   –   на базовом   уровне,   реализация   профильного   обучения   возможна   только   при условии   относительного   сокращения   учебного   материала   непрофильных предметов,   изучаемых   с   целью   завершения   базовой   общеобразовательной подготовки учащихся. Модель   общеобразовательного   учреждения   с   профильным   обучением   на старшей   ступени   предусматривает   возможность   разнообразных   комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения.   Эта   система   должна   включать   в  себя   следующие   типы   учебных предметов:   базовые   общеобразовательные,   профильные   и   элективные.   В прошлом   учебном   году   в   нашей   школе   были   организованы   классы   с математическим,   гуманитарным   профилями,   общеобразовательный   класс. Соответственно   было   выделено   6,   4   и   5   часов   математики   в   неделю.   В профильных классах велись элективные курсы. Концепция   профильного   обучения   исходит   из   многообразия   форм   его реализации.   Возможна   такая   организация   образовательных   учреждений различных   уровней,   при   которой   реализуется   не   только   содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профильных предметов. Можно выделить  несколько  вариантов  (моделей)  организации  профильного обучения. 1. Модель внутришкольной профилизации Общеобразовательное   учреждение   может   быть   однопрофильным (реализовывать   только   один   избранный   профиль)   и   многопрофильным (организовать несколько профилей обучения). 2. Модель сетевой организации. В   подобной   модели   профильное   обучение   учащихся   конкретной   школы осуществляется   за   счет   целенаправленного   и   организованного   привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Решение   об   организации   профильного   обучения   в   конкретном образовательном   учреждении   принимает   его   учредитель   по   представлению администрации образовательного учреждения. Чего от нас хотят? Кто мы и что можем сделать? Как мы это будем делать? Итак, государство хочет, чтобы мы создали условия для развития свободной, мыслящей,   деятельной,   социально­адаптированной   личности,   получившей качественное   общее   образование   (концепция   модернизации   Российского образования). Макросоциум – хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе. Микросоциум –   хочет,   видеть   в   нас   школу,   основанную   на   порядке   и дисциплине,   разумной   требовательности   к   детям,   где   обеспечивается комфорт не только физический, но и душевный (100% опрошенных). Родители – хотят, чтобы:  школа обеспечивала подготовку в ВУЗ (65% опрошенных);  ребенок получил образование в профильном классе (60% опрошенных);  ребенок просто находился в школьном пространстве до 16лет, потому что куда ему еще деваться (26% опрошенных)  ребенок   занимался   в   кружках,   секциях   именно   в   школе   (52% опрошенных)   в   связи   с   отдаленностью   школы   от   центра   досуговой деятельности,   а   то,   что   есть   в   микрорайоне   не   полностью   их удовлетворяет. Ученики   –   хотят,   чтобы   в   школе   было   интересно   учиться,   чтобы   к   ним относились   с   уважением,   иметь   учебный   успех,   получить   качественное образование. Приоритетные направления работы школы. Усиление личностной направленности образования (новые технологии). Обновление   содержания   образования   (введение   пропедевтических   курсов, предметов углубленного изучения, элективных курсов). Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья   учащихся   и   привития   навыков   здорового   образа   жизни.   Модель школы.  1 ступень – 1­4 классы – развивающее и традиционное обучение. Миссия начальной школы – научить ребенка учиться, заложить способы учебной деятельности.  2   ступень   –   5­9   классы   –   общеобразовательные   предметы, пропедевтические курсы. Миссия среднего звена – развитие способов учебной, исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса.  3   ступень   –   10­11   классы   –   общеобразовательные   предметы, углубленные предметы естественно­математического и гуманитарного циклов. Миссия   старшей   школы   –   создание   условий   для   профессионального самоопределения. Во всем мире идет поступательное движение от общества индустриального к обществу информационному. Будет ли это достигнуто, зависит, прежде всего, от образования, которое формирует общество: его ценности, цели, духовного и   творческого   потенциала.   Для   этого   принципиально   должен   измениться взгляд   на  образование   –  не   овладение   учащимися   ЗУНами,  а  становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности. Всему этому способствует профильное обучение. Этапы введения профильного обучения Подготовительный   этап   –   обновление   содержания   образования   и   его обеспечение.   На   этом   этапе   составляются   учебные   планы   (наша   школа работает по углубленному изучению естественно­математических дисциплин и по учебным планам федерального эксперимента по обновлению структуры и содержания   общего   (полного)   образования),   программы,   учебники, методические   пособия.   Выбор   профиля   по   результатам   анкетирования учащихся, бесед с родителями. Введение ЕГЭ. Учащимся школы представлена возможность участия в пробном экзамене. Первый этап – переход на предпрофильное обучение в 9 кл. В нашей школе уже на протяжении двух лет работают предпрофильные курсы  по выбору учащихся на П ступени Второй   этап  –  процедура   приема   выпускников   предпрофильных   классов   в профильные классы через собеседование, тестирование, заявления родителей. Третий этап  –  осуществление профильного обучения   гуманитарный профиль – 10б естественно­математический профиль – 10в Наша работа по профильному обучению осуществляется поэтапно согласно концепции профильного обучения. В   школе   создана   психологическая   служба   для   осуществления   психолого­ педагогического аспекта профилизации. Профильное образование и профильная школа. Профильное   обучение   –   средство   дифференциации   и   индивидуализации обучения,   позволяющее   за   счет   изменения   в   структуре,   содержании   и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности   и   способности   учащихся,   создавать   условия   для   обучения старшеклассников   в   соответствии   их   профессиональными   интересами   и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Профильная школа ­ «организм», который должен быть устроен так, чтобы ученик,  находясь в нем, был  максимально  возможно успешен.  Интересы ученика,   устремленные   к   следующей   ступени   образования   и/или профессиональной   деятельности   не   просто   должны   учитываться,   а определять и содержание, и устройство школы. Профильная   школа   –   лишь   одна   из   форм   реализации   профильного обучения. Самая массовая, конечно же, но одна из нескольких возможных. Само   наличие   профильной   школы   не   отрицает   иных   путей   получения молодым россиянином аттестата. Следовательно, с введением профильного обучения,   школа   как   институциональная   форма   в   среднесрочной перспективе   начнет   конкурировать   с   дистанционным,   семейным образованием, например. То   есть,   создавая   проект   старшей   школы,   каждый   педагогический коллектив   должен   понимать,   что   реализуемая   им   образовательная программа,   должна   учитывать   теперь   не   только   интересы   государства (базовые общеобразовательные предметы Базисного учебного плана), но и профессиональных элит, вуза (профильные предметы), и старшеклассника (элективные курсы), степень учета интереса, запроса ученика (семьи) на результат образования который достигается за счет изучения элективных курсов,   максимален   по   сравнению   с   другими   составляющими образовательной программы. Профильная школа будет отличаться от общеобразовательной тем, что она должна будет дать ученику возможность приобрести необходимый набор умений на том наборе учебных курсов (профиль), который ученику ближе, интереснее.   Причем,   содержание   части   этих   учебных   предметов   будет задано стандартом профильного уровня, а вторая его часть (элективная) – станут   предметом   согласования   между  конкретным   учителем   и  группой учеников. В 1966­ г. в СССР появились классы и школы с углубленным изучением различных предметов; в 90­х годах прошлого столетия ­ лицеи, гимназии, комплексы и т.д. Но необходимо учесть, что все они работали «на фоне» массовой общеобразовательной школы, то есть имели возможность выбора ученика. Придется заинтересовывать учеников, агитировать их (в хорошем смысле этого слова) стать «физиками или лириками» красотой физического эксперимента или литературного текста. На элективном же курсе, где и народу поменьше, и обязательного учебника нет ­ это сделать проще, легче, уместнее.   Подавляющее   большинство   школ,   изберают   традиционную   для   России модель   реализации   профильного   обучения,   создав   несколько   классов, каждый определенного профиля. Включение в Базисный учебный план элективных курсов – действие для российской   школы   инновационное.   Они   становятся   тем   местом   в образовательном пространстве школы, которое может позволить: 2. Виды элективных курсов Элективные   курсы (курсы   по   выбору)   играют   важную   роль   в   системе профильного   обучения   на   старшей   ступени   школы.   В   отличии   от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы­ обязательны для старшеклассников. В   соответствии   с   одобренной   Минобразованием   России   «Концепцией профильного   обучения   на   старшей   ступени   общего   образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных.   Каждый   из   курсов   этих   трех   типов   вносит   свой   вклад   в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа. Наличие права принятия учеником ответственного решения – мощнейший педагогический   ресурс.   Сама   возможность   совершения   такого   выбора ставит ученика перед необходимостью принятия ответственного решения. Для того, чтобы выбрать что­то от чего­то необходимо отказаться, то есть надо решить проблему. Это означает, что надо оценить что именно, для чего   и   с   чьей   помощью   следует   изучать.   У   классного   руководителя, учителя, ученика, родителя, психолога появляется предмет переговоров, который касается содержания образования и уже только из­за этого стоит вводить в учебный план школы курсы по выбору. Но   в   рамках   реализации   концепции   профильного   обучения   на   старшей ступени общего образования элективные курсы вводились не с этой целью. По   замыслу   идеологов   реформы,   элективные   курсы   должны   помочь   в решении следующих задач. Создание условий для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с определенным видом профессиональной деятельности. Вторая   задача   –   помочь   старшекласснику,   совершившему   в   первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных. Содержание элективного курса Содержание   программы   курса   по   выбору,   прежде   всего   зависимости   от особенностей   набора   профилей   на   третьей   ступени   обучения   в   данной школе   и   специфики   состава   учащихся   (количество,   уровень предшествующей   подготовки).   Понятно,   что,   работая   с   одной   группой нужно,   прежде   всего,   ликвидировать   пробелы   в   знаниях   и   умениях,   а другой – получить опыт решения задач повышенного уровня сложности. Но какие бы задачи не сформулировал перед собой учитель он не может не помнить о необходимости соблюдения следующих условий:   Курс   должен   быть   построен   так,   чтобы   он   позволял   использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы.   В   противном   случае   и   «ликвидация   пробелов»   и   «углубленная подготовка» переродится во вполне традиционное натаскивание. Содержание   курса,   форма   его   организации   должны   помогать   ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Отбирая   содержание,   учитель   должен   ответить   на   вопросы:   «Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой? Чем он будет ему полезен, интересен?». Элективные   курсы   должны   способствовать   созданию   положительной мотивации Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будет для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк,   филолог,   физик   и   т.д.),   то   есть   повлиять   на   выбор   учеником сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Курсы (по возможности) должны опираться на какое­либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию». Содержание   элективных   курсов   не   должно   дублировать   содержание предметов обязательных для изучения. Если автор относит свой курс к ориентирующим, он должен так построить учебную программу, чтобы ученик мог получить представление о характере профессиональной деятельности. Отобранное   содержание   должно с   одной   стороны,   соответствовать познавательным   возможностям   старшеклассников,   с   другой, предоставляя  ученику возможность  опыт  работы на  уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Содержание курса может представлять собой: Расширенный, углубленный вариант какой­то раздел базового курса; Являться введением в одну из «сопутствующих» данному предмету наук, профессий; Отдельных   фрагментов   из   различных   разделов   одного   или   нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения или освоение определенного вида деятельности.   а,        Таким образом, ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом   реальных   потребностей   рынка   труда,   отработки   гибкой   системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018