В современной отечественной педагогике известно довольно большое число различных подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. В их числе есть как уже известные и устоявшиеся, так и новые. К последним относится компетентностный подход, лежащий в основе федеральных государственных стандартов нового поколения.
ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА.doc
ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К
ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Титова Н.Ю.,
ГБПОУ «Бугульминский
профессионально – педагогический колледж»,
г.Бугульма.
В современной отечественной педагогике известно довольно большое
число различных подходов, лежащих в основе подготовки специалистов. В
их числе есть как уже известные и устоявшиеся, так и новые. К последним
относится компетентностный подход.
Идея компетентностного подхода в педагогике зародилась в начале
80х годов прошлого века. В самое последнее время (с конца прошлого
века) стали уже говорить о компетентностном подходе в образовании
(В.Болотов,
С.Е.Шишов, Б.Д.Эльконин и др.).
Е.Я.Коган,
В.А.Кальней,
А.М.Новиков,
В.В.Сериков,
В качестве цели при реализации компетентностного подхода в
профессиональном образовании выступает формирование компетентного
специалиста.
Под компетенцией понимается нормативное требование к подготовке
студента, оговоренное в ГОС, а под компетентностью — уже состоявшееся
его личностнопрофессиональное качество (совокупность качеств) и
минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Таким
образом, компетентность выступает личностной характеристикой человека,
отражающей уровень профессионализма, а компетенция — совокупностью
требований к человеку со стороны профессии, очерченной кругом
полномочий 1.
Главное в образовательном процессе – это проектирование и
реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение
проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов)2.
Обучить компетентности студента нельзя. Таковым он может стать
лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной
предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени
соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и
нравственным ориентациям. При этом необходимо использовать активные
методы обучения, например, проектный; творческопроблемный; метод
обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие
(взаимодействие с внешним миром); исследования ролевых моделей;
презентации идей и т. п. Кроме этого формировать профессиональную
компетентность можно при помощи комплекса таких стимулов, как:
эффект результативности, достигаемый при органичном включении
студентов в поисковую деятельность, приобретающую субъективный
инновационный характер. В данном случае возможна ориентация студентов
не только на усвоение научнопедагогической информации в соответствии с
ГОС, но и на творческое применение полученных знаний на практике. При
этом студентам можно предложить выполнение специальных творческо
поисковых заданий разного типа, побуждающих их к исследовательской
деятельности по проверке результативности внедрения новой
педагогической информации в образовательный процесс; применение
нестандартных методов и приемов обучения и воспитания школьников;
анализ школьных учебных планов, программ и учебников с позиции
использование новых
требований педагогической инновации;
информационных технологий; реализацию новых подходов к обучению и
воспитанию подрастающего поколения; поиск «педагогического идеала».
Эту деятельность можно организовать на семинарских и практических занятиях, целью которых будет восприятие, осмысление новой информации
с позиции тактических и стратегических задач обучения; упрочение
полученных знаний и формирование определенных компетентностей;
формирование авторской позиции, выработка личного отношения к
изучаемой проблеме. Достижению этой цели будет способствовать чтение и
обсуждение широкого круга научной литературы, периодической печати,
написание сочинений (например, на темы «Размышление о настоящем
учителе технологии (мастере производственного обучения)», «Мой
любимый учитель», «Я — будущий учитель технологии (мастер
производственного обучения)» и т. п.), сбор материала об инновационных
образовательных учреждениях, возглавляемых мастерами педагогического
труда, о педагогических системах, реализовать которые способны
творчески мыслящие, высококомпетентные специалисты.
В докладе ЮНЕСКО говорится:
«Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, а
компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль
навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются
квалификация в строгом смысле этого слова, социальное поведение,
способность работать в группе, инициативность и любовь к риску».
Литература
1. Инновации в образовании: Словарь / Под ред. А.Я.Найна. Челябинск,
1995. 420с.
2. Шумейко Т.С.
Формирование компетентности педагога
Среднее
Т.С.Шумейко
//
профессионального обучения
/
профессиональное образование. 2009. №6. С.4041.
Статья
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.