Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Памятки
doc
администрации
Взрослым
25.04.2018
Статья
Стандартизация образования - одна из глобальных тенденций в реформировании профессионального образования во всем мире. Ее рассматривают в качестве основного средства преодоления кризиса, объясняемый отсутствием достаточной взаимной адаптации общества и образования. Основными задачами стандартизации применительно к профессиональному образованию являются создание системы нормативной документации, определяющей прогрессивные требования к уровню и качеству профессионального образования.
стандартизация профессионального образования.doc
Стандартизация профессионального образования: проблемы модернизации подготовки мастеров производственного обучения в Бугульминском профессионально­педагогическом колледже Стандартизация   образования   ­   одна   из   глобальных   тенденций   в реформировании   профессионального   образования   во   всем   мире.   Ее рассматривают   в   качестве   основного   средства   преодоления   кризиса, объясняемый   отсутствием   достаточной   взаимной   адаптации   общества   и образования. Основными   задачами  стандартизации   применительно  к  профессиональному образованию   являются   создание   системы   нормативной   документации, определяющей   прогрессивные   требования   к   уровню   и   качеству профессионального образования, а также обеспечение контроля за выполнением этих требований и правильностью использования документации. Стандартизация образования   ­   это   установление   единых   требований   к   результатам образовательной   деятельности   в   однотипных   учебных   заведениях,   не исключающее многообразия способов их достижения. Динамика   развития   социально­экономической   ситуации   в   стране   и   мире показывает,   что   качество   человеческого   капитала   в   современных   условиях играет ключевую роль. Несомненно, что в условиях попыток изоляции России, введения   санкций   в   отношении   российской   экономики   возросло   внимание Правительства   РФ   к   структурным   изменениям   в   экономике,   позволяющим реализовать   инновационные   технологии.   Внимание   к   кадровому   потенциалу современного   инновационного   производства   в   этой   связи   усиливается,   о   чем говорят   проводимые   заседания   Госсовета   РФ   по   тематике   подготовки квалифицированных   кадров   и   обсуждение   проблем   развития   системы образования в периодических изданиях [5]. Министерством образования и науки РФ   предпринимается   ряд   мер   по   изменению   всей   идеологии   высшего   и профессионального образования, важнейшим из которых является переход на стандартизацию образования. В какой степени сложившийся опыт перехода на работу по стандартам российского образования (а сегодня мы можем говорить уже о четвертом поколении ФГОС) отвечает требованиям обеспечения качества и   реалиям   развития   российского   общества   [4]?   Следует   отметить,   что стандартизация, конкретизируя требования к подготовке, в некотором смысле их   «сужает»,   должна   давать   возможность   расширения   образования   через вариативность, в этом кроется их диалектическая связь. Исходя из этого можно обозначить несколько позиций «проблемного поля» стандартизации высшего и профессионального образования, которые содержат важные вопросы, от ответа на которые станет понятно, способна ли современная модернизация образования обеспечить   необходимое   качество   и   «доверие»   к   образованию   со   стороны личности,   общества,   государства,   бизнеса.   1.   Глобализация   и   стандартизация образования. Стандартизация образования в эпоху глобализации обеспечивает сравнимый   уровень   образования   в   разных   странах,   что   позволяет   студентам осваивать   различные   компетенции   в   образовательных   организациях   разных стран. Кроме того, происходит передача технологий, как информационных, так и гуманитарных, транслирующих ценности и элементы культуры (возможно, и не самые   лучшие   ее   образцы).   Формируется   возможность   быстрого   переноса производств в условиях глобализации на рынки труда с более дешевой рабочей силой (подготовленных за счет государств для целей международного бизнеса). Первая позиция относительно сравнимых уровней образования содержит в себе определенные особенности (в частности, ставит всех участников на одинаковые ступени   образовательного   процесса).   Да,   это   дает   возможность   для сравнительного   анализа   уровня   образованности   студентов,   предоставляет возможность для обучения в различных вузах и т.д. Эти положительные стороны обсуждались в печати и не вызывают сомнений. Однако в этой связи российское образование   не   предполагает   инновационного   процесса   своего   развития, поскольку оно не должно отличаться от других стран, и предполагается, что там уже   все   сделано   лучше,   чем   у   нас.   Наряду   с   этим,   говоря   о   российском образовании,  необходимо   отметить,   что   переход   на   программы   бакалавриата окончательно   запутал   наших   работодателей.   Если   в   системе   среднего профессионального образования был заложен базовый и повышенный уровень подготовки, то при переходе на бакалавриат в системе высшего образования фактически   произошло   снижение   уровня   подготовки   от   специалиста   к компетентностно­   ориентированному   бакалавру.   Огромное   число   колледжей, переданных Минобрнауки РФ в регионы и в состав вузов, практически исчезло. В   чем   отличие   повышенного   уровня   подготовки   в   колледже,   прикладного   бакалавра   (ориентированного   по   специальности   или   по бакалавра, академическому   направлению)?   Ответ   на   этот   вопрос   может   дать   только специалист в области образования, для работодателей это непонятно. Для чего мы   понизили   уровень   подготовки   –   для   того,   чтобы   соответствовать сопоставимому уровню? Что происходит в реальности. В настоящее время вузы не   готовы   осуществлять   компететностно­ориентированную   подготовку   как   в   колледже)   в   силу   отсутствия   оборудования, (допустим, квалифицированных   специалистов,   отсутствия   мотивации,   что   приводит   к сокращению лекционных курсов и передаче всей ответственности за результаты обучения   самим   студентам   через   самостоятельную   работу.   Современный электронный   учебно­   методический   комплекс   должен   представлять   собой самоучитель   по   профессии   или   дисциплине?   Практически   это   отказ   от сложившейся за многие годы в России инженерной подготовки, где лекционная форма   работы   со   студентами,   позволяющая   развивать   научные   школы, зарекомендовала себя еще в советские годы. Профессионально­педагогическое   образование   представляет   собой единственный   в   России   вид   образования,   нацеленный   на   решение   кадровых проблем   учреждений,   осуществляющих   подготовку,   переподготовку   и повышение   квалификации   граждан   по   рабочим   профессиям   и   специалистов среднего звена. Новые   требования   к   качеству   подготовки   рабочих   кадров   и  специалистов среднего звена, вытекающие из Стратегии социально­экономического развития Республики Татарстан до 2030 г., а также накопившиеся противоречия в системе   предполагают подготовки   профессионально­педагогических   кадров, необходимость   разработки   и   внедрения   новых   подходов   к   организации, структуре и содержанию педагогического образования в целом и подготовки мастеров производственного обучения в частности. Российская Федерация и Республика Татарстан, как ее субъект, унаследовали систему   подготовки   профессионально­педагогических   кадров,   выстроенную   в условиях регулируемого рынка труда, что позволяло осуществлять обязательное распределение   выпускников, ограничивать мобильность абитуриентов.    жестко   регулировать   число   студентов, Система   подготовки   мастеров   производственного   обучения   не   изменялась многие годы и опиралась на сеть профессионально­педагогических колледжей   относительно   равномерно (индустриально­педагогических   техникумов), распределенную   территориально   по   Советскому   Союзу   и   позже   Российской Федерации.   В   последние   годы   число   таких   колледжей   сокращается.   Так,   в Республике   Татарстан   остался   всего   один   колледж,   осуществляющий подготовку мастеров производственного обучения – ГБПОУ  «Бугульминский профессионально­педагогический   колледж».   А   между   тем   мастера   –   это внушительная   по   количеству   и   важности   реализуемых   задач   категория педагогического   сообщества   среднего   профессионального   образования Республики Татарстан, осуществляющая прикладную, практическую подготовку рабочих   и   специалистов   среднего   звена.   Без   производственного   обучения, организатором   и   исполнителем   которого   является   мастер   производственного обучения,   не   обходится   реализации   ни   одной   профессии   и   специальности среднего профессионального образования. Действующая   на   современном   этапе   система   профессионально­ педагогического образования накопила в себе ряд следующих проблем: 1. Во   многих   образовательных   организациях   не   хватает   мастеров производственного   обучения.   Это   подтверждается   данными   мониторинга, проведенного   ГБПОУ   «БППК»   в   марте   2016   г.   Были   опрошены   26 профессиональных   образовательных   учреждений   Республики   Татарстан, которые   высказали   потребность   в   мастерах   производственного   обучения. Результаты мониторинга отражены в таблице 1. Таблица 1 – Потребность ПОО РТ в мастерах производственного обучения По   профессиям СПО По   специальностям СПО Всего 2016 год 53 2017 год 57 2018 год 51 39 92 40 97 36 87 2. Не все работающие мастера имеют образование согласно требованиям Единого   квалификационного   справочника   в   части   квалификационных характеристик (приказ должностей  работников     образования   Минздравсоцразвития   РФ  от   26   августа   2010   г.   №   761н).  Образовательные организации,  зачастую,   насыщены   отраслевыми   специалистами,   не   имеющими психолого­педагогической и методической квалификации. В ряде случаев они проходят ускоренные педагогические курсы, но, как показывает опыт, подобная «доподготовка» малоэффективна. В сознании таких работников не происходит глубокая   интеграция   психологопедагогического   и   специально­предметного компонентов   их   профессии.   В   обучении   превалируют   элементы   «бытовой» педагогики. 3. В   целом   результаты   приема   и   обучения   по   педагогическим направлениям   подготовки,   а   также   данные   о     трудоустройстве   выпускников соответствующих   программ   свидетельствуют   о   существовании   «двойного негативного   отбора»,   когда   в   педагогические   образовательные   организации поступают   не   самые   «лучшие»   (в   академическом   смысле)   абитуриенты,   а педагогами становятся не самые «лучшие» выпускники. 4. Значительная   часть   выпускников,   обучавшихся   на   программах подготовки педагогов, не трудоустраивается ни в систему образования, ни в социальную   сферу. Отсюда следует, что бюджетные расходы на подготовку педагогов   не   приносят   ощутимого   результата   в   виде   трудоустроенных квалифицированных специалистов. 5. Отсутствует   механизм   отбора   абитуриентов,   мотивированных   и способных  к  профессионально­педагогической  деятельности  для поступления на обучение на педагогической специальности.  6. Отсутствие   сетевого   взаимодействия   приводит   к   оторванности системы   педагогического   образования   от   потребностей   реальной профессиональной школы.  7. Срок   обучения   по   специальности   среднего   профессионального образования  44.02.06   «Профессиональное   обучение»   (по   отраслям)   на   базе среднего (полного) общего образования составляет 3 года 10 месяцев. При этом срок   обучения   по   направлению   подготовки   (бакалавриат)   высшего профессионального   образования     44.03.04   Профессиональное   обучение   (по отраслям) также составляет 4 года. Получается, что сроки получения среднего профессионального   и   высшего   профессионального   образования   по   данной специальности одинаковые. Такое положение обуславливает полное отсутствие привлекательности   и   конкурентоспособности   специальности   СПО   перед направлением ВПО, что приводит к низкому спросу абитуриентов на профессию мастера производственного обучения. 8. Действующая     подготовки   мастеров производственного обучения, когда студент принимается на 1 курс и в течение 4 линейная   модель лет готовится только по одному профилю подготовки, является устаревшей и экономически   неэффективной.   В   образовательных   организациях   Республики Татарстан осуществляется подготовка рабочих и специалистов среднего звена более   чем   по   60   профессиям   и   специальностям.   Таким   образом,   для удовлетворения   потребностей   всех   образовательных   организаций   в квалифицированных   мастерах   производственного   обучения   с   требуемым профилем   образования   требуется   наличие   нескольких   профессионально­ педагогических   колледжей.   А   это,   по   ряду   причин,   невозможно.   Поэтому необходимо   создать   такую   систему   подготовки   профессионально­ педагогических   кадров   в   республике,   которая   бы   универсально   и   гибко удовлетворяла потребности сферы образования в мастерах производственного обучения.  9. Отсутствует системы прогнозирования  потребностей образовательных организаций в мастерах производственного обучения в масштабах Республики Татарстан. Немаловажную   роль   в   сложившейся   ситуации   играет   весь   комплекс противоречий, связанных не только с получением педагогического образования, но и с педагогической профессией в целом: низкий престиж профессии педагога (мастера, преподавателя, учителя), отсутствие карьерных перспектив и т. д.  Средством   решения   вышеуказанных   проблем   может   стать   модернизация принципа,   структуры   и   содержания   подготовки   мастеров   производственного обучения посредством отказа от линейной траектории подготовки и реализации модульного подхода при сетевом взаимодействии образовательных организаций Республики Татарстан. 3. Содержание и механизмы реализации программы Средством   разрешения   недостатков   действующей   подготовки   мастеров производственного обучения (раздел 2 настоящей Программы), а также в целях создания эффективной структуры и повышения качества подготовки мастеров предлагается   ступенчатая   модель   подготовки,   основанная   на   модульном принципе   и   сетевом   взаимодействии   образовательных   организаций   и профессионально­педагогического колледжа Республики Татарстан. Сущность ступенчатой модели состоит в следующем. Подготовка   специалистов   среднего   звена   по   специальности  44.03.04 Профессиональное   обучение   (по   отраслям)   с   присвоением   квалификации «Мастер   производственного   обучения»   осуществляется   на   базе   имеющегося среднего   профессионального   образования   по   профессии   или   специальности ускоренно.  Нормативной основой реализации ускоренного обучения являются: ­ п.24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по   образовательным   программам   среднего   профессионального   образования (приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464); ­   Методические   рекомендации   об   организации   ускоренного   обучения   по основным   профессиональным   образовательным   программам   среднего профессионального образования   (письмо Минобрнауки России от 20.07.2015 № 06­846). 3.1.   Подготовка   мастеров   производственного   обучения   из   числа   лиц, имеющих   квалификацию   по   профессии   среднего   профессионального образования Срок обучения составляет 1,5 года.  Финансирование   осуществляется   за   счет   средств   бюджета   Республики Татарстан. В   период   обучения   реализуется   программа   подготовки   специалистов среднего   звена,   состоящая   из   дисциплин,   профессиональных   модулей (междисциплинарных   курсов,   учебной   практики   и   практики   по   профилю специальности) и преддипломной практики: ­ психолого­педагогической, методической, воспитательной направленности: для подготовки по квалификации «Мастер производственного обучения»; ­   отраслевой   (технической)   направленности:   для   «доводки»   ППКРС   до уровня ППССЗ по квалификации «Техник» («Технолог»). Таким   образом,   ППССЗ   по   специальности  44.03.04  Профессиональное обучение (по отраслям) реализуется как надстройка к имеющейся профессии среднего   профессионального   технического   образования   (рис.   1).   Под профессией среднего профессионального технического образования понимаются все профессии СПО, связанные с техникой и технологией производства любой   Техническое   образование   является   неотъемлемой   частью отрасли. профессионального образования и компетентности мастера производственного обучения для осуществления основных видов деятельности на рабочем месте. Рисунок 1. Модель подготовки мастеров производственного обучения на базе имеющейся квалификации по профессии среднего профессионального образования  3.2.   Подготовка   мастеров   производственного   обучения   из   числа   лиц, имеющих   квалификацию   по   специальности   среднего   профессионального образования Срок обучения составляет 1 год.  В   период   обучения   реализуется   программа   подготовки   специалистов среднего   звена,   состоящая   из   дисциплин,   профессиональных   модулей (междисциплинарных   курсов,   учебной   практики   и   практики   по   профилю специальности) и преддипломной практики: ­ психолого­педагогической, методической, воспитательной направленности: для подготовки по квалификации «Мастер производственного обучения».  Подготовка по отраслевой (технической) направленности не требуется. В соответствии с п.3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», финансирование осуществляется за счет собственных средств граждан. Таким   образом,   ППССЗ   по   специальности  44.03.04  Профессиональное обучение   (по   отраслям)   реализуется   как   надстройка   к   имеющейся специальности среднего профессионального технического образования (рис. 2). Под   специальностью   среднего   профессионального   технического   образования понимаются   все   специальности   СПО,   связанные   с   техникой   и   технологией производства любой отрасли. Техническое образование является неотъемлемой частью   профессионального   образования   и   компетентности   мастера производственного обучения для осуществления основных видов деятельности на рабочем месте. Рисунок 2. Модель подготовки мастеров производственного обучения на базе   имеющейся   квалификации   по   специальности   среднего профессионального образования Такая модель (рис. 1, рис. 2) позволит готовить мастеров производственного обучения   для   деятельности   в   образовательных   организациях   по   любой специальности и профессии среднего профессионального образования.  Это   универсальная   модель   подготовки   мастеров   производственного обучения,   которая   позволит   удовлетворять   текущие   и   перспективные потребности образовательных организаций Республики Татарстан в мастерах. Модульный   принцип   при   реализации   данной   модели   подготовки заключается в том, что вся подготовка мастера производственного обучения в течение   срока   обучения   представляет   из   себя   модуль   –  автономную организационно­методическую структуру. Целью реализации модульного принципа при подготовке мастеров является обеспечение гибкости содержания образования посредством такой организации образовательного процесса, при которой обеспечивается возможность обучения по   индивидуальной   образовательной   траектории.   Осуществляя   целевую подготовку   мастеров,   то   есть   исходя   из   потребностей   образовательных организаций   Республики   Татарстан,   в   учебные   группы   будут   приниматься обучающиеся   с   различным   средним   профессиональным   техническим образованием по профессии либо специальности. Исходя из этого, для каждой категории   обучающихся   будет   реализовываться   свой   модуль.   Категорию обучающихся   определяет   их   базовая   профессия   (специальность).   Таким образом,   подготовка   мастеров   производственного   обучения   представляет   из себя систему модулей, реализуемых параллельно. Каждый модуль будет иметь инвариантную часть, состоящую из базовых дидактических единиц, одинаковых для любого профиля подготовки мастеров, и специальную часть, состоящую из дидактических   единиц   в   соответствии   с   профилем   базового   технического образования   обучающегося   и   профилем   его   будущей   профессиональной деятельности   в   качестве   мастера.   Количество   реализуемых   параллельно модулей   при   обучении   группы   студентов   будет   равно   количеству   профилей технического образования, с которым поступили на обучение эти студенты. Сетевое   взаимодействие   образовательных   организаций   Республики Татарстан в подготовке мастеров производственного обучения состоит в следующем. 1. При   определении   контрольных   цифр   приема   за   счет   средств бюджета Республики Татарстан и за счет собственных средств граждан.  В   профессионально­педагогическом   колледже,   являющимся   центром среднего профессионально­педагогического образования Республики Татарстан, создается   служба   мониторинга   текущих   и   перспективных   потребностей образовательных   организаций   в   мастерах   производственного   обучения.   В течение   года,   предшествующего   приему   и   обучению,   осуществляется   сбор заявок   от   профессиональных   образовательных   организаций   на   подготовку мастеров производственного обучения. Затем оформляется: ­   конкурсная   документация   для   участия   в  конкурсных   процедурах   на распределение контрольных цифр приема граждан по специальности среднего профессионального   образования  44.03.04  Профессиональное   обучение   (по отраслям) за счет средств бюджета Республики Татарстан; ­ план приема за счет собственных средств граждан.   2. При   реализации   ППССЗ   по   специальности  44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).  2.1.   При   реализации   ППССЗ   для   лиц,  имеющих   квалификацию   по специальности среднего профессионального образования. На   базе   профессионально­педагогического   колледжа   осуществляется подготовка   по   дисциплинам   и   профессиональным   модулям   (в   части междисциплинарных   курсов   и   учебной   практики).   На   базе   образовательных организаций – заказчиков кадров, проводятся производственная (по профилю специальности) и преддипломная практики.  2.2. При реализации ППССЗ для лиц, имеющих квалификацию по профессии среднего профессионального образования. На   базе   профессионально­педагогического   колледжа   осуществляется подготовка   по   дисциплинам   и   профессиональным   модулям   (в   части междисциплинарных   курсов   и   учебной   практики)   психолого­педагогической, методической, воспитательной направленности.  На базе образовательных организаций – заказчиков кадров, осуществляются: ­ производственная (по профилю специальности) и преддипломная практики психолого­педагогической, методической, воспитательной направленности;  ­ подготовка по дисциплинам, профессиональным модулям и преддипломная практика отраслевой (технической) направленности: для «доводки» ППКРС до уровня   ППССЗ.   При   этом   по   ряду   отраслей   подготовки,   при   наличии материально­технической базы и кадрового состава, такая подготовка возможна на   базе   профессионально­педагогического   колледжа.   Например,   по   отраслям подготовки «Механизация сельского хозяйства», «Техническое обслуживание и ремонт   автомобильного   транспорта»,   «Электрификация   и   автоматизация сельского   хозяйства».   Также   возможен   вариант   реализации   отраслевой подготовки с использованием дистанционных образовательных технологий.  3. При   контроле   результатов   (государственной   итоговой аттестации).  Состав   государственной   экзаменационной   комиссии   формируется исключительно   из   представителей   образовательных   организаций   –   заказчиков кадров. Таким образом, будет реализовано одно из приоритетных направлений структурных   и   технологических   инноваций   в   среднем   профессиональном образовании, как независимая (внешняя) система оценки качества образования и образовательных   результатов,   основанная   на   принципах   профессионально­ общественного участия. 4.   Этапы   и   сроки   реализации   программы   (на   примере   реализации ППССЗ   для   лиц,  имеющих   квалификацию   по   специальности   среднего профессионального образования). Этап, Срок наименование реализации Результаты   1 этап, проектировочный 01.09.2016 г. – 30.06.2017 г. 1.  1.Теоретически   обоснована необходимость   структурных   изменений подготовки мастеров. 2.Спроектирована   структурно­ содержательная   модель   подготовки мастеров.  3.Разработаны организационно­ педагогические   условия   внедрения   новой модели подготовки мастеров. 4.Разработана   новая   основная профессиональная   образовательная программа подготовки мастеров  ­ рабочий учебный план; ­ рабочие учебные программы; учебной ­ программа       и производственной практик; ­   методические   указания   по самостоятельной работе; ­   контрольно­измерительные материалы; ­ контрольно­оценочные средства; ­   программа   (итоговой) аттестации. государственной 5.Построена взаимодействия   модель   сетевого образовательных   организаций   Республики   Татарстан   для подготовки мастеров. 1.Осуществлен   прием   студентов   на обучение по новой ППССЗ. 2   этап, 01.09.2017 г. – 2.   Реализована   новая   ППССЗ апробационный 30.06.2018 г. подготовки мастеров. 3.Проведена   государственная итоговая аттестация выпускников. 3   этап, 01.09.2018 г. – аналитический 31.10.2018 г. 1.Осуществлен   мониторинг   и   анализ   модели эффективности новой   подготовки мастеров. 2.Опубликованы основные результаты 4 этап, нормативный реализации программы. 01.11.2018 г. – 1.Разработаны   предложения   по 31.12.2018 г. структурно­содержательным изменениям   ФГОС   СПО  44.02.06 (по «Профессиональное   обучение»   отраслям). 2.Разработаны и направлены в МОиН РФ   законодательная   инициатива   и предложения   по   внедрению   в   систему профессионально­педагогического образования   в   Российской   Федерации новой   модели   подготовки   мастеров производственного обучения. 5. Финансовое обеспечение реализации программы Финансирование подготовки мастеров производственного обучения из числа  имеющих   квалификацию   по   профессии   среднего   профессионального лиц, образования осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан. Финансирование подготовки мастеров производственного обучения из числа лиц,  имеющих   квалификацию   по   специальности   среднего   профессионального образования осуществляется за счет собственных средств граждан (п.3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 6. Ресурсное обеспечение программы На базе ГБПОУ «Бугульминский профессионально­педагогический колледж» организуется   образовательная   площадка   для   подготовки   профессионально­ педагогических   кадров   –   мастеров   производственного   обучения   для образовательных организаций Республики Татарстан. ГБПОУ «Бугульминский профессионально­педагогический колледж» имеет 55­летний опыт подготовки профессионально­педагогических кадров и обладает достаточным   кадровым   и   инфраструктурным   потенциалом   для   разработки   и реализации новой программы подготовки мастеров производственного обучения. Все   учебно­методическое   обеспечение   будет   разработано   силами педагогического коллектива колледжа. Реализация   программы   подготовки   мастеров   производственного   обучения будет   базироваться   на   сетевом   взаимодействии   с   профессиональными образовательными   организациями   Республики   Татарстан.   То   есть   будет обеспечена  возможность   обучения   (в   том   числе   прохождения   практики   и стажировки) с использованием ресурсов техникумов, колледжей, автошкол и др. – заказчиков кадров.

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018