Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
doc
13.06.2022
Статья
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВЕТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ.doc

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВЕТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ УЧАШЕЙСЯ

 

Комилов Камаридин Уринович,

к.т.н., дотцент кафедры «Химия», Чирчикского государственного педагогического института, г. Чирчик, Узбекистан qkomil65@mail.ru

 

К концу первого десятилетия двадцать первого столетия стало очевидно, что система здравоохранения в нашей стране не отвечает вызовам времени. Наиболее остро проблема обеспечения системы образования квалифицированными кадрами химического специальности. В нашем исследовании мы рассматриваем вопросы профессиональной подготовки химического специальности. Если количество учителей, работающих в системе образования, в нашей стране увеличивается, то количество представителей химик-лаборант, химик-аналитик химик-техник постоянно снижается. Такое положение приводит к тому, что в большинстве учреждений образования учителей вынуждены выполнять обязанности химик-лаборанта, отвлекаясь от своих прямых обязанностей. И это закономерно, так как, например, отношение количества химик-лаборанта к количеству учителей в нашей стране в два и более раз меньше чем в развитых странах мира[1,2,3,4,5].

Недостаток в химик-лаборанта только с одной стороны объясняется проблемным состоянием данной социально-профессиональной группы (непрестижность профессии, низкий уровень материального вознаграждения за очень нелегкую работу, тяжелые условия труда, отсутствие, по мнению многих работников, перспектив и другие). С другой стороны, многие выпускники средних  школ и лицей просто не обладают в нужном объеме необходимыми компетенциями для успешного осуществления профессиональных обязанностей. И это обстоятельство связано с недостатками их профессиональной подготовки в учебном заведение. Студенты с трудом представляют себе возможности развития и саморазвития в профессии. Как показывают социологические исследования, значительная часть учащейся лицей химического направления не только не изучали материалы новой отношении выпускникам в концепции и квалификационных характеристик, но и не знают об этих документах. А ведь именно в них представлены новые перспективы профессии, которые делают ее престижной. Для того чтобы устранить этот недостаток в системе профессиональной подготовки важно мотивировать учащейся на анализ государственных документов с целью спрогнозировать и определить на этой основе свое продвижение в профессии. В настоящее же время больше половины учащейся рассматривают обучение в лицей только как ступень к поступлению в ВУЗ. Мотивация на более высокий уровень образования может приветствоваться, но без работы по полученной лицейах только для относительно ограниченного количества студентов[2].

Таким образом, важно формировать у учащейся лицей умения анализировать различные обстоятельства с целью прогнозировать последствия тех или иных поступков, что определяется уровнем интеллектуального развития.

Необходимость формирования и развития интеллектуальных способностей актуализируется при подготовке медицинского персонала среднего звена особенностями их профессиональной деятельности. Химик-лаборант значительное время общается с учениками и студентами, объясняя им те или иные указания преподoвателей, мотивируя на правильное отношение к обучению. Для успешного выполнения этой функции важно обладать достаточно высокой психологической подготовкой. Умение положительно влиять на учащейся или студентам, создавать благоприятный климат в трудовом коллективе определяется уровнем формирование эмоционального интеллекта.

Формирование и развитие интеллекта является одной из главных задач общеобразовательной подготовки, которую большинство учащейся лицей получает во время учебы. Так как и особенности профессиональной деятельности предполагают формирование интеллекта учащейся лицей как важнейшую задачу, можно предположить, что формирование интеллекта должно стать одним из ведущих направлений учебно-воспитательного процесса в учреждении среднего образования.

Вместе с тем, анализ литературы и практики позволяет выявить следующие противоречия между объективной потребностью в формированию интеллектуальных способностей учащейся лицее:

- тем обстоятельством, что само понятие «интеллект», а соответственно и понятия «интеллектуальнее развитие», «формирование интеллектуальных способностей» определяются в настоящее время неоднозначно;

- недостаточной разработанностью моделей развития интеллектуальных способностей учащихся на всех уровнях  образования;

- несогласованностью предлагаемых концептуальных оснований, направлений и организационно-педагогических условий развития интеллектуальных способностей в образовании;

- часто изменяющимися требованиями к характеру, объемам и результатам подготовки учащейся в лицеях;

- приверженностью значительной части педагогического корпуса традиционным методам подготовки студентов, с целью обеспечить выполнение требований государственного стандарта содержания среднего профессионального образования и уже после этого развивать качества личности, если время останется[3].

Выше перечисленные противоречия вызывают необходимость решения важной педагогической проблемы – на основе осмысления педагогических подходов к подготовке учащихся в системах образования разного уровня разработать и апробировать концептуальные основания формирования интеллектуальных способностей учащейся лицей, выделить направления и организационно-педагогические условия этой деятельности. Решение данной проблемы и определило тему нашего исследования: «Формирование интеллектуальных способностей студентов педагогического вуза».

Целью исследования определили разработать концептуальные основания, модель и организационно-педагогические условия формирования и развития интеллектуальных способностей студентов педагогического ВУЗа. Объектам исследования является процесс общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов педагогического ВУЗа.

Методы. В соответствии с целью и задачами исследования были использованы методы теоритеческого и эмперического уровней: - сравнительный анализ философских, психологических и педагогических источников, разных видов официальных документов по исследуемой проблеме;  - синтез теоритической и эмпирической информации; - систематизация; - моделирование; - социологический опрос; оценка и самооценка; - психологические тестирование; - опытно-экспериментальная работа; - изучение отчетов и справок по результатом проверок, итоговых документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печати; - методы системно-структурного подхода, анализа, синтеза, прогностики, наблюдения, контент-анализа, изучения практической деятельности.

За возможность изменения содержания образования и методов его трансляции учащимся в соответствии с запросами всех субъектов (государство, работодатели, учащиеся и их родители, преподаватели и руководители образовательных учреждений и организаций, в целом система образования) образовательного процесса, точнее с максимально возможным учетом, также отвечает принцип гибкости. Определяя возможность изменять содержание и методы образования в соответствии не только в соответствии с индивидуальными запросами, но и с возможностями учащихся, принцип гибкости обеспечивает реальную реализацию личностно-ориентированного обучения. Кроме того в соответствии с принципом гибкости появляется возможность использовать единые блоки содержания образования при подготовке учащихся по разным специализациям.

Мы рассмотрели принципы, на которых базируется структурно-функциональная модель. При подготовке медицинских работников в состав структурно-функциональной модели входят следующие блоки: - организационно-управленческий; - научно-исследовательский; - воспитательно-образовательный; - диагностический; - профилактический.

Важнейшим условием использования структурно-функционального подхода является широкое применения информационно-коммуникационных технологий.

Результаты экспериментальной работы позволили сделать выводы о том, что предложенная система развития интеллектуальных способностей учащейся лицей развивает базовые компоненты интеллекта, способствует более успешному освоению общеобразовательных и профессиональных дисциплин.

Выводы. Систематизированы (по основаниям социальные и внутрисистемные) тенденции состояния и развития образования, а также проблемы в социально-профессиональной группе химик – лаборант, химик - аналитик, препятствующие их эффективной профессиональной деятельности и определившие необходимость реформирования системы образования. Показано, что требования к среднему образованию повышаются - это общемировая тенденция. Представлены требования к выпускникам средних школ и лицей в соответствии с новыми вызовами, связанными с реформированием систем образования Республики Узбекистан.

 Показано, что понятие «интеллект» на современном этапе развития науки во многом определяется целями, в которых его используют и теоретическим обоснованием этого использования. При этом в настоящее время отсутствует единая трактовка понятия «интеллект». Предложено определение понятия интеллект, в условиях необходимости решения задач образовательной сферы: интеллект – это умственная деятельность, на основе сформированных алгоритмов мышления, полученных в процессе образования, обеспечивающая успешную адаптацию в различных обстоятельствах. Раскрыты функции интеллекта, проявляющиеся через интеллектуальные способности.

Выделены требования к профессиональной деятельности и знаниям педагогического корпуса, осуществляющего реализацию системы формирования и развития интеллектуальных способностей студентов педагогического ВУЗа, а также совокупность показателей для мониторинга ее эффективности.

Список литературы


1. Егорова Г. И. Технологии развития интеллектуальной культуры будущего специалиста. Тюмень : ТюмГНГУ, 2010.

2. Прядех А. А. Об условиях развития интеллектуальных способностей школьников : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. Брянск, 2009. С. 98–102.
3. Atqiyayeva S. I., Komilov K.U. Developing intellectual capabilities of students in teaching chemistry. Международный научно-образовательный электронный журнал «Образование и наука в XXI веке». 2021. Выпуск  №10,том 3.стр.684-692.

4. Комилов К.У. На занятиях химией применение компьютерных и кейс технологий/Замонавий узлуксиз таълим муаммолари: Инновациялар ва истиқболлар мавзусидаги халқаро илмий конференция материаллари. 2018 й. 27 апрель. ТДПУ. Тошкент, С.-353.

5. Курбанова А.Дж., Аллаев Ж. Педагогические технологии как дидактический инструмент при подготовки специалиста в техническом ВУЗе/ Материалқ конференции. 2018 г. 27 апрель. ТГПИ. Ташкент, Стр.-364.

5. Элмурадов Б. Роль слайдов Power Point при проведении лекционных занятий по химии// Вестник Ташкентского института автомобильных дорог. 2018. № 1(4), Стр.-103-105.


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВЕТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВЕТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ

Вместе с тем, анализ литературы и практики позволяет выявить следующие противоречия между объективной потребностью в формированию интеллектуальных способностей учащейся лицее: - тем обстоятельством, что само…

Вместе с тем, анализ литературы и практики позволяет выявить следующие противоречия между объективной потребностью в формированию интеллектуальных способностей учащейся лицее: - тем обстоятельством, что само…

Мы рассмотрели принципы, на которых базируется структурно-функциональная модель

Мы рассмотрели принципы, на которых базируется структурно-функциональная модель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2022