Пасюнина Р.В.
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский Государственный университет путей сообщения» в г.Алатыре
ГЕОМЕТРИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Геометрия, с которой начинается история математики, является одной из самых древних наук. Мы знакомимся с ней с самого детства, а став взрослее, изучаем геометрию, как школьный предмет. Многие люди не понимают значимость геометрии в повседневной жизни и моя задача поспособствовать получению знаний об этом предмете.
Мы постоянно сталкиваемся с геометрией. Фридрих Энгельс однажды сказал: «Окружающий нас мир – это мир геометрии», этот факт не поддается сомнению.
Познакомившись с учебным предметом – геометрией – наукой о фигурах и их свойствах, возник вопрос: «Находит ли геометрия свое воплощение в психологии, существует ли связь геометрических фигур и поведения людей?»
Думаю, многих интересует, как найти общий язык с самыми разными людьми, как с ними общаться, как быстро определить, какие у человека слабые и сильные стороны. Кроме того, нас всех интересует, кто мы сами и что из себя представляем. Существует много различных методик, направленных на изучение личности. В последнее время в психологических исследованиях и особенно диагностике часто используются графические методы. Бытует простая и наглядная система психологического анализа личности, которая настолько наглядна и практична, что ее может без особого труда запомнить и применять в своей повседневной жизни каждый человек. Эта система называется психогеометрия.
Психогеометрия была создана в 1989 году. В её основе лежит учение Карла Юнга о психических типах личностей, однако автором психогеометрии является Сьюзен Деллингер - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Сьюзен успешно сотрудничает с российскими коллегами, в частности, с Институтом практической психологии Тамбовского государственного университета им. Гаврила Романовича Державина.
Психологический тест используется на практическом занятии в форме деловой игры по дисциплине «Управление подразделением организации» по теме Кадровый менеджмент «Собеседование при приеме на работу». «Психолог» из числа студентов, входящий в состав комиссии по приему предлагает выбрать фигуру для анализа личности претендента на должность руководителя подразделения предприятия (нач.цеха, мастера цеха локомотивов мотор-вагонного депо).
Эта методика анализа личности позволяет определить:
- к какому типу личности относится человек;
- какие качества ему присущи;
- предугадать, какие действия он будет предпринимать в сложившейся ситуации.
И всё это очень быстро, для теста пригодятся ручка и бумага.
Обследуемому предлагается выбрать ту фигуру, в отношении которой он может сказать: “Это – Я!” (или ту, которая первой привлекла внимание). Какую бы фигуру он ни поместил на первое место, это – его основная фигура, или субъективная форма. Именно она дает возможность определить основные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Учащимся было предложено пройти тестирование для определения психологического типа личности с помощью психогеометрического теста. В эксперименте принимали участие 20 студентов группы 2 курса филиала СамГУПС в г.Алатыре.
Исследование показало, что в группе есть все фигуры, кроме того, большинство – зигзаги 45%, треугольники 25%, круги составляют 15 %, квадраты 10%, прямоугольник 5%. Это позволяет сделать вывод о том, что группа творческая, остроумная, но иногда бывает несдержанная. Это творцы, генераторы идей, одним словом, творческие и креативные личности. Многие учащихся группы - доброжелательные, заинтересованные в хороших межличностных отношениях, высшая ценность для них – благополучие окружающих. Также это люди с развитой интуицией, устремленные в будущее. Они бывают остроумны, порой даже язвительны.
Также можно отметить, что предлагаемый С. Деллингер психогеометрический тест можно использовать в комплексе с другими методами изучения типа личности человека.
Способ рисования человечков из геометрических фигур использовался в психологии давно. Проективная методика исследования личности создана коллективом авторов - Либиным Александром Викторовичем, Либиным Виктором Владимировичем, Либиной Еленой Владимировной - в 1984 г. Впервые опубликована в 1988 году в тезисах доклада «Психологические особенности предпочтения человеком геометрических форм» на Всесоюзной научной конференции.
При проведении собственных исследований были изучены 30 тысяч рисунков, полученных от детей и взрослых разных полов в возрасте от 5 до 89 лет, которыми стали представители разных социально-экономических и профессиональных групп. Были выявлены устойчивые параметры как в структуре самих конструктивных рисунков, так и в соотношении характера рисунковс особенностями предпочтения определенных комбинаций геометрических форм, образующих подтипы. Данные показали, что психографические параметры изображений связаны с личностными свойствами различного уровня – от психофизиологического до характерического.
Испытуемому предлагается нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. «Степень свободы» испытуемого заключается в том, что он может использовать различное количество кругов, треугольников и квадратов, но общее количество фигур должно быть равно 10. Данная методика используется в отечественной психодиагностике. Выделяется восемь основных типов личностей: руководитель, ответственный исполнитель, тревожно-мнительный, ученый, интуитивный, изобретатель, эмотивный, противоположный эмотивному. Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни будут обозначать количество треугольников, десятки — количество кругов, единицы — количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение испытуемых к соответствующим типам и подтипам.
Учащимся было предложено пройти тестирование для определения психологического типа личности с помощью психогеометрического теста. В эксперименте принимали участие 20 студентов группы 2 курса. Большинство ребят группы обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Они часто проявляют заботу о других. Студенты обладают богатым воображением. Некоторые испытуемые имеют склонность к руководящей и организационной деятельности. Из диаграммы видно, что обучающих, которые имеют тип личности под названием «противоположный эмотивному», в группе не оказалось. Такие люди не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.
После проведения психогеометрических тестов с учащимися моей группы, я могу сказать, что меня окружают совершенно разные личности. Я познакомилась с литературой по психогеометрии, с психогеометрическими методами изучения личности, провела исследования по изучению особенностей характера обучающихся. Проанализировала полученные результаты. Выполняя данную работу было очень интересно узнать что-то новое. Когда все люди разные, это интересно, можно многому научиться друг у друга, можно эффективно сотрудничать, то есть можно из различных элементов построить единое целое. Применения полученной информации может помочь при решении как образовательных, так и воспитательных задач. Рассматриваемый подход с успехом может применяться при организации различных видов групповой работы с детьми, как учебной, так и внеклассной воспитательной. В процессе работы я ответила на проблемный вопрос исследования: находит ли геометрия своё воплощение в психологии, есть ли связь между геометрическими фигурами и поведением людей? Эта связь действительно существует. Многие качества студентов подтвердились результатами психогеометрических тестов. Такое диагностическое исследование может помочь во взаимоотношениях в классе и с учителями. Работа была увлекательной и познавательной. Цель и задачи, которые были поставлены в начале работы, успешно достигнуты.
Список литературы
1. https://ru.wikipedia.org
2. Истратова, О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / О.Н. Истратова, Т.В.Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 638 с.
3. Коноваленко, М.Ю. Психология общения: Учебник для СПО / .Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 468 c.
4. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c.
5. Крысько, В.Г. Социальная психология: Учебник для бакалавров /В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 553 c.
6. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.
7. Монтессори, М. Психогеометрия / М.Монтессори. – М.: Народная книга, 2019. – 248 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 396 c.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.