Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Научные работы
doc
физическая культура +2
Все классы
06.08.2019
Статья
Развитие духовной и физической одаренности учащихся посредством сотрудничества учителей физического воспитания с классными руководителями Валеева И.В. учитель физической культуры. Чапаевская СОШ. Теректинский район ЗКО. « Учитель для школы – то же самое, что Солнце для Вселенной. Последняя заржавеет в мертвом оцепенении, если оно не сумеет вдохнуть в нее жизнь и движение » А. Дистервег.
СТАТЬЯ . Валеева И.В..doc
Развитие духовной и физической одаренности учащихся посредством сотрудничества учителей физического воспитания с классными Валеева  И.В.   учитель физической культуры. Чапаевская СОШ. Теректинский район ЗКО. руководителями. « Учитель для школы – то же самое,                                       что   Солнце    для         Вселенной.    Последняя   заржавеет  в  мертвом                                         оцепенении, если   оно не   сумеет                                          вдохнуть в нее жизнь и движение »                                                                              А. Дистервег.               Ни   одна   профессия   не   привлекает   к   себе   столько   внимания,   как профессия учителя. Но школа не может быть просто местом службы. Здесь происходит формирование   личности.   И   не  только   личности ученика, но и личности   учителя . Десятки, сотни глаз, устремлённых на него ежедневно, наблюдают   за   его   деятельностью,   оценивают,   требуют…   Они   заставляют учителя смотреть на себя как бы со стороны, видеть себя глазами детей  и их родителей,   коллег,   анализировать   собственные   поступки,   сравнивать результаты   труда,   сопоставлять     свои   педагогические   проблемы   с   теми, которые испытывают другие.             Одной   из   главнейших   задач     в   технологии   компетентностно   – ориентированного   образования   стоит   перед   учителем   развитие   духовной   и физической одаренности учащихся. И успешное решение  этой задачи  можно достигнуть   посредством   тесного     сотрудничества   учителя   физического воспитания   с   классными   руководителями   при   осуществлении   внеклассной работы  в школе.       Часто за одаренность школьника принимаются некоторые его конкретные знания  и умения: умение рано писать  и читать,  быстро считать, различать архитектурные   стили   и   музыкальные   жанры.   Эти   умения   впечатляют взрослых,   но   нередко   оказываются   результатом   обыкновенной   тренировки детей   любящими   родителями.   В   решении     же   новых   задач,   требующих самостоятельности,   нестандартного   решения,   такие   дети   могут   проявлять полную беспомощность.      Комитет по образованию США дал следующее определение одаренности: «…одаренными   и   талантливыми   детьми   можно   назвать   тех,   которые   ,   по оценке   опытных   специалистов,   в   силу   выдающихся   способностей демонстрируют высокие достижения».      Как нам известно, психологи выделяют шесть сфер, позволяющих описать особые способности одарённых детей. Это следующие сферы:           1.Интеллектуальная   сфера  (высокий   уровень   развития   мышления. Памяти, позволяющий успешно решать различные задачи). 2.Сфера академических достижений (быстрое продвижение в различных областях знаний, таких как математика, чтение, естествознание и т.п.)        3.Креативность  (стремление   к   творческим,  нестандартным   решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблем).      4.Общение и лидерство ( легкость в общении, принятие ответственности, умение быть партнером)        5.Сфера художественной деятельности  ( интерес к художественным занятиям и получение удовольствия от них, успешность в различных областях искусства: музыка, изобразительная деятельность).        6.Двигательная сфера  ( хорошая зрительно­двигательная координация, владение своим телом, интерес к физической культуре, спорту, к занятиям, требующим физической  нагрузки).          Среди разнообразных средств, способствующих формированию нового человека,   особое   место   принадлежит   краеведению,   туризму,   физической культуре   и   спорту.   Краеведение,   туризм,   физическая   культура   и   спорт   – средство гармонического  развития личности, оно может интегрировать  все основные направления  воспитания школьников: нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, умственное развитие и политехническое образование.          По словам академика И.Д. Зверева, ближайшее окружение школьника повседневно   дает   убедительные     примеры   для   раскрытия   разных   аспектов взаимодействия   человека   с   природой,   вооружает   навыками   жить   с   ней   в гармонии. Краеведение, туризм, спорт в школе понятия неделимые. Эти виды деятельности в школе рассматриваются как составная часть внеклассной и внешкольной работы. Краеведение, туризм, физическая культура и спорт – это   сложный   комплекс   взаимосвязанных   и   педагогически   оправданных образовательных и воспитательных задач, а именно: 2. 1. Учебно   ­   образовательных  (реализация   учебно­исследовательской деятельности   учащихся,   сбор   собственного   экспериментального материала). Воспитательных  (приобретение навыков жизни и самообеспечения в условиях в условиях малой группы). Спортивно   ­   оздоровительных  (укрепление   здоровья,   физическое развитие, оздоровительный отдых). 3. 4. Культурно     ­    досуговых  (   организация   содержательного   быта   и досуга, коллективные мероприятия).        Эти  виды  деятельности  довольно  успешно (по  сравнению  с другими ) связывают   школьника   с   учебной   деятельностью.   Это   позволяет   учителю использовать  их  как средство  расширения  кругозора и накопления  знаний, формирования интереса к учебе в целом. Романтика туристской, спортивной деятельности усиливает   восприятие краеведческого материала, который не всегда может использоваться непосредственно в учебном процессе. Именно туристская,   спортивная   деятельность,   являясь   прикладным   искусством   в работе с учащимися, позволяет наряду с физическим совершенствованием и укреплением   здоровья   школьников,   расширить,   углубить   и   реализовать   их познавательную и мыслительную деятельность.                       Созерцательная   позиция   любого   учителя   пусть   даже   с   большими возможностями личного психолого – педагогического потенциала, лишенная какой – либо действенности со стороны самого учителя, обязательно приведет к провалу всех целей и задач, даже отлично проработанных на теоретическом уровне.   Поэтому   только   кропотливая   и   ежедневная   четкая   работа   в определённой   направленности,   причем   через   муки   творчества,   приносит положительные результаты.            Практика показывает, что наиболее эффективно совместные действия учителя физической культуры с классными руководителями проявляются в организации   внутриклассных   соревнований, проведении оздоровительно – спортивных мероприятий  в режиме учебного дня, планировании и проведении общешкольных ученических мероприятий, участии в родительских собраниях и   проведении   спортивных   мероприятий   для   родителей   с учащимися,оздоровительно ­ спортивных мероприятий, организованных для самих педагогов.   Взаимодействие   с   классными   руководителями,   как   правило   выстраиваются   не   по   накатанному   сценарию,   исходя   из   индивидуального уровня   их   подготовленности,   из   их   интереса   к   определенному   виду физических   упражнений.   Все   взаимодействия   выстраиваются   только   на добровольных  началах,  которые   затем  перерастают  во   взаимообогащающий процесс   сотрудничества.   Изначально   определяются,   в   чем   конкретно заключаются действия каждого  и,  что при этом необходимо учитывать.        Необходимо осознавать и понимать важность владения информацией об учащихся,   например,   как   строить   «рабочие»   и   человеческие   отношения   с детьми, которые чрезмерно стройны, или, наоборот, имеют избыточный вес, попросту говоря, как работать с «худышками» и «пышками», тем более, что и те   и   другие   в   наших   школах   не   редкость.   Как   таких   детей   вовлечь   в полноценные   занятия   физической   культурой,   на   что   обращать   особое внимание в первую очередь?       В таком деликатном и сложном деле важно не только не обидеть ребенка, не убить в нём веру в своё «я», но и самим педагогам найти достойное место в процессе   детского   самопознания   и   самосовершенствования.   Поэтому учащимся предлагается самостоятельно подобрать физические упражнения, игры, которые им по душе.      Учитывая ряд особенностей учащихся в физическом развитии, совместное сотрудничество   с   классными   руководителями   помогает   сделать физкультурно­спортивные   мероприятия   нужными   для   всех   учащихся независимо от их подготовленности, веса и роста.      В проведении физкультурно – спортивных мероприятий с классом ведущее место   обычно   занимают   подвижные   и   спортивные   игры.   Выбор   игр определяется   поставленной   задачей.   Выбирая   их,   учитываются   возрастные особенности   детей,   их   развитие,   физическая   подготовленность,   а   также ориентир   на   место     их   проведения.   В   спортивном   зале   проводятся организованные перемены, игры с линейным построением, игры, в которых участники вступают в игру поочередно. На пришкольной площадке вместе с классными   руководителями   организуются   различные   игры   с   бегом врассыпную, с метанием малых мячей, с элементами спортивных игр. В школе введен специальный курс по волейболу.          При совместной с классными руководителями организации спортивных мероприятий с детьми выявились и определенные особенности. Совместно  от начала   и   до   конца   планируется,     организовывается,   обеспечивается необходимым     инвентарем   проводимое   мероприятие,   а   также   подведение итогов:   награждение   лучших   участников.   Сотрудничая   с   классными руководителями, такой вариант наиболее удачный.       В то же время опыт показывает, что практикуя и такое: старшие учащиеся выступают в роли судей, руководителей состязаний младшеклассников или наоборот,   младшие   ребята   управляют   старшими   и   оценивают   их.   Заметно проявляется     духовное     и   физическое   развитие   детей,   то   есть   полное равноправие среди учащихся, при  присутствии учителя физической культуры и классного руководителя как сторонних наблюдателей.       Что касается развития  духовной и физической одаренности учащихся, а также   вовлечения   школьников   в   организацию   физкультурно   –   спортивных мероприятий, то очень важно вместе с классными руководителями выявить истинное   отношение   каждого   учащегося   к   данному   направлению общественной деятельности. Для этого используются беседы с учащимися, анкетирование,   написание   «физкультурных»   сочинений,   практическая проверка   спортивных способностей учащихся. Регулярно, пользуясь такой информацией,   нам   удастся   вносить   необходимые   коррективы     в   процесс развития     духовной   и   физической   одаренности   учащихся   и   в   учебно­ воспитательный процесс во всех его проявлениях.       Учитель физической культуры и классный руководитель для проведения каких­либо мероприятий могут создавать временные разновозрастные группы с приглашением детей из других классов, особенно тех, которые   не знают куда приложить свои силы. Ведущая цель данной ситуации – оградить детей от дурных поступков, предложив им взамен конкретные занятия благородного характера, отвечающего их вкусам.             Отдельно,   хочется   подчеркнуть,   что   учителя   физической   культуры являются   членами   большого   и   дружного   коллектива.   И   при   организации спортивных мероприятий они не должны в одиночку взваливать на себя всю нелёгкую   ношу   их   подготовки   и   проведения.   Профессионализм   учителя физической культуры должен заключаться и в подключении к этой работе классных руководителей, ученического коллектива, родителей учащихся, и в умелом   дирижировании   данной   работой.   А   общий   успех   творческого сотрудничества учителя физической культуры и классных руководителей в развитии  духовной и физической одаренности учащихся, во многом зависит от совокупного педагогического умения привнести в детский коллектив дух радости и сотворчества.            Ценность взаимодействия учителя физической культуры с классными руководителями в развитии  духовной и физической одаренности учащихся, а также     в   организации   внеклассных   и   спортивно   –   массовых   мероприятий возрастает многократно, когда такое взаимодействие распространяется и на уроки физической культуры. Ведь внеклассная работа по сути дела является продолжением уроков. И все вопросы, возникающие на них: успеваемость, дисциплина, посещаемость, ношение спортивной формы и т.п. решаются на много проще при искренней озабоченности этим и классных руководителей. Такой своеобразный контроль и сотрудничество, построенные на обоюдном начале и единых требованиях, всегда наиболее эффективен.     Задача развития  духовной и физической одаренности учащихся может быть решена лучше и легче, если на помощь будут призваны те резервы, которыми так богата окружающая среда. Речь идет не только о природном окружении, но и об отвечающем всем требованиям эстетики оформлении гимнастических залов и площадок, их оснащении и оборудовании, а также о внешнем облике учителя и учеников, их внешнем виде и манерах поведения. Все эти «мелочи», когда они сопряжены с основными источниками эмоционального подъёма и « вдохновения»,   содействуют   эстетическому,   физическому   и   духовному воспитанию детей.

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2019