Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Лекции +1
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
28.08.2019
Статья
Тема статьи - Поисково-исследовательская деятельность на уроке искусства как средство формирования творческого потенциала личности. Содержание статьи затрагивает основные проблемы, возникающие в развитии индивидуальности ребёнка, с учетом интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности на занятиях искусства. На основе своего опыта и изучения опыта ведущих российских ученых педагогов - новаторов, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и других, я понял, что наиболее продуктивным средством, развивающего личность, является включение ученика в процесс самостоятельного добывания знаний. Поэтому на своих уроках я использую педагогическую технологию исследования, которая характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, творческого потенциала личности.
Проектно - исследовательская деятельность на уроках искусства_Статья.docx
Поисково­исследовательская деятельность на уроке искусства как средство формирования творческого потенциала личности         «Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой  побежденный,                                    Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать  сердца.                         Я тысячами душ живу в сердцах Всех любящих, и, значит, я не  прах,                                                                              И смертное меня не тронет  тленье». МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ Концепция развития нашего общеобразовательного учреждения опирается на приоритет идеи о раскрытии и формировании индивидуальности растущего человека и  сохранения его физического, психического и социального здоровья. В ней заложена логика образовательного движения – «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности. Занятия   учащихся   музыкально­художественной   деятельностью   очень эффективно способствуют решению задач не только собственно творческого развития   личности,   но   и   формированию   общих   способностей   школьника, становлению его индивидуальности. Для этого важно, чтобы на уроке  ребенок не   только   учился   изображать   картину,   но   и   вслушиваться   в   музыку, фантазировать   об   услышанном,   умел   импровизировать   и   изображать услышанное, ощущал радость открытия, исследования, умения самостоятельно разобраться в ситуации. Изучая   опыт   российских   ученых­педагогов   В.   В.   Давыдова   и   Д.   Б. Эльконина,   Дереклеева   Н.И.,   Леонтовича,   Масленникова,   А.В.,   наблюдая   за детьми на уроках, я пришел к выводу, что  транслируемое знание не выполняет роли   средства,   развивающего   личность.   Наиболее   продуктивным   способом освоения человеком мира является включение ученика в процесс добывания знаний,   их   «порождение   заново»   Поэтому   на   своих   уроках   использую педагогическую   технологию   исследования,   которая   характеризуется целенаправленностью,   активностью,   предметностью,   мотивированностью   и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, творческого потенциала личности. Основные содержательные линии моей работы  Обогащение   опыта   эмоцианально­ценностного   отношения   учащихся   к искусству   через   поисково­исследовательскую   деятельность   самих учащихся;  Усвоение   изучаемых   произведений   и   знаний   об   искусстве   при   помощи поисково­исследовательской деятельности учащихся;  Овладение   способами   изобразительно­учебной   деятельности (художественно­творческие умения и навыки);  Обогащение   опыта   учебно­творческой   изобразительной   деятельности учащихся  в ходе поисково­исследовательской деятельности. На уроках искусства и музыки   индивидуальная и групповая работа является составной частью коллективно­познавательной деятельности учащихся, так как активно мотивирует положительные учения школьников. Пути исследования на моих уроках. Исследование   –   процесс   выработки   новых   знаний,   один   из   видов познавательной деятельности. На  своих уроках я стремлюсь, чтобы у детей при каждой нашей встрече  с миром   искусства   возникало   чувство   неудовлетворенности   имеющимися знаниями, что побудило бы их к стремлению узнать что­то новое, став на пути открытий.   Считаю   необходимым   ставить   перед   ребенком   такие   проблемы, которые   заставят   его   искать   пути   их   решения,   побуждать   к   выдвижению предположений и догадок, делать собственные выводы и учиться отстаивать свою точку зрения. На уроках  я применяю следующие виды учебных исследований.  По   количеству   участников:   индивидуальные   (самостоятельные), групповые, коллективные;  По месту проведения: урочные  и  внеурочные;  По времени проведения: кратковременные, долговременные;  По теме: предметные, свободные. Поисково­исследовательская   деятельность   помогает   самостоятельно добывать знания, повышает успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, формирует адекватную самооценку, развивает навыки самоорганизации. Огромную   роль   играет   детская   исследовательская   деятельность   в современных школьных программах.  Суть   моих   уроков   изобразительного   искусства   в   средней   школе   не   в «закладывании» в сознание детей знаний, состоящих из ответов на «ключевые» вопросы   искусства   (это   вторично!),   а   в   постоянном   поддержании   у   детей состояния сомнения и поиска. С первых уроков   стараюсь привить интерес к исследовательскому процессу путем расстановки интеллектуальных «ловушек», «засад», создания «ложных следов». Приучая детей видеть в картине средство анализа своих чувств, когда они   задумываются   над   вопросами:   Что   и   как   я   чувствую?   Почему   так оцениванию? Как я вообще воспринимаю этот мир? происходит с помощью искусства развитие умения анализировать, выделять главное, высказывать свою точку зрения. Каждый урок – это урок­исследование. Он   позволяет ставить серьезные проблемные   вопросы,   исследовательские   задачи,  а   детская   тяга   “к   тайнам” превращает его в “исследователя”. Успех выполнения таких задач формирует “интеллектуальную”   радость,   положительные   эмоции   и   стремление   не останавливаться на достигнутом результате. Поисково­изобразительную работу  начинаю с набросков и творческих эскизов: тонально   –   цветовое   изображение   в   композиции   помогает   передать эмоциональный  тон, (радость, горе, печаль, вопрос); слушание голосов птиц (импровизация); передача через изображение пословиц, загадок; поиск форм и цвета   для   характеристики   образного   смысла   слов   (грустный   кот,   смешной зонтик).   В   процессе   исследования   возможностей   своих   эмоций,   ребята приходят в восторг от того, что  человеческий образ – самый универсальный  изобразительный инструмент.  Предметом художественного исследования выступают рисунки – шаржи. Постоянно трактуя такую работу с любыми мелодиями, я добиваюсь  того, что у детей   появляется внутренняя интуиция, слух, который в конечном итоге перерастает в умение изображать музыку. В отличие от традиционной классической изобразительной работы здесь есть несколько преимуществ. Во­первых, дети «схватывают» процесс в целом, где   интуиция   именно   проявляется,   а   не   запоминается   и   выучивается.   Тем самым восстанавливается истинная сущность изобразительного процесса как процесса   творческого,   когда   изображение   не   навык,   не   цель,   а   средство, постоянно   меняющееся   в   зависимости   от   художественной   задачи   и индивидуального восприятия окружающего мира. Во­вторых, в том, что дети все время рисуют, и это становится для них таким же естественным делом, как разговор. Изобразительная деятельность уже не воспринимается как черновая работа. Кроме   того,   у   детей   воспитывается   образно­заинтересованное   отношение   к звуку. Работая   над   творческим   изображением   композиции   в   школе,   использую интересный   прием,   позаимствованный   из   практики,  мною   было   предложено детям   прослушать  Балеты  Чайковского,  из   цикла   –   первые   классические русские   балеты.   «Лебединое  озеро»   –   лирический   балет   с   чертами психологической   драмы.   Сказочный   сюжет.   Новое   истолкование   балетной фантастики, портретность, действенность танца, ярко национальный характер образов.   Роль   лейтмотивов,  предварительно   не   сказав   названия.   После прослушивания   школьникам   надо   было   нарисовать   то,   что   они   себе представили. В результате были получены рисунки разного содержания, но в одном   характере   (см.   приложения).   Дети,   не   зная   названия,   сумели самостоятельно охарактеризовать данное произведение, почувствовать оттенки настроения,   переданные   музыкой.  Ребенок   старается   созданный   им графический   узор   выполнить   не   только   движением   руки,   но   и   проследить голосом, то есть «сплести», тем самым, осознавая, что значит «выше», «ниже», и   понимать,   оценивать,   как   у   него   это   получается,   как   он   этого   добился. Школьники сами ставят творческую задачу, сами ищут средства ее решения и сами оценивают свое мастерство. Другим   увлекательным   исследованием   детей   является   сочинение  композиции   к   фрагменту   литературного   произведения.   Оно   требует   от школьников   самостоятельного   творческого   обобщения   жизни,   выражения   ее смысла через конфликт между добром и злом. Пример: Сказка Г. Х Андерсена «Снежная королева». Детские фантазии могут   вылиться   в   сочинение   либретто   целой   сцены   по   типу   оперной   или балетной.   Позже,   изучая   тему   «Путешествие   в   теневой   театр»,   ребята исследуют, как и кем создается силуэтный спектакль.   У каждого рождается скетч своего собственного изобразительного произведения. Слушание музыки так же проходит через исследовательскую деятельность. Знакомясь с балетом Прокофьева «Золушка», предлагаю детям попробовать себя   в   роли   главного   художника,   декоратора   театра.   После   анализа музыкальных   характеров   персонажей   балета   создаются   эскизы   костюмов   и декораций   к сценам. В процессе такого творческого исследования начинает складываться   представление   о   механизмах   восприятия   крупных   оперно­ драматических полотен, в частности представление о лейтмотивах. На уроке  в 6 классе «Г. В. Свиридов. Образы симфонической музыки» исследуя   образы   симфонической   музыки   на   примере   музыкальных иллюстраций   к   произведению   А.   С.   Пушкина   «Метель»,   ребята   создали творческие   литературно­художественные   работы   собственного   видения каждого   образа,   передавая   характер   музыки   через   поэтические   и   цветовые ассоциации. При знакомстве со стилями  на уроках  Искусства применяю технологию «погружения в эпоху». Например, урок «Живописцы счастья» проходит, как выставка   импрессионистов.   Учитывая   способности   и   пожелания   ребят,   в подготовительный   период,   класс   делится   на   3   группы:   художники (исследовательская деятельность: творчество художников, время, в котором они жили, подбор репродукций картин и оформление выставки); журналисты (исследовательская деятельность: изучить   биографии художников, придумать себе образ журналиста того времени и подобрать вопросы, которые должны   будут   задавать   «художникам»   на   пресс­конференции);   группа посетителей выставки знакомиться с нравами и обычаями Франции 19 века. Их задача: воссоздать отношение французов к новому течению и инсценировать обмен   мнениями   на   выставке.   Индивидуальные   задания:   «художник» (исследовательская деятельность: творчество французского художника Эдгара Дега),   «газетчик»   (поисково­исследовательская   деятельность:   достижения науки,   техники,   искусства   19   века);   «художник»   (исследовательская деятельность:   самостоятельно   познакомиться   с   техникой   написания   картин импрессионистами   (его   роль:   написать   в   течении   урока   пейзаж   в   стиле импрессионистов). Понятия, исследовательской деятельности усваиваются полностью. Сравнивая   результаты   использования   данной   технологии   с   аналогичным уроком, где изложение материала проходило в традиционной форме, я сделал вывод, что   использование исследовательской технологии способствует более яркому пониманию жизненно­образному содержанию искусства.    особенности   эпохи   полученные     определения, в   ходе  В   основной   школе   широко   применяю   информационные   технологии.   С гимназистами 5­х ­  7­х классов,  которые уже хорошо владеют компьютером, провожу   занятия   в   компьютерном   классе,   используя   учебные   электронные программы:   «История   искусств»,   «Музыкальный   класс»,   «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». С огромным интересом  ребята делают доклады и сообщения в виде   презентации. Обучающийся при создании   каждого   слайда   в   презентации   превращается   в   компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать   у   ребенка   логическое   мышление,   формирует   навыки   творческой деятельности.   порой   не   подкрепляемые   даже иллюстрациями,   выступления   превращаются   в   яркие   и   запоминающиеся.   В процессе   демонстрации   презентации   ученики   приобретают   опыт   публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.   Ранее   бесцветные, С   детьми   из   старших   классов   использую   ИКТ,   работая   в   Интернете: например,   изучение   социальных   сервисов   Web­2,   применение   сетевого взаимодействия и обучение  проектной деятельности в среде Wiki­технологий проходило   при   участии   в   мастер­классе   с   использованием   дистанционных образовательных технологий. Каждое занятие   – это исследование. Оно   позволяет ставить серьезные проблемные   вопросы,   исследовательские   задачи,  а   детская   тяга   “к   тайнам” превращает его в “исследователя”. Успех выполнения таких задач формирует “интеллектуальную”   радость,   положительные   эмоции   и   стремление   не останавливаться на достигнутом результате. Литература 1. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. ­ М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. ­ 176 с. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства: Учеб.­метод. пособ. ­ Барнаул: АлтГТУ, 2002. ­ 152 с. Выготский Л.С. Психология искусства. Кан­Калик   В.   А.,   Никандров   И.   Д.   Педагогическое   творчество.   ­   М.: Педагогика, 1990 ­ 319с. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3­е изд.­ Москва: Просвещение, 1991. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993.

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2019