Областной дистанционный конкурс эссе
«Актуальность основных аксиом Коменского в современной системе
профессионального образования»
Автор: Литвинова Светлана Анатольевна, преподаватель
ГБПОУ РО «Таганрогский авиационный колледж имени В.М. Петлякова»
Я. А. Коменский внес значительный вклад в становление педагогики как науки. Основными заслугами Я. А. Коменского в этом направлении были разработка классно-урочной системы, дидактических принципов обучения, возрастной периодизации.
Коменский сформулировал «Золотое правило дидактики» - наглядность, согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства либо несколькими органами, если это возможно: «…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».
Я, как преподаватель дисциплины «Компьютерная графика» постоянно убеждаюсь в правильности его суждений. Можно потратить огромное количество времени на теоретическое изучение требований к выполнению конструкторских и технологических документов, но без наглядного примера в каждой конкретной ситуации у студентов остается много «белых пятен» в знаниях. С другой стороны, иллюстраций в учебнике зачастую тоже бывает недостаточно. Более продуктивным методом в данной ситуации является использование компьютерной презентации с параллельным обсуждением спорных моментов и закрепление рассмотренного материала на практическом занятии.
Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения. Поэтому на занятиях очень важно поддерживать познавательные интересы студентов, побуждать их к применению полученных знаний и умений в практической деятельности. Обучение с использованием практико-ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями, способствуют формированию у обучающихся профессиональных компетенций.
Видение возможности реализации приобретаемых знаний способствует развитию мотивации к обучению и достижению успеха. Не стоит забывать и о важности межпредметных связей. Студенты нашего колледжа при освоении базовых понятий и методов компьютерной графики используют знания и умения, выработанные в рамках изучения дисциплины «Инженерная графика». В дальнейшем, умение использовать средства компьютерной графики пригодится при оформлении конструкторской и технологической документации в дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Систематическая работа по решению и конструированию практико-ориентированных задач и использование разнообразных приёмов обеспечивает стабильные результаты учебной деятельности по дисциплине.
Коменский настаивал на систематичности обучения. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному.
Коменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика, гуманного обращения с учащимися. Современная система образования предполагает, что обучающийся задействован не только в учебном процессе, он может развивать интеллектуальные способности и совершенствовать профессиональные компетенции, принимая участие в олимпиадах профессионального мастерства, конференциях и конкурсах, посещая предметные кружки, а также может заниматься в спортивных секциях или быть участником волонтерского движения. Анализируя результаты участия студентов нашего колледжа в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» в компетенциях «Токарные работы с ЧПУ» и «Фрезерные работы с ЧПУ», можно прийти к выводу, что этот конкурс позволяет проверить себя в «реальном мире» профессий, развивает ответственность и целеустремленность, дает уверенность в необходимости получения образования технологического профиля.
Не смотря на то, что Я.А. Коменский сформулировал свои идеи в XVII веке, их ценность неоспорима по сей день. И разве не современно звучат слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.