«Арт-терапия как фактор социального развития младших школьников с нарушениями слуха»
(на основе программы «Театральный кузовок»)
«Как гимнастика выпрямляет тело,
так искусство «выпрямляет» душу человека»
В.А. Сухомлинский
Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии (проблемы слуха, речи, задержка психического развития, интеллектуальная недостаточность) вне зависимости от возраста, весьма сложен. Как помочь таким детям вести диалог, слышать и слушать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь им познать своё «Я», раскрыть его и войти в социум, полноценно существовать и взаимодействовать в нём? Какие методы и приёмы, помимо коррекционно-направленных: развития слухового восприятия и формирования произношения могут помочь в социальном развитии?
Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма в качестве профилактических, лечебных, коррекционных средств, является актуальной проблемой.
Средством, способным найти ответы на поставленные вопросы, являются арт-терапевтические методики, включённые в программу «Театральный кузовок». Преимущество «Театрального кузовка» заключается в оптимальном развитии каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной внеучебной деятельности. «Театральный кузовок» может посещать любой желающий вне зависимости от своих навыков и способностей.
Каждая арт-терапевтическая методика, включённая в программу «Театральный кузовок» помогает приобрести уверенность в себе, развить способность к адаптации, научиться самовыражению, а также увидеть «всю цветовую прелесть окружающего мира, обогатить их духовно, развить художественный вкус», почувствовать силу слова ⦋2⦌.
Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то её систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства: музыкотерапии; изотерапии; театре, образе – имаготерапии; литературе, книге – библиотерапии, движении. Программа «Театральный кузовок» включает такие формы арт-терапии, как: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, театротерапия.
Изотерапия. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Занятия изобразительным искусством арт-терапевтичны в своей основе, они развивают зрение, осязание, формирует образное и пространственное мышление, интеллектуальную и эмоциональную сферу.
Музыкотерапия стимулирует развитие ребёнка, снимает психическое напряжение, успокаивает, магически воздействует на мозг, помогает переживать возрастные кризисы, связанные с развитием ребёнка.
Сказкотерапия – самый доступный и эффективный метод корректирования поведения и сознания ребёнка. Данная терапия формирует творческое отношение к жизни, развивает скрытые способности, самооценку, самоконтроль.
Куклотерапия корректирует поведение и эмоциональное состояние. Данный метод помогает устранять болезненные переживания у детей, тем самым укрепляя психическое здоровье, социально адаптирует, разрешает конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Театротерапия – это всегда игра. Сила и глубина воздействия театротерапии связана со способностью выражать события и переживания ярко, ясно, точно, эмоционально.
Вся система коррекционной работы, использования арт-терапии компенсирует нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребёнка с проблемами (нарушениями слуха). Коррекция и компенсация – это тесно связанные процессы, которые дополняют, обогащают и не рассматриваются один без другого.
Процессы коррекции и компенсации предполагают соблюдение определённых принципов:
Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребенком с проблемами.
Принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.
Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия.
Принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной работы.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребёнком (семьи, школы).
Таким образом, арттерапевтические методики способствуют гармонизации личности каждого ребёнка с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребёнка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.
Литература:
1. Джеральд О., Гоулд П. Рисунок в психотерапии: Методическое пособие. – М.: Прогресс, 2001. – 184 с.
2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
3. Кузин В.С. Изобразительное искусство 1-9 классы. – М.: Агар, 1996. – 160 с.
4. Михальченко К.А. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.).
5. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. 6 издание. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
6. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.