Читать книги – это современно?
Учитель начальных классов
Ершкова Галина Николаевна
(из личного опыта работы)
«Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым,
а привычка записывать - точным» - Фрэнсис Бэкон
Трудно не согласиться с этими словами английского философа, публициста, историка и общественного деятеля 17 века Френсиса Бекона. И в современном мире, когда чтение книг теснит искусственный интеллект и интернет с его безграничными возможностями – это звучит актуально. Интерес и увлеченность ребенка книгой в современном мире снижается, т. к. он имеет доступ к другим способам получения информации.
Начальная школа- это тот фундамент, где у школьника закладывается правильное чтение, формируется уважение к книге, к авторскому слову, к скрытым смыслам текста, т. е. формируются базовые понятия, знания, умения и навыки. Чтение- это важнейшее условие формирования мыслительных способностей, одно из важнейших средств формирования личности.
Чтение книг – это современно? Казалось бы этот вопрос риторический, но только на первый взгляд. Современные дети трактуют информацию по двум критериям: скучно- интересно. Нужно сказать, что и современные технологии и возможности искусственного интеллекта прививают людям высокие требования к различного рода информации. У детей формируется клиповое мышление- вид сознания, когда человек воспринимает информацию фрагментарно, через яркие образы, без глубокого погружения в её суть. Но вот прочитать какое-то более серьёзное произведение, осмыслить его уже не может - «скучно». На поиски главных смыслов, понимания поступков героев, осмысления характеров персонажей нет ни сил, ни желания. А потому и теряется навык общения с книгой, пропадает интерес. Зачем? Ведь можно посмотреть, послушать, познакомиться с произведением в виде «весёлых картинок».
Обсудим плюсы и минусы современного восприятия информации человеком.
Плюсы
|
Минусы |
Наш мозг сложнее перегрузить. Информационный поток сейчас настолько большой, что мы бы просто сошли с ума, если бы обрабатывали каждую единицу информации. |
Рассеянность внимания и плохая память. Ученику трудно на уроке продуктивно работать с информацией 30 минут. Уменьшение активного лексического запаса и бедность речи. Внимание такого ученика без часто меняющихся картинок, тем и заданий удержать на уроке трудно. |
Учит быстрее реагировать и принимать решение, а это полезный навык для людей, чья профессия связана с обработкой большого количества информации и запросов от клиентов.
|
Неспособность анализировать большие объёмы информации. У ученика и взрослого человека возникает чувство разочарования, бессилия, раздражения – фрустрация. Ему трудно прочитать объёмный текст, воспринять большой поток информации. |
|
Потеря критического мышления.
Например, из-за того, что человек не может уделять много времени детальному изучению информации, он может поверить первому попавшемуся источнику. Такие люди больше подвержены влиянию со стороны. |
|
Утрачивается способность сопереживать.
|
Задача перед учителем, школой стоит непростая – при понимании всех минусов и современных реалий вывести процесс обучения на тот уровень, когда учиться и не скучно, и интересно, а значит и «современно». Уроки литературного чтения дают нам возможность сформировать навыки работы с текстом (информация, интерпретация, оценка), научить детей жизненным смыслам.
Смысловое чтение является метапредметным навыком, поэтому его составляющие входят в структуру всех УУД:
- личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе, нравственно-эстетическое оценивание
Метапредметные:
- регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, словарный запас.
-коммуникативные УУД – умение слушать и вести диалог, постановка вопросов, умение работать в паре и группе.
- С какими проблемами я сталкиваюсь в работе с текстами художественного и научно-познавательного жанра? Какие трудности испытывают учащиеся?
1.Отдельные дети имеют низкую скорость чтения, отсюда низкая производительность учебной деятельности.
2. Не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования.
3. Не могут извлечь необходимую информацию, т. к. не вычленяют главное, обращают внимание на второстепенное.
4. Испытывают затруднения при кратком изложении содержания текста.
5. Испытывают трудности при определении темы и главной мысли (идеи) текста, при составления плана.
6.При выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки иногда из-за непонимания формулировки задания, низкого уровня словарного запаса.
7. Тексты познавательного характера мало привлекают детей. Дети обращаются чаще к текстам легкого содержания: сказки, фэнтези, детские детективы, комиксы.
Не все вопросы я здесь затрону, но на некоторых остановлюсь. Для формирования мотивации к обучению я активно использую на уроках высказывания известных людей, пословицы и стихи. Мы вместе с детьми ищем смысл этих высказываний. И начинаю я работать с цитатами и пословицами уже с 1 класса.
В школе нельзя
всему научиться — нужно научиться учиться.
(Всеволод Мейерхольд)
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. (Леонардо да Винчи)
Школа дает знания только тем, кто согласен их взять. (Сергей Скотников)
Ключом ко всякой науке является вопросительный знак. ( Бальзак)
Порядок больше всего помогает ясному усвоению. (Цицерон)
Пословицы
Не торопись говорить, торопись слушать.
Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь.
В умной беседе ума набраться, в глупой – свой растерять.
С книгой поведешься – ума наберешься.
Ученье без уменья не польза, а беда.
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Ученье везде найдет примененье.
Умные речи в потёмках слышны.
Без муки -нет науки.
Хлеб питает тело, а книга-разум.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Рукой победишь одного - головой- тысячи.
Притчи.
Три вещи никогда не возвращаются обратно:
Время, слово, возможность.
Три вещи не следует терять:
Спокойствие, надежду и честь.
Три вещи определяют человека:
Труд, честность и достижения….
Мораль:
-не теряй напрасно время- оно имеет ценность, не пропускай возможность всегда чему-то учиться, будь внимателен к своему слову;
- никогда не теряй надежду;
- о человеке многое может рассказать его умение трудиться и его достижения в жизни.
Решение и действие
Однажды Учитель спросил учеников:
– На бревне сидели три лягушки. Одна из них
решила прыгнуть в воду. Сколько лягушек осталось на бревне?
– Три. – неуверенно ответил один из них.
– Конечно же, три лягушки, – улыбнулся Учитель. – Поскольку лягушка только решила прыгнуть, но не предприняла для этого никаких действий. Никогда не путайте действие с принятием решения. Иногда вам кажется, что вы уже прыгнули, но на самом деле вы по-прежнему сидите на бревне.
Мораль басни: чтобы чего-то достичь, надо действовать. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
По формирования регулятивных УУД на уроках литературного чтения хотелось бы более подробно остановиться на целеполагании.
На уроке знакомства с произведением на этапе целеполагания я использую разные приемы:
1. Узнай автора, с произведением которого мы сегодня будем работать
(даю 3-4 портрета известных авторов) по его книге (иллюстрация обложки).
Или:
2. Угадай автора по фактам из его биографии. 2-3 ученика озвучивают заранее подготовленные факты из биографии писателя, а дети должны угадать по представленным портретам 3 разных писателей, о ком идет речь.
Урок литературного чтения в 4 классе. П. П. Бажов «Серебряное копытце».
1 ученик. Произведения этого автора были переведены на множество языков, и он получил международное призвание. Самым известным его произведением является сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Он был опубликован в 1939 году.
2 ученик. За эту книгу писатель получил Сталинскую премию. По мотивам сказов были сняты многочисленные художественные и мультипликационные фильмы.
3 ученик. Родился писатель на Урале в 1879 году. Умер в 1950 году.
Далее я говорю, что произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться из сборника «Малахитовая шкатулка». Дополняю биографию писателя.
-Посмотрите на объём произведения и подумайте, какая работа с произведением на 1 уроке нам по силам?
-Что мы сможем сделать за урок?
-Чему бы вам хотелось научиться на сегодняшнем уроке?
-Что вам интересно будет узнать?
Литературную работу с произведением начинаю уже с 1 класса с коротких текстов букваря. Учу определять не только тему и подбирать заголовок, но и правильно формулировать главную мысль текста. Особенно для такой работы хороши произведения Л. Н. Толстого и К.Д. Ушинского.
Л. Н. Толстой.
Заголовок «Чей конь?»
Тема: как дети коня не поделили.
Главная мысль: в игре важно уметь договариваться и уступать.
К. Д. Ушинский.
Заголовок «Худо тому, кто добра не делает никому»
Тема: мальчик Гриша и его друзья.
Главная мысль: худо тому, кто добра не делает никому. Ссора до добра не доводит.
Мы с 1 класса с детьми, при обсуждении заголовка, темы и главной мысли, соотносим их друг с другом. Обсуждаем вопросы: «К чему близка главная мысль? К теме или к заголовку произведения?». Еще один важный момент, на который я акцентирую внимание с первого года обучения – это какого типа заголовок в тексте. Я делю заголовки произведений на «открытые»- понятные для читателя сразу, т. к. они близки к теме произведения и «скрытые» - тайные. Терминологию ввела свою для простоты работы с детьми. Мне это помогает сократить время на обсуждение. «Скрытый заголовок» - это тот заголовок, который заинтересовывает читателя и не отображает ни тему, ни главную мысль. Цель скрытых заголовков – заинтересовать читателя. Для детей я вывожу на доску такие модели:
З = Т З =ГМ З- О З- С
Дети, обсуждая даже маленькие тексты, хорошо усваивают это. Они привыкают к вопросу «К чему близок заголовок текста?».
Следующий шаг - это умение подбирать и свои заголовки разных видов: открытый и скрытый- тайный. Эту работу мы с детьми тоже начинаем с 1 класса.
К произведению В. В. Бианки «Первая охота» дети подобрали свои открытые заголовки: «Щенок и ящерица», «Щенок на охоте». Скрытые заголовки: «Хвост», «Чей хвост?», «Ненужный хвост».
При работе с главной мыслью произведения сначала учу детей находить вывод в самом тексте и выделять его, если необходимо, то переформулировать предложение или подобрать пословицу. Конечно, детям труднее работать с текстами, которые несут много различной информации в разных абзацах. Это, как правило, статьи или научно-познавательные тексты. Для выделения главного в таких текстах учу детей подчеркивать ключевые фразы в каждом абзаце и составлять план. Практика показывает, что к таким текстам дети подбирают неточные заголовки. Тогда я использую другой подход. Даю первое задание составить план, второе- озаглавить план и уже потом подобрать заголовок к тексту. По плану ребенку бывает проще сориентироваться: что главное, а что второстепенное. Все ключевые слова и фразы собраны в плане, осталось только озаглавить - обобщить.
В 3- 4 классе я на уроках систематизации и обобщения знаний и умений ввела работу с «Литературной картой произведения». Что это такое?
Этот вид творческой работы я придумала, чтобы у детей формировалось целостное представление о произведении: авторе, заголовке, типе речи, литературном жанре, теме, главной мысли, кульминации, концовке, своих чувствах (дополнительное задание «творческая концовка» или отзыв на произведение). Дети на таком уроке систематизации знаний на лист формата А3 записывают (наклеивают) все данные произведения. Пункты карты варьируются: что-то дополняется, что-то убирается. Если они работали над творческой концовкой, то включают туда еще и её. Пишут мини-выводы или отзывы на произведение, записывают свои чувства и наклеивают на эту карту. И как дополнительное задание - это раскрашивание карты произведения в соответствии со своими чувствами и эмоциями –«цветопись». Детям очень нравится такая творческая работа.
Для формирования необходимого уровня техники чтения учащихся я использую разные приёмы чтения. Их много, но я назову некоторые.
1. В начале урока дети читают многократно (3-5 раз) незнакомый текст с подсчетом слов.
2. Чтение «Буксир». Хорошо читающий ученик читает «про себя» и следит по книге. Другой ребенок читает вслух по пальцу первого ученика. Он должен успевать за его чтением. Второй вариант упражнения «Буксир» - это когда одновременно читают учитель и ученик вслух. Ученик подстраивается под темп чтения учителя. Затем учитель замолкает и читает «про себя», ребенок тоже замолкает. Затем снова начинают читать вместе вслух. И если ребенок справился с темпом чтения учителя, то они встречаются на одном слове.
3. Чтение за диктором (за учителем, за учеником). 1 чтение – правильное, 2 чтение - без учителя, 3 чтение – целыми словами, 4 чтение - выразительное.
4. Чтение перевернутого текста.
5. Чтение предложений в обратном порядке.
6. Чтение текстов за шторкой.
7. Чтение строчек, прикрытых наполовину.
8. Чтение орфографическое и орфоэпическое.
9. Чтение ручейком. Дети читают в парах сменного состава. Они передвигаются в своем ряду по кругу, прочитывая новый абзац каждый раз новому партнеру. Текст предварительно разделен на абзацы. Каждый в паре выполняет две роли: читатель и слушатель. Один ученик читает 1 абзац, потом слушает своего товарища этот же абзац. После перехода, читают следующий абзац, таким образом прорабатывают весь текст. Смена пар ведется по сигналу учителя, на чтение дается 1-3 мин. Учащиеся могут оценивать чтение детей в специальную книжечку
(1 класс- цветные символы, 2-4 класс- отметки). Далее учитель может выборочно проверить чтение некоторых детей на отметку и сравнить с отметками детей. Дети очень любят такой прием чтения.
И как игру ввожу с 1 класса упражнение «Диктор центрального телевидения». Дети читают текст выразительно, а я записываю их на телефон. Для детей и их родителей это очень ценно и интересно. Начинают они свою речь так:
«Дорогие телезрители, сегодня я познакомлю вас с рассказом Константина Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому» ……………………………………………………………………….
Спасибо за внимание! С вами был Соколов Артём!»
Главное в этой игре то, что дети имеют возможность посмотреть на себя со стороны и откорректировать своё чтение, речь и поведение. Дети в такой игре учатся сидеть правильно за столом или стоять у доски, читать или рассказывать без ошибок и выразительно, т. е. формируется монологическая речь.
Вывод. Мир меняется. Меняются технологии и возможности человека. Появляются разные приемы, методы и технологии обучения. И каждый современный учитель должен чувствовать детей и идти в ногу со временем. Я думаю, что читать книги – это современно. Вырастить грамотного читателя – задача сложная, но посильная.
Я поделилась личным опытом работы с детьми. Мне всегда были интересны уроки литературного чтения. Иногда мне не хватает литературного материала в учебнике и в интернете для воспитательной работы на уроках, для ценностно-смысловой ориентации. В таких случаях я сама пишу для детей стихи. Стихи о дружбе, о душе, о том, как важно хранить секреты друзей, о порче имущества (вандализме), о природе, о Родине. Но это уже другая история…
Интернет-ресурсы:
https://skillbox.ru/media/growth/clip-thinking/
Источник: https://zanimatelnosti.ru/interesnye-fakty-o-pavle-petroviche-bazhove/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.