ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение" Школа № 51 г. Донецка"
Головина Татьяна Васильевна
Тема статьи : Технология "Дебаты" в патриотическом воспитании обучающихся в общеобразовательных организациях.
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Воспитать патриота – это значит наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек познает и делает».
Актуальность темы.
Патриотическое воспитание всегда было и остается одним из приоритетов государственной политики в области воспитания и образования подрастающего поколения. Воспитывая детей сегодня, мы строим свое завтра.
Сегодня, когда мы наблюдаем крушение идеалов, нравственных и духовных ориентиров, тема гражданского и патриотического воспитания становится особенно актуальной. Распад СССР и дальнейшая дезинтеграция российского общества оказали влияние на развитие гражданского и патриотического воспитания.
Не вызывает сомнения, что сейчас необходим целый комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан РФ, вновь присоединенных территорий ЛДНР, Херсонской и Запорожской областей по воспитанию гражданина – патриота Отечества.
Актуальность данного процесса очевидна. Именно воспитание в духе патриотизма, любви к Родине, которое было заложено при СССР, позволило нынешним защитникам ДНР сохранить преемственность поколений и встать на защиту своей земли от разрушительного по своей сути украинского национализма.
Но эта война еще не закончена. Умело подогреваемая спецслужбами США и других недружественных России стран, русофобия стала весьма дорогим товаром. В информационном пространстве, довольно таки успешно освоенном «независимыми» западными средствами массовой информации идет массированная обработка сознания населения Европы, всего мира.
Мы видим процессы декоммунизации в Украине, снос памятников в Восточной Европе, наглая ложь о событиях Второй мировой войны, целенаправленное размывание основ патриотизма наших граждан, добывших невероятной ценой победу в самой страшной войне преследуют далеко идущие цели.
Несомненно, гражданское патриотическое воспитание современных школьников – сложная образовательная задача. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей устойчивы такие негативные явления, как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством.
В своей статье я стремлюсь вызвать интерес у педагогов, учащихся, студентов к использованию технологии критического мышления, мышления более высокого уровня - "Дебаты".
Вызвать интерес учащихся к вопросам патриотических чувств и проявлений можно несколькими путями. Давайте рассмотрим технологию критического мышления" Дебаты" в учебно-воспитательном процессе.
Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.
Эта технология по праву принадлежит открытой педагогике, в которой учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств обучающегося, а педагог выступает как руководитель этого процесса.
Один из наиболее важных навыков, который будет вырабатываться при помощи дебатов – это критическое мышление.
Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала.
Ожидаемые результаты:
Курс «Дебаты" - техника обучения спору» поможет учащимся в будущем обучении:
- успешно построить устную речь и приобретать навыки презентации;
-развивать уверенность в себе;
-принимать хорошо продуманные решения, слаженно работать в коллективе, брать ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей
-, быть критичным слушателем, выступать в качестве лидера;
-учитывать сильные и слабые стороны противоположных точек зрения и ставить себя на место другого;
- оценивать предел своих знаний и собственную склонность к предубеждениям и предрассудкам;
- преодолевать неуверенность и нерешительность при публичном выступлении;
- понимать концепции и уметь доказывать, почему в данной ситуации необходимо использовать то или иное слово или фразу;
Ученик в работе данного курса может проявить инициативу и самостоятельность в выборе темы дебатов, в подборе информации по теме, в построении публичного выступления. Успешность в изучении данного курса будет оцениваться согласно критериям судейского протокола игры в «Дебаты» - культура речи, культура общения, корректность, соблюдение регламента, соответствие роли спикера. Учащийся будет иметь возможность сам оценить свои способности, а также выслушать оценку других учеников. Динамика интереса к курсу определяется желанием учащихся продолжить занятия по игре в «Дебаты».
Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время в общеобразовательных организациях чаще всего используются следующие виды дебатов: Дебаты Карла Поппера , Парламентские дебаты , Дебаты Линкольна-Дугласа и другие, что позволяет педагогу заинтересовать своих воспитанников и развивать личностные, предметные, метапредметные результаты .
Достижение обозначенных целей и результатов основывается на соблюдении трех основных принципов дебатов.
Принцип первый: уважение необходимо. Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Можно и нужно атаковать аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не самих оппонентов.
Принцип второй: честность обязательна.
Принцип третий: проигравших нет
Обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, поэтому честность – стержень дебатов.
Задача участников дебатов, - быть честными в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ответах в раунде перекрестных вопросов.
Первое предназначение игры – обучение. Обучение имеет большее значение, чем победа.
Эти принципы обязательны для всех участников дебатов.
Рассмотрим пример Дебатов на тему" Патриотизм среди молодежи в современной России -миф или реальность?"
Цели: содействовать развитию чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие, создание и обеспечение возможности для активного вовлечения школьников в организованный процесс освоения знаний, умений и навыков, обеспечение условий для самообразования и самовоспитания ребят в сфере патриотического воспитания сформировать навыки ведения дебатов
Задачи: выявить отношение школьников к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня - это Россия завтра; определить роль патриотизма в жизни современного общества; старших школьников сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом. формирование корректного, уважительного и внимательного отношения к мнению других людей.
Команда 1 отстаивает тезис «Патриотизм среди молодежи в современной России - это миф». Современная молодежь по уровню сформированности чувства патриотизма значительно уступает предыдущим поколениям граждан России.( команда опровержения)
Команда 2 отстаивает тезис «Патриотизм среди молодежи в современной России - это реальность». У молодого поколения современной России сформировано чувство патриотизма, только оно проявляется в других направлениях и действиях молодых людей, чем в предыдущие периоды нашей истории. ( команда утверждения)
Основные вопросы дебатов : (они же даются для подготовки командам).
1.Патриотизм- это врожденное состояние .
2. Гордиться своей Родиной -это долг каждого.(Чем мы можем гордиться, а за что в своей стране нам иногда бывает стыдно?
3. Что современная молодежь может сделать для своей страны? В чем может проявляться патриотизм современного молодого человека?
4. Как воспитать патриотизм в современной молодежи?
5. Что каждый из нас может делать, чтобы жители нашей страны чаще испытывали гордость за нее?
6.Защищать свою Отчизну- это обязанность гражданина.
Дебаты пройдут в четыре тура:
- выступление представителей команд с обоснованием своей позиции.
- вопросы от участников команд друг другу
- вопросы командам из зала
- вопросы и задания командам со стороны ведущего.
Правила проведения любой дискуссии:
- Порядок выступлений определяет ведущий.
- С уважением относимся друг к другу.
- Своё мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы, СМИ и т. д.
- Признаём право каждого иметь свою точку зрения, своё собственное мнение.
- Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.
Выступления команд:
-Вопросы команд друг другу.
-Вопросы из зала.
-Вопросы ведущего:( например)
- С какого возраста могут проявляться патриотические чувства?
- Может ли человек неосознанно быть патриотом?
Пожалуй, главный признак, который может охарактеризовать суть патриотического воспитания через использование технологии критического мышления"Дебаты" —это неравнодушие. Неравнодушие к своей Родине, к окружающим событиям и людям, выраженное через слово. Через слово ради дел на благо людей и отечества.
Таким образом, мы видим, что проблемы по гражданско- патриотическому воспитанию можно успешно решать в ходе применения одной из технологий критического воспитания как "Дебаты".
И закончить разговор хочется словами Василия Розанова:
«Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать».
Список литературы
1.Распоряжение Главы ДНР «Об утверждении Программы «Патриотическое воспитание детей и молодѐжи Донецкой Народной Республики» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://doc.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2017/08/rasporiazhglavaN252_09082017.pdf(Датаобращения: 20.04.2020г.);
2.Положение о Координационном совете по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://xn--h1aheeehel.xn-- p1acf/sites/default/files/documents/polozhenie.pdf(Дата обращения: 20.04.2020г.
3. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс]. Режим доступа:. https :// docs . google . com / viewerng / viewer ? url = http :// xn -- h 1 aheeehel . xn -- p 1 acf / sites / default / files / documents / koncepciya _ vpv _0. pdf(Дата обращения: 20.04.2020г.
4.Конструктор урока. Н.Н. Кожевникова. Формат дебатов Карла Поппера.
https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_660.pdf
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.