Как правильно говорить с ребенком о войне, чтобы не сделать хуже?
Специальная военная операция на Украине не могла не коснуться детей. Школьники и даже малыши узнают о происходящем в интернете, слышат разговоры в семье, но ещё не могут полноценно самостоятельно оценить происходящее. Но при этом оградить детей полностью от информации точно не получится. Сейчас мировая ситуация активно обсуждается даже в детских садах, поскольку многие малыши узнают о ней через видеоблоги и «ТикТок». А уж школьники и вовсе могут сформировать собственное мнение, особенно под воздействием молодёжных звёзд и интернет-кумиров
Что делать родителям, как правильно говорить с ребенком о войне, чтобы не сделать хуже?
По словам психолога Ольги Черниковой, главное — не паниковать. Не нужно монологов и истерических фраз по поводу того, что жизнь закончилась, завтра «конец света» и подобного. При этом ребенок начинает пугаться, даже если ничего не понимает. Тревожность родителей всегда передается ребенку – в любом возрасте. Поэтому надо настраивать себя на позитив даже в такой сложной ситуации.
НЕ смотреть много новостей. Новости необходимо фильтровать. По возможности, рекомендуется смотреть их не чаще одного раза в день. Постоянное поступление негативной информации – это непрекращающийся стрессовый раздражитель, который необходимо устранить. Иначе, опять же, возникнет паника.
Не стоит перекладывать ответственность за случившееся на конкретных людей и озвучивать такие обвинения при детях. Имена любых политиков для ребенка – это произвольные личности, роль которых он пока не может осознать полностью. При этом, слыша подобные обвинения, он учится перекладывать ответственность за любые события. Ситуация, которая сложилась, уже есть, и ее нужно научиться принимать, а не искать виновных.
Бывает, что внутри семьи складываются разные мнения о происходящем, и тогда родители, бабушки и дедушки начинают спорить при ребенке. К сожалению, у большей части нашего общества не сформирована культура спора. В итоге обсуждение политических событий заканчивается обвинениями друг друга, переходом на личности и ссорами. Нельзя, чтобы это происходило при ребенке. Если вы очень хотите поспорить – делайте это в другой комнате или вне дома, или отложите обсуждение на другое время.
НЕ забывайте поддерживать ребенка. Ребенок живет «здесь и сейчас», время для него движется по-другому. Прямо сейчас ему хорошо, непосредственно его жизни происходящее не коснулось. Поэтому очень важно сосредоточиться на его личных запросах. Не забывать поддерживать, говорить о том, какой он молодец, напоминать о том, что вы будете с ним всегда, никуда не денетесь. Надо делать акцент на том, что ребенку важно именно сейчас. В зависимости от возраста это разные вещи: для ребенка 3-5 лет – в первую очередь отношения с родителями, для школьника – взаимодействие со сверстниками. Да, дети знают, что происходит в мире, и наша задача — не обострять. Иначе ребенок начнет пугаться социума и воспринимать мир как что-то враждебное.
При этом, если есть необходимость все-таки поговорить с ребенком о сложившейся ситуации, то нужно говорить о ней, как о свершившемся факте. Необходимо говорить: «Сейчас в мире происходят разногласия, люди всегда ссорятся, происходят недопонимания, что, когда вы ссоритесь с друзьями – у вас тоже происходят маленькие войны. И с государствами такое бывает. Всё обязательно утрясется, всё закончится. Я с тобой, я тебя поддерживаю». А дальше можно перевести разговор на более актуальные для ребенка темы, чтобы он видел, что жизнь продолжается.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.