В годы Великой Отечественной Войны искусство не прекращало своего развития. Уже через два дня после начала войны актеры, певцы, танцоры, артисты цирка - все, кто мог служить «боевым средством победы над фашизмом», стали записываться во фронтовые бригады. Они показали 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов, творческих встреч.
К работе бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде. Концерты давали на военных кораблях и аэродромах, в городах и селах, где временно базировались войсковые части, в госпиталях и эвакуационных пунктах. Но основной передвижной площадкой для выступлений был грузовик с откидным кузовом. Часто фронтовики рассаживались полукругом прямо на земле, а пространство вокруг машины было зрительской зоной. После концерта или спектакля борта кузова закрывались - костюмы, грим, элементы декораций — паковались внутрь, и машина отправлялась к следующему пункту.
Наравне с фронтовиками и тружениками тыла люди искусства приближали победу, поддерживая моральный дух и стойкость всех тех, от кого исход войны зависел напрямую. Ночами, без музыки и аплодисментов, фронтовые бригады выступали перед бойцами в избах. Танцевали в укрытиях, практически не отдыхая, провожая солдат, уходивших на поле боя и встречая возвращающихся оттуда. Случалось, что во время выступлений артисты попадали под обстрелы, вместе с солдатами принимали огонь на себя. Порой, приехав на место выступления, члены труппы уже не заставали бойцов, сместившихся дальше по линии фронта, и уезжали с последними санитарными эшелонами. Помогали младшим медработникам и сиделкам, брали на себя их обязанности, когда не хватало рук, хоронили умерших. И конечно же, играли и пели, по мере сил скрашивая часы и дни тех, кто страдал от ран или просто нуждался в поддержке.
Фронтовые концертные бригады помогали поддерживать дух бойцов, но и сами люди во время войны не переставали танцевать. Пляской бойцы разминали затёкшие в окопах ноги, грелись на морозе, снимали предбоевое напряжение. Специально не учились, просто танцевали кто во что горазд, поддаваясь простому импульсу жизни, который давал сил бороться и побеждать.
Трудно поверить, но 15-16 апреля 1942 года в армии проходили смотры художественной самодеятельности, 320 номеров было показано на его заключительном концерте.
Среди концертных номеров, приготовленных артистами для фронта, особой популярностью пользовались такие хореографические композиции, как "И кто его знает" А. Радунского, "Девушка и Фриц" Р. Захарова, "Фриц и Ганс, или фашисты под Москвой", "Пляска всех родов войск", поставленные артистом И. Куриловым, "Казачья пляска" и "Русский перепляс" П. Вирского, "Тачанка" В. Варковицкого, "День на корабле" И. Моисеева. В этих постановках находил отражение героизм советских людей, прославлялись бойцы Красной Армии, высмеивались фашисты. Музыкальные ритмы словно размывали беспощадное убожество окружающей обстановки, не позволяя людям уйти в печаль по погибшим родным и товарищам, наделяя смыслом каждый миг существования.
Вместе с войной закончилась основная история фронтовых бригад и театров. История всеобщего противостояния врагу и одной на всех победы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.