Статья: "Дидактические игры на уроках математики в начальной школе"
Оценка 4.8

Статья: "Дидактические игры на уроках математики в начальной школе"

Оценка 4.8
docx
04.03.2024
Статья: "Дидактические игры на уроках математики в начальной школе"
Статья _Сборник дидактических игр к урокам математики 1-4 классы_.docx

 

 

 

 

Сборник дидактические игр к  урокам математики

1-4 классы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

Использование игровой формы на уроках математики позволяет развивать творческие способности учащихся, способствует росту умственной активности детей. Такие уроки развивают коммуникативные навыки, помогают четко выражать детям свои мысли, воспитывает культуру общения, повышают уровень самостоятельности в процессе овладения знаниями. Наряду с этим дети учатся сравнивать, анализировать. Повышается интерес и эмоциональный комфорт при работе над нестандартными творческими заданиями.

Подводя итог всему выше изложенному, у учащихся повышается интерес к предмету, улучшается успеваемость.

«Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение»

                                                                                                      Щедровицкий Г.П

Цель: определить наиболее эффективные методы использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе.

Задачи:

  • дать понятие о дидактической игре;
  • дать понятие о разновидностях дидактических играх;
  • выбрать наиболее методически эффективные дидактические игры для освоения материала.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Ведь игра – это деятельность, труд и творчество. Дети, играя, развиваются. Развивают ум и человеческие качества. Рекомендуется на уроках математики активно использовать игры и игровые моменты. Самое важное, чтобы цель игры совпадала с учебной программой. У младших школьников наглядно-образное мышление, поэтому на уроках используются наглядности. Также для поддерживания интереса к математике и повышения активности на уроке применяются дидактические игры.

Дидактические игры можно разделить:

1) игры по образцу;
2) игры на отработку вычислительных навыков;
3) игры, которые изменяют;
4) игры, содержащие элементы поиска и творчества.

Каждая игра имеет структуру:

1) цель – что проверяем, что закрепляем, что изучаем;
2) правила – условие игры и как выполнять;
3) игровые действия.

Применение игр происходит на разных этапах урока. При объяснении нового материала, при частично – поисковых заданиях, при обобщении и закреплении.

 

Дидактические игры

1 класс

 

Игра  «Коллективный счет».

 

Описание: класс делится на две команды (по количеству рядов в классе).

На первые парты воспитатель кладет полоску бумаги с записанным на ней числом, например, 5. Дает задание - прибавить 3. По сигналу каждый ученик, сидящий за первым столом, быстро считает, записывает только ответ и передает полоску сидящему за ним. Последний в ряду, записав ответ, называет его, поднимает полоску. Побеждает ряд, который закончит счет раньше и не допустит ошибки.

 

Игра «Найди свое место»

 

Для игры надо подготовить два или три комплекта карточек разных цветов (в зависимости от числа играющих). Карточки с числами от 1 до 10 раздаются всем играющим в любом порядке. По команде учителя играющие выстраиваются в колонну по одному и идут вслед за учителем, перестраиваясь на ходу в колонну по два, по четыре, расходятся в разные стороны, но, как только учитель подает сигнал, все разбегаются. Те, у кого таблички, допустим, красного цвета, собираются на одной стороне класса, те, у кого таблички синие - на другой. Каждая группа играющих должна построиться в одну шеренгу по порядку номеров. Побеждает группа или команда, которая построится первой.

 

Игра «По порядку номеров».

 

Две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к другу. У каждого игрока на шее повязана косынка. У ведущего два комплекта карточек разных цветов с числами от 1 до 10. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки обоих комплектов и по одной прикалывает сзади на косынки играющих. Ни один из играющих не видит, какое число написано на его карточке. Узнать числа он может, лишь спросив об этом у своего соседа.

По сигналу ведущего игроки команд должны построиться так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку.

Команда, выполнившая задание быстрее другой и без ошибок, выигрывает.

 

Игра «Назови число».

 

Играющие становятся в круг, учитель с мячом в руках - внутри круга. Он бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те возвращают его обратно, бросая мяч учителю. Учитель называет какое-либо число, например, 7. Играющий должен быстро назвать «соседние» числа - 6 и 8, причем сначала назвать меньшее, а потом большее число. Кто ошибается, тот выходит. Итак, остается один игрок - победитель.

 

Игра «Слушай и считай».

 

У каждого из играющих набор карточек с числами от 1 до 10. В руке учителя - палочка, которой он ударяет по бубну или барабану определенное число раз. Все играющие должны про себя считать количество ударов и поднять карточку с числом, соответствующим количеству ударов.

Можно условиться, что играющие, сосчитав количество уда- должны поднять карточку с числом, недостающим до десяти. (Например, если ударов было 3, надо поднять карточку с числом 7.)

Затем устанавливается другое условие игры: показать над0 не то число, которое соответствует количеству ударов, а два соседних- меньшее и большее. (Например, ударов было 5, а показать надо числа 4 и 6.)

Во время игры требуется соблюдение тишины.

 

Игра «Арифметическая физкультминутка».

 

Играющие усаживаются в ряд и рассчитываются с первого по десятый номер. Каждый должен запомнить свой номер. Учитель называет тот или иной номер, а игроки соответственно встают. Когда играющие это усвоят, учитель предлагает вставать не тем, чьи номера называли, а их соседям слева и справа. (Например, назван номер 6, а встают номера 5 и 7.)

После этого можно предложить участникам несложные примеры на сложение и вычитание. Например, к трем прибавить шесть - встает тот, у кого номер 9. К двум прибавить восемь - встает номер 10.

Такие физкультминутки можно постоянно усложнять. Можно проводить эти упражнения с двумя командами одновременно, организуя соревнование на скорость и правильность выполнения задания.

Игра «Сложить и вычесть».

 

У учителя в руках картонный кружок. С одной стороны он красного цвета, с другой - синего. На обеих сторонах написано число 5.

Учитель предупреждает ребят, что когда он покажет кружок красной стороной и назовет число 4, все должны прибавить это число к 5 и хором произнести ответ - 9.

Если же он покажет кружок синей стороной, то число 4 надо отнять от 5 и хором произнести ответ - 1.

Кружок надо показывать быстро, то одной, то другой стороной (иногда 2-3 раза подряд одной и той же стороной) и числа называть разные. Тому, кто ошибается, засчитывается штрафное очко. Желательно иметь несколько кружков с разными числами.

 

Игра «Эхо»

 

Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.

Описание: школьники идут в колонне по одному. Учитель называет число, а дети как эхо, повторяют его и последующее (повторяют его и предыдущее).

 

Игра «Кто ушел?»

 

Цель: развитие внимания, закрепление знания ряда чисел.

Ожидаемый результат: учащиеся концентрируют свое внимание на результат игры.

Описание: ученики строятся в круг. Водящий встает в центр круга, запоминает, какие цифры на карточках в руках у детей (числа от 10-30; только нечетные; только четные; по возрастанию; по убыванию и т.д.) закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из класса. Учитель спрашивает у водящего: «Отгадай, кто ушел?» (какой цифры не хватает). Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а ученик, выходивший из зала, занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.

 

 

Игра «Знают все свои места!»

 

Цель: закрепить знания ряда  чисел от 1 до 10.

Ожидаемый результат: учащиеся могут устно решать примеры в пределах 10.

Описание: предварительно учитель в классе  в разных местах крепит карточки с цифрами от 0 до 10. Учащиеся  строятся в шеренгу. Каждый получает карточку с примером типа:

5 – 2;

8 + 2;

3 + 4…

С результатом от 0 до 10. по сигналу или по команде учителя «Разойдись!» дети расходятся по классу и дружно говорят:

                         У ребят порядок строгий,

                         Знают все свои места.

                         Ну, трубите веселее:

                         Тра-та-та, тра-та-та.

После сигнала учителя дети быстро занимают свои места, согласно решенному примеру.

 

 

Игра «Передай кубик»

 

Цель: закрепить знание ряда чисел.

Ожидаемый результат: учащиеся могут вести счет в прямом и обратном порядке.

Описание: на первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.

По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.

Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает.

Игра повторяется 2-3 раза.

 

 

Игра «Белочка и грибы»

 

Цель: закрепить знания о составе числа.

Ожидаемый результат: знают состав чисел до 10.

 Описание: учитель загадывает детям загадку.

  Кто по елкам ловко скачет?

  И взлетает на дубы?

  Кто в дупле орешки прячет,

  Сушит на зиму грибы?

Далее рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Дети выходят к доске и раскладывают грибы в «дупла».

 

 

Игра «Микрокалькулятор»

 

Цель: закрепление знания  состава числа первого десятка.

Ожидаемый результат: учащиеся показывают свои знания в решении примеров в пределах 10.

 Описание: учитель начинает игру со слов:

 Мы устали от сложения

 И тетрадки спрятали,

 Дайте нам для ускорения

 Микрокалькуляторы.

Дети делятся на две команды. Игроки решают  пример на карточке, пробежать эстафету и взять в конце пути в корзине столько предметов, какой ответ получился при решении примера на карточке. Учитель сам определяет время на выполнение задания.

Например, 3 – 2 = 1, значит, игрок берет 1 предмет.

Примеры на карточках:

                  Команда 1                                             Команда 2

                  5 – 3                                                       8 + 2

                  6 – 4                                                       10 – 3

                  8 – 1                                                       7 + 2

                  3 + 4                                                       8 – 6

                  7 + 3                                                       9 – 7

Победившая команда получает смайлики.

 

 

Игра «Кто быстрее нарядит ёлочку?»

 

Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Ожидаемый результат: учащиеся могут решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

Описание: вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученики вешает игрушку на свою елочку.

 

 

 

 

 

Игра «Строим дом»

 

Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.

Описание: игра начинается со стихотворения:

Мы построили просторный

Четырехэтажный дом,        

И для всех своих игрушек

Место в доме мы найдем.

В доме окна есть и двери,

Крыша крашеная есть…

Здесь поселятся игрушки.

Хорошо им будет здесь!

                    (А. Бродский)

После прочтения стихотворения учитель говорит:

-Сегодня будем строить дом

На радость новоселам,

Чтоб каждый становился в нем

Счастливым и веселым!

После этих слов из различных геометрических фигур, учащиеся на партах, (у доски) строят дом. Затем называют геометрические фигуры, отвечают на вопросы: Сколько? Каких фигур больше?

 

2 класс

Игра «Волшебный круг».

 

Цель: закрепить знания таблицы умножения и деления на 3.

Описание: до начала игры необходимо изготовить карточку, то есть вырезать из картона круг диаметром 8 см, обклеить его с двух сторон белой бумагой и разделить на 8 одинаковых секторов, оставив в середине круг диаметром 3 см. С одной стороны этого пособия записана таблица умножения на 3, а с другой - таблица деления на 3. Дети работают с такой карточкой в паре или самостоятельно. По ней воспитатель может быстро проверить знания

https://ped-kopilka.ru/images/190(2).jpg

Игра «Листопад»

 

Цель: формировать математические навыки; закрепить знание табличного умножения и деления; корригировать мышление на основе упражнений в определении закономерности;

Ожидаемый результат: учащиеся знают таблицу умножения.

Описание: проводится на этапе повторения в устном счёте или на этапе закрепления новых знаний. Возможно использование на этапе обобщения.

Игра начинается со слов учителя:

Ра-ра-ра – вновь осенняя пора.
И с утра во дворе листьев куча не мала.

 -Определи какой «граблей» сможешь убрать «лист». Почему?

http://kladraz.ru/upload/blogs/9509_ffb99366fa3b87885dd533023b2502ff.jpg

 

Молчанка

У учителя карточки, на каждой из которых записаны 3 числа-первое слагаемое, второе слагаемое, сумма (в пределах 20). Одно из чисел закрыто. Учитель показывает карточку, учащиеся должны определить, какое число закрыто, и поднять соответствующую карточку. Например учитель показывает

 

6

 

14

 

Игра «Весёлый мяч»

 Описание: Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает то, кто поймал мяч.

 

 

Магический квадрат

 Описание: Сумма цифр по диагонали, вертикали, горизонтали должна быть одинаковой.

 

Игра «Математический десант»

Игра «Волшебный замок»

Игра «Математический хоккей»

Описание: На доске ворота в которых записаны примеры. Класс делится на 2 команды. Игрок первой команды называет пример, игрок второй команды решает его. Если ответ правильный, шайба отбита, если нет, команда пропустила шайбу, ей засчитывается гол. Затем игрок второй команды называет один из записанных примеров, а игрок первой команды решает его (и т.д.)

3 класс

Игра «День-ночь»

По команде «Ночь» учащиеся кладут головы на парты и закрывают глаза, учитель диктует пример. По команде «День!» учащиеся называют ответ.

Раскрась рисунок

Игра «Не ошибись»

 Описание:

Учитель показывает 7(5,3) и называет числа, в которые есть в ответах таблицы умножения с указанным числом. Если ответ назван правильно, учащиеся показывают зелёную карточку, если нет- красную. Далее учитель показывает числа (24,36…), учащиеся называют произведения с таким ответом.)

Игра «Не скажу»

Описание: Учитель называет по порядку числа  от 10 до 90. Когда называет число, которое делится на 7, девочки хором говорят «не скажу», а когда называет число, которое делится на 9-мальчики.

Круговые примеры

Игра «Кто быстрее полетит в космос»

Описание: Каждый ряд получает лист бумаги с изображением ракеты. На ракете записаны примеры на умножение и деление по количеству учеников в ряду. По команде учителя первый ученик с каждого ряда начинает решать пример. Затем передаёт ученику со своего ряда. После окончания игры учитель открывает ответы на доске. Побеждает тот ряд, который решит все примеры быстрее других и не допустит ошибок.

Игра «Приведи корабли к причалу»

Описание: Учитель показывает кораблик с примером, учащиеся –карточку с номером причала.

Игра «Рыбалка»

Описание: Учащиеся по очереди выходят к доске. Устно выполняют вычисления и соединяют рыбку с ведром.

Игра «Баскетбол»

Описание: Класс делится на две команды. Игроки каждой команды называют примеры с ответом, записанным в воротах команды противника. Выигрывает команда, быстрее забившая все мячи.

Игра «Поставь машинку в гараж»

Описание: На доске нарисованы два гаража, на них записаны ответы. А на карточках с машинами записаны примеры. Учащиеся решают пример и ставяят машину под нужным гаражом.

Игра «Новоселье»

Описание: На доске  нарисованы три домика (по одному для каждоо ряда). Учащиеся по очереди выходят к доске и вписывают числа в окошки. Выигрывает тот ряд, который заполнит окошки первым и не допустит ошибок.

Игра «Математическое лото»

Описание: Каждый ученик получает карточку, на которой записаны примеры на сложение и вычитание в пределах 9. Учитель показывает карточку с ответом, а учащиеся на своих карточках зачёркивают примеры. Выигрывает тот, кто раньше зачеркнёт все примеры на своей карточке.

 

Игра «Переправься через болото»

Описание: Каждый ряд получает лист бумаги, на котором нарисованы кочки с примерами. Первый ученик решает первый пример и говорит, на какую кочку нужно наступать дальше. Следующей должна быть кочка с примером, первое число которого такое же, как ответ предыдущего примера.

4 класс

Игра «Торопись, да не ошибись»

Содержание: Учитель читает вопрос или задание, учащиеся поднимают руки и отвечают. Тот, кто первым ответит верно, получает жетон. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

Игра «Учитель, ученик»

Содержание: К доске выходят 2 ученика. Один из них читает выражения на карточках, выданных учителем, используя математическую терминологию. Второй ученик записывает на доске соответствующие выражения. Остальные учащиеся работают в тетрадях.

Игра «Молчанка»

Содержание: Учитель читает вопрос, учащиеся показывают ответ карточкой.

Например:

-Сколько часов в ¼ суток?

-Сколько сантиметров в 1/5 части метра?

 

Игра «Эстафета»

Содержание:  Для каждого ряда своя цепочка примеров. Учащиеся по очереди выходят к доске и решают по одному примеру из цепочки. Выигрывает тот ряд, который быстрее всех выполнит все вычисления и не допустит ошибок.

 

 

Дидактическая игра: «Магазин»

Дидактическая цель: закреплять решение задач  на нахождение суммы по двум произведениям.

Содержание: Учитель распределяет детей по группам. Дети распределяют роли: продавцы магазина, и частные предприниматели.

Первой группе учащихся предлагается задача из учебника УМК «Школа России» 4 класса 1ч, [2,с.42] №185.

Задача:

В магазин привезли 48 коробок с зеленым и черным виноградом. В 16 коробках был черный виноград, по 9 кг в каждой,  а в остальных – зеленый,  по 8 кг в каждой. Сколько всего килограммов винограда привезли в магазин?

Второй группе предлагается та же задача с добавлением  новых значений и другим  вопросом.

Задача:

На базе закупили по оптовой цене килограмм  черного винограда за 90 руб,  килограмм зеленого по цене 70 руб.  Продали в магазине по розничной цене  килограмм черного винограда за  120 руб,  килограмм  зеленого -100 руб.   Каков доход?

Дети решают задачи, сравнивают, находят разницу (доход).

Обосновывают свое решение. Делают вывод.

Решение:

1.      Группа  (144 х 120) +(256 х 100) = 42 880(руб) – стоимость черного и зеленого винограда по розничной цене.

2.      Группа (144 х 90) +(256 х 70) =30 880  (руб)  –стоимость черного и зеленого винограда по оптовой цене.

ДОХОД:   42 880 - 30 880 = 12 000 (руб)

Дидактическая игра: «Ателье»

Дидактическая цель: закреплять решение задач  с пропорциональными величинами.

Вид игры: интеллектуальная, игра проводиться на уроках математики в форме деловой игры, как нестандартный урок; внеурочной деятельности.

Оборудование: таблица размеров постельного белья, ручка, карандаш, линейка, лист бумаги для расчетов.

Содержание: Для проведения дидактической игры необходимо разделиться на 2 группы (в дальнейшем они будут называться бригадой) по желанию.

От детского сада «Кораблик» поступил заказ в швейную мастерскую на пошив 30 комплектов постельного белья для 3-х летнего возраста, включая в себя простынь, пододеяльник, наволочка.

Таблица размеров постельного белья:

Наименование

Длина (см)

 Ширина (см)

1

Пододеяльник

120

100

2

Простыня

170

120

3

Наволочка

60

40

 

Сколько потребуется ткани на один комплект, если ширина ткани 120см? На 30 комплектов? Начертите схему (чертеж) распределения ткани на один комплект постельного белья.

Каждая бригада  выполняет работу.

Благодарность и премию (поощрительный подарок и т.д.) получит та бригада, которая первая справится с этим заказом.

Решение:

1.      Схема (чертеж) распределения ткани на один комплект постельного белья.

2.      100х2 = 200см- идет на 1 пододеяльник

3.      200+170+40=410см

4.      410х30=12300см (123м)

 

 

     120х 100см

пододеяльник

1 сторона

 

120х100см

пододеяльник

2 сторона

 

120х170см

простыня

40х60

наволочка

1 сторона

40х60

наволочка

2 сторона

 

Вывод: Для успешного обучения, формирования функциональной грамотности необходимо проводить уроки практической направленности, чтобы дети знали «Зачем» они приобретают те или иные знания и «Где» они их будут применять.

 

Список литературы.

1. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Рабочая программа по математике 4 класс. -М.: Просвещение, 2016г.

2. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Учебник по математике4 класс в 2-х частях. -М.: Просвещение, 2016г.

 

 

 

 


 

Сборник дидактические игр к урокам математики 1-4 классы

Сборник дидактические игр к урокам математики 1-4 классы

Аннотация Использование игровой формы на уроках математики позволяет развивать творческие способности учащихся, способствует росту умственной активности детей

Аннотация Использование игровой формы на уроках математики позволяет развивать творческие способности учащихся, способствует росту умственной активности детей

На первые парты воспитатель кладет полоску бумаги с записанным на ней числом, например, 5

На первые парты воспитатель кладет полоску бумаги с записанным на ней числом, например, 5

Играющие усаживаются в ряд и рассчитываются с первого по десятый номер

Играющие усаживаются в ряд и рассчитываются с первого по десятый номер

С результатом от 0 до 10. по сигналу или по команде учителя «Разойдись!» дети расходятся по классу и дружно говорят:

С результатом от 0 до 10. по сигналу или по команде учителя «Разойдись!» дети расходятся по классу и дружно говорят:

Учитель сам определяет время на выполнение задания

Учитель сам определяет время на выполнение задания

Игра «Волшебный круг». Цель: закрепить знания таблицы умножения и деления на 3

Игра «Волшебный круг». Цель: закрепить знания таблицы умножения и деления на 3

Например учитель показывает 6 14

Например учитель показывает 6 14

Игра «Волшебный замок» Игра «Математический хоккей»

Игра «Волшебный замок» Игра «Математический хоккей»

Игра «Не ошибись» Описание:

Игра «Не ошибись» Описание:

После окончания игры учитель открывает ответы на доске

После окончания игры учитель открывает ответы на доске

Игра «Новоселье» Описание: На доске нарисованы три домика (по одному для каждоо ряда)

Игра «Новоселье» Описание: На доске нарисованы три домика (по одному для каждоо ряда)

Содержание: К доске выходят 2 ученика

Содержание: К доске выходят 2 ученика

Задача: В магазин привезли 48 коробок с зеленым и черным виноградом

Задача: В магазин привезли 48 коробок с зеленым и черным виноградом

Сколько потребуется ткани на один комплект, если ширина ткани 120см?

Сколько потребуется ткани на один комплект, если ширина ткани 120см?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2024