Статья "Дискотека как одна из форм организации культурно-досуговой деятельности подростков"
Оценка 4.7

Статья "Дискотека как одна из форм организации культурно-досуговой деятельности подростков"

Оценка 4.7
doc
10.05.2020
Статья "Дискотека как одна из форм организации культурно-досуговой деятельности подростков"
13 дискотека.doc

Дискотека как одна из форм организации

культурно-досуговой деятельности подростков

 

Самой популярной и востребованной формой организации молодёжного досуга по-прежнему остаётся дискотека.

         Первые дискотеки возникли в 50-х годах во Франции, в 60-х – в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодежи. В 20-е годы граммофон уступил место компактному патефону. С 30-х годов специалист по подбору и комплектованию пластинок стал называться диск-жокеем.

         В середине 70-х появился музыкальный стиль «диско» (сегодня – «техно»), главная особенность которого состоит прежде всего в спецэффектах, возможных только при современной звукозаписи. Вторая особенность «диско» - его танцевальность. Дискотеки и «диско» в 70-х давали возможность отдохнуть и пообщаться. Отечественные дискотеки давали нашим людям возможность творческого самовыражения. Появившись в начале 70-х, дискотеки приобрели популярность благодаря всеобщей любви к танцам и стали средством протеста против надоевших форм досуга – лекций, концертов, кружков… Согласно «Примерному Положению о молодежной дискотеке» они могли быть профессиональными и самодеятельными. Благодаря дискотеке родились такие направления молодежной субкультуры, как металлисты, панк, хиппи и др. С середины 80-х появились курсы диск-жокеев (сейчас их называют Ди-джеи).  Самой массовой разновидностью дискотеки по сей день остается танцевальная. Вторая по популярности к 90-м годам была тематическая дископрограмма, или тематическая дискотека.

         Большие шоу-дискотеки представляют собой чередование дискотечной программы в записи с выступлениями артистов, танцевальной группы. Главной фигурой в такой дискотеке становится ведущий, который берет на себя основную роль общения со зрителем, представления артистов и связок между номерами. Часто ведущий импровизирует по ходу программы, особенно в случае возникновения непредвиденных ситуаций (технические заминки с музыкой).

         Методика проведения конкурсной программы:

1. Создание творческой группы (сценарист, режиссер, музыкальный руководитель, осветитель).

2. Создание сценария:

- выбор формы мероприятия, темы и сюжета;

- подбор необходимого материала, написание сценария.

3. Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации, оборудование).

4. Постановка мероприятия (выбор и подготовка участников, реклама, репетиционный период).    

5. Проведение мероприятия.

Естественно, всё начинается с планирования серии дискотек на учебный год, вы том числе ежемесячные тематические дискотеки. Например:

- «Осенний балл» (сентябрь);

- «Алкоголь: добро и зло» (октябрь);

- «Вместе против СПИДа» (ноябрь);

- «Новогодние забавы» (декабрь);

- «Мистер школы» (январь);

- «Всё начинается с любви» (февраль);

- «Мисс школы» (март);

- «Твоё здоровье в твоих руках» (апрель);

- «Праздничное кафе» (май).

Данные мероприятия направлены на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов. Так, дискотека «Алкоголь: добро и зло» в форме интерактивной игры организована с целью: показать действие алкоголя на организм человека, формировать негативное отношение к алкоголизму как общественному явлению, развивать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. Мероприятие представляет собой законченное действо, так как начинается словами ведущего о древнем божестве Янусе Двуликом, одно лицо которого – тёмное – обращение в прошлое (там пережито уже много печального), другое – светлое – смотрит в будущее (там рисуем только хорошее). А заканчивается дискотека выбором каждого участника: если употребление алкоголя не порок – чёрный шар, если всё-таки порок – белый.

Конкурсная программа «Новогодние забавы» подготовлена с целью объединить учащихся общими делами и задачами, вырабатывать навыки культурного поведения в общественных местах, воспитывать эстетическую культуру. Данное новогоднее мероприятие сопровождается игрой «Почта»: каждому присутствующему пристёгивается снежинка-номерок, роль почтальона выполняет учащийся, который на протяжении дискотеки разносит почту, а присутствующие понравившееся поздравление передаёт жюри, и в конце мероприятия авторы трёх лучших поздравлений награждаются призами. Интересные, тщательно подготовленные конкурсы чередуются с танцами, что создаёт замечательную праздничную атмосферу.

Особенно легко, весело и успешно проходит на дискотеках театр-экспромт. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, предполагает сиюминутное созидание, несовершенное, не очищенной формы, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре, никто не знал, какая у него будет роль – поэтому его поведение свободно. Театр-экспромт в качестве ведущей имеет психологическую задачу. Она состоит в раскрепощении школьника, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства.

Методика организации театра-экспромта предельно проста, составляется текст для «голоса за кадром», обычно – сказочный, фантастический, детективный, так, чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом фиксируются все персонажи, обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди детей. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром».

Надо, чтобы в пьесе было много действий, сменяющих одно другим, чтобы поворот событий был неожиданным и, в итоге, веселым и чуть смешным. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления.

Форма музыкально-поэтической гостиной очень хорошо подходит теме дискотеки «Всё начинается с любви». Сочетание стихов, музыки, песен и танцев сделало эту дискотеку особенно чарующей, очень близкой каждому присутствующему и щемяще родной. Эта дискотека отличается от всех остальных, так как на ней каждый вспомнит свою маму, бабушку, сестру, любимую… Образ погибающей любви в самом начале мероприятия, проходя череду трансформаций, в конце воскресает в новом свете, в новом сиянии надежды.

Тематическая дискотека «Твоё здоровье в твоих руках» позволяет в форме игры расширить знания учащихся о правилах гигиены, профилактики вредных привычек. Вроде бы много об этом сказано в начальной школе, но, обращаясь снова и снова к этой теме, понимаешь, что повторение – мать учения. А оригинальные конкурсы и призы (мыло, зубная щётка, витамины и т.п.) делают дискотеку ещё и весёлой.

Таким образом, все проведённые дискотеки, кроме естественной развлекательной значимости, приобретают и общеразвивающую, а активные формы их проведения делают их любимым развлечением учащихся школы.

Дискотека способна синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности для проявления творческой активности, расширения различных познаний и интересов. Несмотря на то, что сочетания познавательного и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы, всё же она позволяет молодёжи реализовать потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в основу дискотеки заложено общение молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что музыкальные увлечения молодёжи одного поколения весьма разнообразны. Именно на дискотеке собирается разносторонняя молодёжная аудитория с широким кругом ориентации и требований. А известно, что посещение дискотечных вечеров превышает количество посещений других видов клубных мероприятий. Поэтому вопросы организации и совершенствования молодёжного музыкального досуга являются очень актуальными. Это в первую очередь касается дискотек маленьких городов и деревень. Уровень материальной базы на периферии очень невысокий. В этом и есть существенная разница между крупным городом с огромным множеством частных дискоклубов и маленькими городами, и посёлками с их дискотеками.

Развитие дискотек привлекает внимание широкого круга социологов, психологов, музыковедов. Очевидно, что значительный объём музыкальной информации, влияние теле-, аудио-, видеопрограмм, изменчивость палитры музыкальных увлечений молодёжи – всё это требует на современном этапе специального изучения, постоянного внимания со стороны организаторов дискотечных программ и постоянного осмысления своего личного опыта. Ведь требования молодёжи к работе дискотек из года в год возрастают.

 

 

 

 

Литература

 

1.  «Психология современного подростка» под редакцией. И. Фельдштейна – М. Педагогика, 1987.

2.  Воловик, А.Ф., Воловик, В.А. «Педагогика досуга». - М. Издательство «Флинта», 1998.

3.  Мудрик, А.В. «Общение как фактор воспитания школьников», М., Педагогика, 1997.

 

    

 

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дискотека как одна из форм организации культурно-досуговой деятельности подростков

Дискотека как одна из форм организации культурно-досуговой деятельности подростков

Осенний балл» (сентябрь); - «Алкоголь: добро и зло» (октябрь); - «Вместе против

Осенний балл» (сентябрь); - «Алкоголь: добро и зло» (октябрь); - «Вместе против

Эти карточки распределяются среди детей

Эти карточки распределяются среди детей

Развитие дискотек привлекает внимание широкого круга социологов, психологов, музыковедов

Развитие дискотек привлекает внимание широкого круга социологов, психологов, музыковедов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2020