Дискотека как одна из форм организации
культурно-досуговой деятельности подростков
Самой популярной и востребованной формой организации молодёжного досуга по-прежнему остаётся дискотека.
Первые дискотеки возникли в 50-х годах во Франции, в 60-х – в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодежи. В 20-е годы граммофон уступил место компактному патефону. С 30-х годов специалист по подбору и комплектованию пластинок стал называться диск-жокеем.
В середине 70-х появился музыкальный стиль «диско» (сегодня – «техно»), главная особенность которого состоит прежде всего в спецэффектах, возможных только при современной звукозаписи. Вторая особенность «диско» - его танцевальность. Дискотеки и «диско» в 70-х давали возможность отдохнуть и пообщаться. Отечественные дискотеки давали нашим людям возможность творческого самовыражения. Появившись в начале 70-х, дискотеки приобрели популярность благодаря всеобщей любви к танцам и стали средством протеста против надоевших форм досуга – лекций, концертов, кружков… Согласно «Примерному Положению о молодежной дискотеке» они могли быть профессиональными и самодеятельными. Благодаря дискотеке родились такие направления молодежной субкультуры, как металлисты, панк, хиппи и др. С середины 80-х появились курсы диск-жокеев (сейчас их называют Ди-джеи). Самой массовой разновидностью дискотеки по сей день остается танцевальная. Вторая по популярности к 90-м годам была тематическая дископрограмма, или тематическая дискотека.
Большие шоу-дискотеки представляют собой чередование дискотечной программы в записи с выступлениями артистов, танцевальной группы. Главной фигурой в такой дискотеке становится ведущий, который берет на себя основную роль общения со зрителем, представления артистов и связок между номерами. Часто ведущий импровизирует по ходу программы, особенно в случае возникновения непредвиденных ситуаций (технические заминки с музыкой).
Методика проведения конкурсной программы:
1. Создание творческой группы (сценарист, режиссер, музыкальный руководитель, осветитель).
2. Создание сценария:
- выбор формы мероприятия, темы и сюжета;
- подбор необходимого материала, написание сценария.
3. Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации, оборудование).
4. Постановка мероприятия (выбор и подготовка участников, реклама, репетиционный период).
5. Проведение мероприятия.
Естественно, всё начинается с планирования серии дискотек на учебный год, вы том числе ежемесячные тематические дискотеки. Например:
- «Осенний балл» (сентябрь);
- «Алкоголь: добро и зло» (октябрь);
- «Вместе против СПИДа» (ноябрь);
- «Новогодние забавы» (декабрь);
- «Мистер школы» (январь);
- «Всё начинается с любви» (февраль);
- «Мисс школы» (март);
- «Твоё здоровье в твоих руках» (апрель);
- «Праздничное кафе» (май).
Данные мероприятия направлены на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов. Так, дискотека «Алкоголь: добро и зло» в форме интерактивной игры организована с целью: показать действие алкоголя на организм человека, формировать негативное отношение к алкоголизму как общественному явлению, развивать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. Мероприятие представляет собой законченное действо, так как начинается словами ведущего о древнем божестве Янусе Двуликом, одно лицо которого – тёмное – обращение в прошлое (там пережито уже много печального), другое – светлое – смотрит в будущее (там рисуем только хорошее). А заканчивается дискотека выбором каждого участника: если употребление алкоголя не порок – чёрный шар, если всё-таки порок – белый.
Конкурсная программа «Новогодние забавы» подготовлена с целью объединить учащихся общими делами и задачами, вырабатывать навыки культурного поведения в общественных местах, воспитывать эстетическую культуру. Данное новогоднее мероприятие сопровождается игрой «Почта»: каждому присутствующему пристёгивается снежинка-номерок, роль почтальона выполняет учащийся, который на протяжении дискотеки разносит почту, а присутствующие понравившееся поздравление передаёт жюри, и в конце мероприятия авторы трёх лучших поздравлений награждаются призами. Интересные, тщательно подготовленные конкурсы чередуются с танцами, что создаёт замечательную праздничную атмосферу.
Особенно легко, весело и успешно проходит на дискотеках театр-экспромт. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, предполагает сиюминутное созидание, несовершенное, не очищенной формы, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре, никто не знал, какая у него будет роль – поэтому его поведение свободно. Театр-экспромт в качестве ведущей имеет психологическую задачу. Она состоит в раскрепощении школьника, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства.
Методика организации театра-экспромта предельно проста, составляется текст для «голоса за кадром», обычно – сказочный, фантастический, детективный, так, чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом фиксируются все персонажи, обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди детей. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром».
Надо, чтобы в пьесе было много действий, сменяющих одно другим, чтобы поворот событий был неожиданным и, в итоге, веселым и чуть смешным. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления.
Форма музыкально-поэтической гостиной очень хорошо подходит теме дискотеки «Всё начинается с любви». Сочетание стихов, музыки, песен и танцев сделало эту дискотеку особенно чарующей, очень близкой каждому присутствующему и щемяще родной. Эта дискотека отличается от всех остальных, так как на ней каждый вспомнит свою маму, бабушку, сестру, любимую… Образ погибающей любви в самом начале мероприятия, проходя череду трансформаций, в конце воскресает в новом свете, в новом сиянии надежды.
Тематическая дискотека «Твоё здоровье в твоих руках» позволяет в форме игры расширить знания учащихся о правилах гигиены, профилактики вредных привычек. Вроде бы много об этом сказано в начальной школе, но, обращаясь снова и снова к этой теме, понимаешь, что повторение – мать учения. А оригинальные конкурсы и призы (мыло, зубная щётка, витамины и т.п.) делают дискотеку ещё и весёлой.
Таким образом, все проведённые дискотеки, кроме естественной развлекательной значимости, приобретают и общеразвивающую, а активные формы их проведения делают их любимым развлечением учащихся школы.
Дискотека способна синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности для проявления творческой активности, расширения различных познаний и интересов. Несмотря на то, что сочетания познавательного и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы, всё же она позволяет молодёжи реализовать потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в основу дискотеки заложено общение молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что музыкальные увлечения молодёжи одного поколения весьма разнообразны. Именно на дискотеке собирается разносторонняя молодёжная аудитория с широким кругом ориентации и требований. А известно, что посещение дискотечных вечеров превышает количество посещений других видов клубных мероприятий. Поэтому вопросы организации и совершенствования молодёжного музыкального досуга являются очень актуальными. Это в первую очередь касается дискотек маленьких городов и деревень. Уровень материальной базы на периферии очень невысокий. В этом и есть существенная разница между крупным городом с огромным множеством частных дискоклубов и маленькими городами, и посёлками с их дискотеками.
Развитие дискотек привлекает внимание широкого круга социологов, психологов, музыковедов. Очевидно, что значительный объём музыкальной информации, влияние теле-, аудио-, видеопрограмм, изменчивость палитры музыкальных увлечений молодёжи – всё это требует на современном этапе специального изучения, постоянного внимания со стороны организаторов дискотечных программ и постоянного осмысления своего личного опыта. Ведь требования молодёжи к работе дискотек из года в год возрастают.
Литература
1. «Психология современного подростка» под редакцией. И. Фельдштейна – М. Педагогика, 1987.
2. Воловик, А.Ф., Воловик, В.А. «Педагогика досуга». - М. Издательство «Флинта», 1998.
3. Мудрик, А.В. «Общение как фактор воспитания школьников», М., Педагогика, 1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.