Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад №373 « Скворушка»
Статья для воспитателей
на тему:
«Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий»
Подготовила:
Воспитатель высшей категории Трудолюбова Оксана Викторовна
2024
«Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий».
«Забота о здоровье — это важнейший труд педагогов».
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей.
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Актуальность темы состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Такие технологии позволяют – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья, сохранение и укрепление здоровья, профилактика различных заболеваний .
Наша основная задача – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание внимательного отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть физически сильными и развитыми.
Для реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе в условиях ДОУ нами используются следующие формы и методы:
Физкультурные занятия
Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышение иммунитета.
Подвижные и спортивные игры
Проводятся как часть физкультурного занятия в физкультурном зале, в групповой комнате или на прогулке и на физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Игры могут быть как малой, так и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка.
Ритмопластика - во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка.
Стретчинг- (растягивание) -это комплексные упражнения, которые положительно влияют на весь организм, улучшая самочувствие человека, способствуют растяжению мышц.
Тимбилдинг – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.
Активный отдых
При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют задания, при этом дети ведут себя непосредственно и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения, особенно с участием родителей.
Подготовка и участие в соревнованиях, сдаче нормативов ГТО, также положительно влияет на здоровье детей и желание стремиться к победе, повышает интерес к занятиям.
Корригирующие упражнения
Используются упражнения, способствующие формированию правильной осанки и ее коррекции; (координационная лестница, упражнения с гимнастической палкой).
Ортопедические упражнения
Включение в занятия упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы; (хождение босиком по массажным дорожкам, массаж ног мячиками, мячиками-ежиками ).
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо во время физминуток с целью профилактики простудных заболеваний. Самомассаж проводится с использованием массажных мячиков во время разминки или в конце занятий.
Динамические паузы.
Сюда входят элементы дыхательной гимнастики.
Гимнастика для глаз. С целью снятия напряжения с мышц глаз, утомляемости – проводится гимнастику для глаз. Глаза меньше устают, повышается зрительная работоспособность, улучшается кровообращение.
Дыхательная гимнастика – может применяться как в заключительной части, так и внутри занятия. Способствует восстановлению дыхания, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект. Правильное дыхание помогает избежать некоторых заболеваний(указаны на слайде).
Использование тренажеров.
Занятие тренировочного типа с тренажерами позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. Кроме того, эти занятия значительно повышают эмоциональный тонус.
Релаксация
Необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. Педагоги используют упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может использоваться и внутри занятия, также\ возможна с применением спокойной музыки.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем. Их применение в работе повысит качество образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников; понимание того, что, здоровье — это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.
Литература:
Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст]: методическое
пособие / Л. В. Гаврючина. — Москва: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с. Овчинникова, Т.
С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных
учреждениях [Текс]: монография / Т. С. Овчинникова. — Санкт-Петербург: КАРО,
2006. — 176 с. Радионова, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных
образовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие / Л. В. Радионова. —
Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 124 с. Сивцова, А. М.
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ [Текст] /А.
М. Сивцова // Научно-методический журнал «Методист». — 2007. — № 2. Тихомирова,
Л. Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей
[Текст]: учебно-методическое пособие /Л. Ф. Тихомирова. — Ярославль: ИПКРО,
2010. — 112 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.