ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
В статье рассматриваются основные формы приобщением учащихся к декоративно-прикладному искусству в условиях дополнительного образования. А также методика проведения мастер-классов по декоративно-прикладному направлению.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, формы приобщения учащихся к декоративно-прикладному творчеству, мастер-класс, художественное событие.
Декоративно-прикладное искусство - вид художественного творчества, охватывающий многие разновидности самодеятельной творческой деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную (практическую), эстетическую и художественную функции. Именно эта «универсальность» наделяет его огромным развивающим и воспитательным потенциалом.
Соприкосновение с декоративно- прикладным искусством интеллектуально обогащает учащихся, расширяет их знания о материалах, инструментах, цвете и композиции.
Согласно исследованиям занятия различными видами декоративно- прикладного творчества развивают у ребенка наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствуют формированию эстетического восприятия окружающей действительности. Большинство декоративно-прикладных техник предполагают кропотливый труд, что развивает мелкую моторику, а, следовательно, и когнитивные способностей детей.
Приобщение учащихся к декоративно-прикладному творчеству носит и воспитательный характер: приобщает к истории Отечества, заставляет испытывать чувство гордости за свою страну, формирует их мировоззрение и художественный вкус, приобщает к труду.
Занятия любым видом декоративно-прикладного творчества, не зависимо от возраста учащихся, благотворно воздействует на детей, оказывает положительное влияние на творческое их становление.
Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования может осуществляется в разнообразных формах. Всего выделяют три основных группы форм приобщения учащихся к декоративно-прикладному творчеству:
- занятия в творческих объединениях, студиях, творческих мастерских;
- мастер-классы;
- художественные события (выставки, вернисажи, творческие конкурсы).
Творческие объединениях являются наиболее распространенной формой приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству. Их деятельность направлена на изучение какого-либо определенного вида
декоративно-прикладного творчества. В студиях и творческих мастерских диапазон, изучаемых видов декоративно-прикладного творчества увеличивается. Данные формы многократно апробированы на практике, но при их реализации существует риск усталости учащихся от однообразия, и потеряли интерес к творчеству.
Наиболее эффективными формами приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству выступают художественные события и мастер-классы.
Художественное событие — это вид образовательного процесса, основанный на коллективном сотворчестве. Его цель - индивидуальные творческое проявление каждого участника в процессе коллективного (учащиеся, педагоги, родители) сотворчества. Иначе, умение представить свое творческое лицо в коллективном процессе. Участие в выставках, вернисажах, творческих конкурсах мобилизует творческую активность учащихся, создает здоровую конкуренцию, служит популяризации народного искусства и развитию эстетических взглядов подрастающего поколения.
Очень популярной формой приобщения детей к декоративно- прикладному творчеству в последнее время стало проведение мастер- классов. Мастер-класс является уникальной формой представления и трансляции педагогического опыта. К особенностям проведения мастер – классов, направленных на приобщения детей к декоративно- прикладному творчеству можно отнести:
-привлечение для занятий опытных педагогов;
-широкое использование наглядности;
-специальная организация учебно-образовательного пространства для более эффективного усвоения способов действий.
Универсальный алгоритм проведения мастер-класса по декоративно-прикладному направлению представляет собой ряд взаимосвязанных этапов:
Первый этап это - презентация педагогом своего опыта, в которой кратко характеризуется та или иная техника; история её возникновения и развития, её особенности демонстрируются образцы работ, определяются задачи, которые предстоит решить участникам в ходе мастер-класса.
На втором этапе определяются, основные приемы работы, которые педагог будет демонстрировать учащимся. Затем идёт непосредственно показ данных приёмов. Далее эти приёмы отрабатываются учащимися на практике.
На третьем этапе учащиеся выполняют самостоятельную работу по конструированию собственного изделия по образцу педагога, который при этом выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу детей и управляет ею.
На заключительном этапе мастер-класса проводится дискуссия по результатам совместной деятельности педагога и учащихся.
Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг поделки, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для учащихся, в чем-то загадочное и обязательно личностное.
Важнейший элемент технологии мастер-класса является самоконструкция - это индивидуальное создание рисунка, поделки.
Не менее важным элементом является и афиширование - представление результатов деятельности участников мастер-класса.
Рефлексия - последний и обязательный этап - отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого педагога, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
Проводя мастер-класс, необходимо стремится не просто передать знания, а постараться задействовать учащихся в процессе, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Все задания должны быть направлены на то, чтобы подключить воображение учащихся, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.