Статья «Экологическое воспитание в начальной школе»
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, наделение их навыками экономного и бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, воспитание у школьников экологической культуры.
Одна из задач каждого учителя научить и довести до сознания детей то, что человек в процессе развития экономики нарушает законы экологии, уничтожает среду обитания животного и растительного мира. В результате загрязнения и нерационального использования земель многие виды растений и животных исчезли с лица Земли или находятся на грани исчезновения. От человека зависит сохранность Земли, умножение и охрана ее богатств, будущее нашей планеты.
В начальной школе дети получают основы экологических знаний, здесь формируются и развиваются начальные аспекты ответственного отношения к окружающей среде и нравственного облика гражданина. В этот период дети особенно впечатлительны и любознательны, их интересует всё, что происходит в окружающем их мире.
Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учителем задачу формирования способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путём сознательного активного присвоения учащимися социального опыта.
Современный выпускник начальной школы должен быть:
- любознательный, активно познающий мир;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Воспитание тесно связано с обучением. Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех видах внеклассной, внеурочной деятельности, а также во всех школьных предметах за курс начальной школы.
В воспитании экологической культуры младших школьников огромную роль играют внеклассные мероприятия: праздники «Осень золотая», «Зимний калейдоскоп», «Весна красна», «Вот и лето пришло»; КВН и викторины на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению территории школы, участие в субботниках; развешивание кормушек для птиц, посадка и уход за растениями; дежурство по классу, уход за комнатными растениями; участие учащихся во внеурочной деятельности: студия творчества «Юный художник», Школа молодого каюра, «Живой уголок». Ребята нашего класса участвуют в сборе макулатуры, использованных батареек, раздельном сборе мусора; участвуют в проекте «Добрые крышечки». С удовольствием приняли участие в районной образовательной игре «Юнга», рисовали плакаты и рисунки на экологические темы; участвовали в конкурсе «Вторая жизнь».
Отдельно хочется обратить внимание на использование элементов экологической направленности в урочной деятельности.
На уроках русского языка происходит знакомство с новыми растениями и животными, которые встречаются в текстах упражнений, при описании картин из картинной галереи, в работе с деформированным текстом, при списывании и заучивании стихов для письма по памяти; при написании сочинений на темы «Путешествие листика», «Мой четвероногий друг»; при написании стихов и сказок экологической направленности, которые сочиняют учащиеся самостоятельно.
На уроках литературного чтения происходит чтение и обсуждение стихов, рассказов, сказок о природе; знакомство с русскими и современными поэтами и писателями, которые пишут о природе родного края для детей; знакомство с новыми понятиями и терминами.
На уроках окружающего мира происходит расширение и углубление знаний о природе и о богатствах России, мира. В каждом классе начальной школы есть темы по изучению экологии, экологических цепочек, охране окружающей среды, включая воду, воздух, природные богатства; о вреде и пользе человека для окружающей среды.
На родительских собраниях мы говорим об экологическом воспитании и обсуждаем с родителями, какую помощь может оказать семья; учим детей совместно с родителями бережному использованию природных ресурсов; родители своим примером показывают какую посильную помощь в уходе за растениями и животными может предоставить ребенок; помогают детям реализовывать свои планы и проекты.
Экологическое воспитание и образование школьников необходимы для гармоничного развития личности, поэтому нуждается в обязательном рассмотрении при составлении плана воспитательной работы с младшими школьниками ежегодно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.