Статья: Формирование дисциплинированности обучающихся занятиях по физической культуре.
Оценка 4.7

Статья: Формирование дисциплинированности обучающихся занятиях по физической культуре.

Оценка 4.7
docx
21.06.2024
Статья: Формирование дисциплинированности обучающихся занятиях по физической культуре.
Формирование дисциплинированности обучающихся занятиях по физической культуре.docx

Формирование дисциплинированности обучающихся занятиях по физической культуре

Аннотация. Статья посвящена формированию важного качества личности – дисциплинированность. Автор рассматривает возможность формирования дисциплинированности через призму уроков физической культуры. В работе автор приводит ряд примеров элементов занятия, позволяющих создать условия для формирования этого важного качества.

Ключевые слова. Физическая культура, дисциплинированность, урок физической культуры, дисциплина, самодисциплина.

Дисциплинированность детей в школе имеет огромное значение для создания благоприятной обучающей среды и успешного обучения. Хорошая дисциплина помогает детям сосредоточиться на учебе, развивает у них ответственность и самоконтроль, улучшает их поведение и отношения с окружающими. Это также способствует формированию навыков, необходимых для будущей успешной карьеры и личной жизни. Дисциплинированность также помогает детям развивать важные навыки, такие как уважение к авторитету, умение следовать правилам, терпимость к другим и самодисциплина. Эти качества играют важную роль не только в школьной жизни, но и в дальнейшем взрослом возрасте, помогая детям стать ответственными гражданами и успешными профессионалами. Поэтому стимулирование дисциплинированного поведения у детей является ключевым аспектом образовательного процесса. Помимо этого, хорошая дисциплина в школе способствует созданию безопасной и уважительной атмосферы, где каждый ученик может чувствовать себя комфортно и защищенно. Это способствует более эффективному обучению, улучшает успеваемость учащихся и повышает общий уровень образования в школе. Поэтому поощрение и поддержка дисциплинированного поведения учеников играет важную роль в формировании качественной образовательной среды.

Одним из инструментов, позволяющих достичь высокого уровня дисциплинированности являются занятия по физической культуре. Физическая культура является неотъемлемой частью образовательного процесса. Физическая культура в школе имеет огромное значение для здоровья и развития детей. Уроки физкультуры способствуют укреплению физического здоровья, развитию моторики, координации движений и выносливости. Они помогают бороться с избыточным весом, улучшают общую физическую форму и предотвращают развитие различных заболеваний, связанных с недостатком двигательной активности.

Все вышесказанное и детерминирует актуальность настоящей работы.

Дисциплинированность представляет собой комплексное психическое явление, которое вне социума ни существовать, ни развиваться не может. Такая социальная обусловленность дисциплинированности связана с необходимостью индивида подчинять свои интересы интересам всего коллектива. Можно сказать, что дисциплинированность окутана социальной тканью. В этой связи, например, командные игры на занятиях физической культуры играют значительную роль при формировании дисциплинированности. На уроках физической культуры для формирования у обучающихся дисциплинированности хорошо применять командные игры, такие как, например, русская лапта, игры и эстафеты с элементами строевых упражнений, бег «раков», баскетбол, перетягивание каната. Рассмотрим их.

Командная игра «Русская лапта» помимо формирования дисциплинированности, ловкости, коллективизма еще и знакомит обучающихся с историей нашей родины. Для организации этой командной игры используется прямоугольная площадка, которая ограничена по боковым и лицевым линиям. В игре принимают участие две команды. Цель одной команды — совершить как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу, в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде очки. Цель другой команды - не дать соперникам сделать перебежки осаливанием мячом и поймать больше «свечей», причем, осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки, если не произойдет переосаливания (ответное осаливание).

Педагогическая рефлексия игры – изучение истории, воспитание ловкости, коллективизма, формирование дисциплинированности.

Игра с элементами строевых упражнений «Неверная команда». Игроки делятся на две и более команды. Цель игры – заработать наименьшее число штрафных очков. Правила игры. Команды выстраиваются в шеренги. Преподаватель предлагает ряд команд, часть которых правильная, а часть – нет. Например, команда «По порядку номеров рассчитайсь». Эту команду нельзя выполнять, так как она подана неверно. Каждый участник команды, выполнивший неправильную команду, добавляет команде одно штрафное очко.

Педагогическая рефлексия игры – изучение строевых команд, воспитание создание условий для развития когнитивных способностей, формирование дисциплинированности.

Игра с элементами строевых упражнений «Проверь себя». Цель игры – быстро, точно и лучше выполнить все условия заданий. В результате игры также оценивается точность построения, быстрота, равнение, дистанция. Правила игры: ребята делятся на команды (отделения) и выстраиваются в одной части зала. По команде и сигналу преподавателя отделения перемещаются. Команды могут быть следующие: «Первое отделение в среднюю часть зала», «Второе отделение в левый нижний угол» и т.д.

Педагогическая рефлексия игры – изучение строевых команд, воспитание ловкости, коллективизма, формирование дисциплинированности. Данная игра на практике получает живой отклик у ребят.

Командная игра «Бег «раков»». В игре принимают участие две команды. Каждая команда делится пополам. Участники выстраиваются лицом друг к другу в колонны. Стоящие в конце колонны два участника занимают позу упор лежа сзади на согнутых ногах, опираются руками и ногами о пол. По сигналу преподавателя пара игроков, перебирая руками и ногами, начинает движение вдоль колонны до линии финиша. После этого следующая пара начинает движение. Выигрывает та команда, пары которой быстрее другой выполнили задание. В некоторых случаях игра усложнялась использованием мячей, располагаемых на животах игроков.

Педагогическая рефлексия игры –воспитание ловкости, формирование дисциплинированности.

Командная игра «Передача мяча». Правила игры. Участники делятся на две-три команды с равным числом игроков. Располагаются сидя на полу друг за другом с выпрямленными ногами, соблюдая дистанцию на уровне вытянутых ног. По сигналу первый участник с прямыми руками передает мяч соседу назад, при этом отклоняясь максимально назад. Его сосед может только протянуть руки, наклоняться по направлению к мячу запрещено. Побеждает команда, первой передавшая мяч с начала колонны до конца.

Педагогическая рефлексия игры – тренировка гибкости тела, формирование дисциплинированности.

Командная игра «Мяч в тоннеле». Правила игры. Команды выстраиваются в шеренги. Исходное положение – упор лежа на согнутых руках. В команде выбираются направляющий и замыкающий, которые располагаются лицом друг к другу. Мяч находится в руках у направляющих. По сигналу преподавателя участники выпрямляют руки. Направляющий отправляет мяч по образовавшемуся тоннелю, в конце которого его ловит замыкающий. Замыкающий, поймав мяч перебегает в начало шеренги. Направляющий в это время принимает положение - упор лежа на согнутых руках. В это же время последний игрок шеренги становится на место замыкающего. Во время передвижений замыкающих и направляющих участники шеренги могут вернуться в положение - упор лежа на согнутых руках. Побеждает та команда, в которой все участники будут в роли замыкающего и принимающего.

Педагогическая рефлексия игры – воспитание ловкости, коллективизма, командного духа, сплоченности, формирование дисциплинированности.

Командная игра «Пропасть». В игре могут принимать участие 2-4 команды в зависимости от численности группы. Правила игры. Каждая команды делится на две группы. Выстроившись в шеренги, группы располагаются по обе стороны бревна или гимнастической скамейки. По сигналу преподавателя обучающиеся начинают движение по бревну навстречу друг к другу. Встретившись посередине бревна участники должны, не потеряв равновесие и не упасть разойтись и дойти до противоположного конца бревна. В случае падения пара возвращается на свои места и начинает движение снова. Побеждает та команда, подгруппы которой быстрее поменялись местами.

Педагогическая рефлексия игры – воспитание ловкости, физической устойчивости, формирование дисциплинированности. Данная игра находит положительное отражение у обучающихся.

Командная игра «Транспортировка пострадавшего». Правила игры. Участники игры делятся на две команды. Команды выстраиваются в шеренги. Выбираются по два направляющих и по одному «пострадавшему». По сигналу пара берет «пострадавшего» особым образом (палки, носилки, на руках) и переносит на расстояние 15-20 м. Направляющие остаются у финишной черты, а «пострадавший» максимально быстро возвращается к следующей паре направляющих. Побеждает та команда, которая не только первой окажется у финишной черты, но и с наименьшим числом штрафных очков. Штрафные очки назначаются в случае неверного выполнения команды транспортировки.

Педагогическая рефлексия игры –воспитание эмпатии, человеколюбия, ловкости, формирование дисциплинированности. Данная игра особенно нравится обучающимся средней школы.

Безусловно, командные игры – не единственный способ формирования дисциплинированности на занятиях физической культуры. Помимо них могут применяться гимнастическая и атлетическая подготовка, рукопашный бой, комплексные занятия. Это способствует не только формированию дисциплинированности, но и оказывает благотворное влияние на развитие силы, выносливости, смелости, решительности, навыков ведения боя, скоростных качеств, а также военно-методических навыков, что имеет особую актуальность в связи с общим нарративом возврата в образовательную систему дисциплины «Начальная военная подготовка».

Таким образом, в своем социальном значении формирование дисциплинированности у обучающихся имеет огромное значение. Умение выстраивать свою жизнь является важной составляющей личности. Занятия по физической культуре создают не только общую канву для начала формирования дисциплинированности, но и позволяют ее развивать и совершенствовать.

 

 

Литература

1. Акимова Л. А. Предпосылки перехода к реализации модели смешанного обучения в методике преподаваний физической культуры в общеобразовательных организациях / Л. А. Акимова, П. П. Тиссен, Р. Р. Калимуллин // Теория и практика физической культуры. – 2022 – № 6 – С. 109-110: табл. – Библиогр.: с. 110 (5 назв.). – ISSN 0040-3601.

2. Бурханова И. Ю. Игротехнологии в физкультурном образовании школьников / И. Ю. Бурханова, В. Л. Скитневский // Физическая культура в школе. – 2022 – № 3 – С. 2-5. – Библиогр.: с. 5 (8 назв.). – ISSN 0130-5581.

3. Валеева Г. В. Организация учебного процесса по предмету «Физическая культура» для младших школьников в условиях дистанционного обучения / Г. В. Валеева, Е. А. Кутепова // Современные технологии в физическом воспитании и спорте: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 12-13 ноября 2020 года / ответственный редактор А. Ю. Фролов. – Тула: Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, 2020 – С. 11-16. – Библиогр.: с. 15-16 (6 назв.).

4. Взаимосвязь показателей двигательной активности и физической работоспособности учащихся младших классов / Л. А. Кадуцкая, Е. С. Николаева, М. Н. Визирякин, Е. Г. Соловейченко // Теория и практика физической культуры. – 2022 – № 5 – С. 61-62: табл. – Библиогр: с. 62 (3 назв.).

5. Газизова Т. В. Педагогическое обеспечение формирования личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках физической культуры / Т. В. Газизова, Ю. Л. Лукин // Перспективы науки. – 2020 – № 9 (132). – С. 68-70. – Библиогр.: с. 70 (4 назв.).

6. Молдованова И. В. Организация и проведения подвижных игр на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности в начальной школе / И. В. Молдованова. – DOI 10.15350/2409-7616.2021.4.20.

7. Объедков С. Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры как одна из стратегических задач ФГОС / С. Объедков // Учитель. – 2022 – № 2 – С. 53-55. – Библиогр.: с. 55 (3 назв.).

8. Практическое применение ведущих педагогических практик на уроках физической культуры в общеобразовательной школе / Л. В. Осипова, М. И. Сунцова,К. И. Глотов, Н. И. Поклад // World of Science 2022: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, состоявшегося 10 декабря 2022 г. в г. Пенза / ответственный редактор Г. Ю. Гуляев. – Пенза: Наука и Просвещение, 2022 – С. 61-63. – Библиогр.: с. 63 (3 назв.).


 

Формирование дисциплинированности обучающихся занятиях по физической культуре

Формирование дисциплинированности обучающихся занятиях по физической культуре

Преподаватель предлагает ряд команд, часть которых правильная, а часть – нет

Преподаватель предлагает ряд команд, часть которых правильная, а часть – нет

Побеждает та команда, которая не только первой окажется у финишной черты, но и с наименьшим числом штрафных очков

Побеждает та команда, которая не только первой окажется у финишной черты, но и с наименьшим числом штрафных очков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2024