Статья «Формирование инициативности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Оценка 5

Статья «Формирование инициативности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Детсад
13.01.2021
Статья «Формирование инициативности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.
Статья Формирование самостоятельности и инициативности.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»

города Магнитогорска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья

«Формирование инициативности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

воспитатель

Кошелева Елена Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Июнь, 2020 г.

Формирование инициативности и самостоятельности  у детей старшего дошкольного возраст.

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества.

Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-дошкольника.

         Наиболее благоприятными для творческого развития являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка.

         Специалистами в этой области подчеркивалось, что ребенку важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени.

         Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.  При этом особая роль отводится воспитателю.

Уровень самостоятельной деятельности детей различен в различные возрастные периоды. Это связано с объективными возрастными психофизическими возможностями дошкольников овладении деятельностью и субъективными условиями в которых идет её развитие(отношение взрослых, качество обучения и т.п.)

При создании благоприятных условий к 7 годам у дошкольника оформляется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности. Относительно высокий уровень самостоятельной деятельности проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей (определении тем изображения) согласно впечатлениям, которые его волнуют.

Самостоятельную изобразительную деятельность детей можно противопоставить изобразительной деятельности на занятии. Она осуществляется в свободное от занятий время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы.

Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самодеятельности дошкольника, и уже в этом ее ценность. Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель (определяет тему изображения), средства ее достижения, выполняет работу и получает результат.

Самостоятельная деятельность – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом дети сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

         По определению А.И. Зимней самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

         Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Самостоятельная деятельность детей – это свободная деятельность детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

         По мнению С.И Ожегова, самостоятельность – это качество человека, который существует отдельно от других, независимый; является решительным, обладающим собственной инициативой; выполняет действия без помощи.

. Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка:

развиваются инициатива, самостоятельность, активность;

процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;

в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;

совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;

в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом;

в процессе этой формы деятельности закрепляются совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.

Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности:

разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действия …);

потребность закрепить тот художественный опыт, который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми;

бескорыстное удовольствие от процесса и результата;

потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию

Формы самостоятельной изобразительной деятельности:

подготовка к предстоящему занятию по изобразительности (дети получили задание подумать, о чём они будут рисовать на следующий

день на тему: «Кругом весна»);

упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за

аналогичной деятельностью взрослых, детей);

игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры);

воплощение собственных замыслов ребёнка.

Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей:

она возникает по инициативе детей;

ребёнок сам определяет цель;

сам находит средства для её воплощения;

   планирует деятельность, добиваясь желаемого результата

Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач развития таких качеств личности как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

Педагогические условия самостоятельной изобразительной деятельности

обучение детей на занятиях изобразительной деятельности самостоятельным поисковым действиям;

предоставление им в свободное пользование различных художественных материалов, произведений изобразительного искусства (скульптура анималистического жанра, книжные иллюстрации,

 альбомы с живописными репродукциями…);

обогащение детей впечатлениями через организацию ярких досуговых мероприятий, праздников, развлечений; формирование эмоционально-

интеллектуального опыта;

тесный контакт воспитателя с семьями воспитанников в организации условий для их художественно- творческого развития в ДОУ и семье.

 

Самостоятельная художественная деятельность - это реализация отношения ребёнка к различным видам искусства и то «среднее звено», которое связывает искусство и ребёнка

Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

Самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определённый объём навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.

         Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации. Ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.

Оборудование для самостоятельной художественной деятельности детей

Рисование:

репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.

фоны разного цвета, размера и формы.

краски и другой изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, пастель, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши. (в соответствии с возрастом детей).

•кисти разных размеров, «тычки».

•подставки для кисточек.

•стаканчики для воды.

•салфетки для кисточек.

•палитры для смешивания красок.

•вата, газеты.

•инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик.

Лепка

глина, пластилин.

скульптуры малых форм, иллюстрации.

холст, скалка для раскатывания глины.

стеки.

стаканчики для воды.

салфетки для рук.

инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.

материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки).

Таким образом, в контексте самостоятельной художественной деятельности проявляется и формируется мотивационно - потребностная сфера личности ребенка.

         Под ее влиянием рождается инициатива в выборе тем, разработке замыслов, активном поиске способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы (применение результата в общении или других видах деятельности).

Это и есть подлинное творчество. В условиях самодеятельности проявляется и наиболее успешно развивается творчество

Воспитателю необходимо создать разнообразную  предметно – развивающую среду, которая обеспечила бы ребенку познавательную активность, соответствовала его интересам и имела развивающий характер.

Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.

Предметно – развивающая среда должна способствовать развитию творческих способностей, будить фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.

Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания детей. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.

     В руководстве самостоятельной изобразительной деятельностью допустимы только приёмы косвенного характера (внесение атрибутов, изменение среды, совет, поручения, просьба.)

Таким образом, формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности обеспечивает:

- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

- умение переносить известные способы действий в новые условия.

Формирование самостоятельности старшего дошкольника способствует развитию его личности в целом.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Формирование инициативности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраст

Формирование инициативности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраст

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией

По определению А.И. Зимней самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату…

По определению А.И. Зимней самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату…

Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности: — разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действия …); —…

Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности: — разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действия …); —…

Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей: — она возникает по инициативе детей; — ребёнок сам определяет цель; — сам находит средства для её воплощения; планирует деятельность,…

Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей: — она возникает по инициативе детей; — ребёнок сам определяет цель; — сам находит средства для её воплощения; планирует деятельность,…

Самостоятельная художественная деятельность - это реализация отношения ребёнка к различным видам искусства и то «среднее звено», которое связывает искусство и ребёнка

Самостоятельная художественная деятельность - это реализация отношения ребёнка к различным видам искусства и то «среднее звено», которое связывает искусство и ребёнка

Лепка — глина, пластилин. — скульптуры малых форм, иллюстрации

Лепка — глина, пластилин. — скульптуры малых форм, иллюстрации

Предметно – развивающая среда должна способствовать развитию творческих способностей, будить фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств

Предметно – развивающая среда должна способствовать развитию творческих способностей, будить фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2021