МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»
города Магнитогорска
Статья
«Формирование инициативности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Составила:
воспитатель
Кошелева Елена Викторовна
Июнь, 2020 г.
Формирование инициативности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраст.
Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества.
Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.
Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-дошкольника.
Наиболее благоприятными для творческого развития являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка.
Специалистами в этой области подчеркивалось, что ребенку важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени.
Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.
Уровень самостоятельной деятельности детей различен в различные возрастные периоды. Это связано с объективными возрастными психофизическими возможностями дошкольников овладении деятельностью и субъективными условиями в которых идет её развитие(отношение взрослых, качество обучения и т.п.)
При создании благоприятных условий к 7 годам у дошкольника оформляется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности. Относительно высокий уровень самостоятельной деятельности проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей (определении тем изображения) согласно впечатлениям, которые его волнуют.
Самостоятельную изобразительную деятельность детей можно противопоставить изобразительной деятельности на занятии. Она осуществляется в свободное от занятий время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы.
Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самодеятельности дошкольника, и уже в этом ее ценность. Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель (определяет тему изображения), средства ее достижения, выполняет работу и получает результат.
Самостоятельная деятельность – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом дети сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
По определению А.И. Зимней самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.
Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Самостоятельная деятельность детей – это свободная деятельность детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
По мнению С.И Ожегова, самостоятельность – это качество человека, который существует отдельно от других, независимый; является решительным, обладающим собственной инициативой; выполняет действия без помощи.
. Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка:
— развиваются инициатива, самостоятельность, активность;
— процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;
— в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;
— совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;
— в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом;
— в процессе этой формы деятельности закрепляются совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.
Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности:
— разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действия …);
— потребность закрепить тот художественный опыт, который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми;
— бескорыстное удовольствие от процесса и результата;
— потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию
Формы самостоятельной изобразительной деятельности:
— подготовка к предстоящему занятию по изобразительности (дети получили задание подумать, о чём они будут рисовать на следующий
день на тему: «Кругом весна»);
— упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за
аналогичной деятельностью взрослых, детей);
— игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры);
— воплощение собственных замыслов ребёнка.
Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей:
— она возникает по инициативе детей;
— ребёнок сам определяет цель;
— сам находит средства для её воплощения;
планирует деятельность, добиваясь желаемого результата
Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач развития таких качеств личности как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Педагогические условия самостоятельной изобразительной деятельности
— обучение детей на занятиях изобразительной деятельности самостоятельным поисковым действиям;
— предоставление им в свободное пользование различных художественных материалов, произведений изобразительного искусства (скульптура анималистического жанра, книжные иллюстрации,
альбомы с живописными репродукциями…);
— обогащение детей впечатлениями через организацию ярких досуговых мероприятий, праздников, развлечений; формирование эмоционально-
интеллектуального опыта;
— тесный контакт воспитателя с семьями воспитанников в организации условий для их художественно- творческого развития в ДОУ и семье.
Самостоятельная художественная деятельность - это реализация отношения ребёнка к различным видам искусства и то «среднее звено», которое связывает искусство и ребёнка
Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определённый объём навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.
Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации. Ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.
Оборудование для самостоятельной художественной деятельности детей
Рисование:
— репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.
— фоны разного цвета, размера и формы.
— краски и другой изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, пастель, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши. (в соответствии с возрастом детей).
•кисти разных размеров, «тычки».
•подставки для кисточек.
•стаканчики для воды.
•салфетки для кисточек.
•палитры для смешивания красок.
•вата, газеты.
•инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик.
Лепка
— глина, пластилин.
— скульптуры малых форм, иллюстрации.
— холст, скалка для раскатывания глины.
— стеки.
— стаканчики для воды.
— салфетки для рук.
— инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.
— материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки).
Таким образом, в контексте самостоятельной художественной деятельности проявляется и формируется мотивационно - потребностная сфера личности ребенка.
Под ее влиянием рождается инициатива в выборе тем, разработке замыслов, активном поиске способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы (применение результата в общении или других видах деятельности).
Это и есть подлинное творчество. В условиях самодеятельности проявляется и наиболее успешно развивается творчество
Воспитателю необходимо создать разнообразную предметно – развивающую среду, которая обеспечила бы ребенку познавательную активность, соответствовала его интересам и имела развивающий характер.
Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.
Предметно – развивающая среда должна способствовать развитию творческих способностей, будить фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.
Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания детей. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.
В руководстве самостоятельной изобразительной деятельностью допустимы только приёмы косвенного характера (внесение атрибутов, изменение среды, совет, поручения, просьба.)
Таким образом, формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности обеспечивает:
- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
- умение переносить известные способы действий в новые условия.
Формирование самостоятельности старшего дошкольника способствует развитию его личности в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.