Статья Формирование основ экологической культуры дошкольников .
Оценка 5

Статья Формирование основ экологической культуры дошкольников .

Оценка 5
docx
15.11.2023
Статья  Формирование основ экологической культуры дошкольников .
Статья Формирование основ экологической культуры дошкольников ..docx

Статья : Формирование основ экологической культуры дошкольников .

         Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства, когда закладываются основы миропонимания и нравственно - ценностного опыта. Осознанное правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней. В каждом ДОУ есть великолепные природные объекты, интересные со всех точек зрения – это комнатные растения. Превосходный, живой материал, который можно  весьма успешно использовать для экологического образования и воспитания круглый год. Мир растений является той областью природы, в которой проявляются основные закономерности: целостность, взаимообусловленность явлений, их изменение и развитие. А природная красота была и остается «вечной ценностью» человеческого бытия.

Основные причины, побудившие меня обратиться к данной теме:

1. Необходимость раннего приобщения дошкольников к изучению природы через знакомство с комнатными растениями как средством в решении одной из основных задач воспитания: формировании культурно-экологического сознания дошкольника  как базиса личностной культуры.

2. Востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественно -научном направлении, в интеграции природы и творчества  воспитанников.

3. Назрела потребность общества (социальный заказ) в интерьерном и ландшафтном озеленении, возрос интерес детей к деятельности специалистов данного направления – цветовод, садовник, ландшафтный дизайнер.                  

В основе рассматриваемого вопроса лежат противоречия между объективно возросшими требованиями общества к экологическому образованию детей дошкольного возраста и недостаточным использованием комнатных растений в эколого-педагогической работе дошкольных учреждений, недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса. Названные противоречия определили проблему: низкий уровень экологической культуры дошкольников. Одним из путей решения является организация целенаправленной систематической работы по формированию основ экологической культуры на материале ознакомления с комнатными растениями через инновационные методы и приемы. Тема моего опыта «Формирование основ экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с комнатными растениями». Цель: создание условий для формирования у детей гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе через знакомство с комнатными растениями. Достижение поставленной цели осуществляется через задачи:   - расширить, уточнить и систематизировать знания дошкольников о комнатных растениях: внешнем виде, строении, особенностях приспособлении к среде обитания, истории происхождения; создание оптимальные условиях для роста и развития растений; - способствовать  формированию практических умений и навыков при работе с растениями в процессе исследовательской и опытнической деятельности;  - создать условия для формирования и развития творческих способностей обучающихся, через овладение основами цветоводства, применение растений в оформлении интерьера и природных композиций. Новизна опыта заключается в создании условий для непосредственного контакта ребенка с «живыми» объектами природы. В работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный. Дети получили возможность занять активную позицию, принять участие в проведении экспериментов и опытов, под руководством взрослого сделать выводы, произвести обобщение. Но самое важное применение цветов – это эстетическое наслаждение. Цветы обладают способностью вызывать эмоциональный отклик в человеческой душе, являясь источником красоты и положительных эмоций, таким образом, выполняя  важную средообразующую функцию. Система работы реализуются через методы и принципы организации воспитательно-образовательного процесса:

Методы обучения: 

- Словесный: рассказ, объяснение, беседа, указания, пояснения, чтение худ. литературы, метод эмоционального стимулирования (сюрпризный момент).

 - Наглядный: демонстрация, показ мультимедийных материалов, наблюдение, показ трудовых приёмов педагогом.

 - Практический: трудовая деятельность, самостоятельная работа, дидактическая игра, дидактическая игра, конкурсы и викторины,     

экологические праздники и природоохранные акции и др.

Принципы организации воспитательно-образовательного процесса:

 - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

 - наглядность;

- сознательность и активность;

 - доступность; - научность;

 - систематичность и последовательность;

 - связь теории с практикой;

 - вариативный подход.

 Система ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями складывается из взаимодействия трех основных блоков:

1) занятия, как специально организованная форма обучения;

2) совместная деятельность воспитателя с детьми;

3) самостоятельная деятельность детей.

В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка, а в третьем блоке детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, применяя накопленные знания и опыт.

В ходе ООД проводятся: - наблюдения за комнатными растениями; - изобразительная деятельность (особенно в старших группах); 

- обучение труду по уходу за отдельными видами комнатных растений; 

- составление описательных рассказов, загадок, придумывание сказок, этические беседы и т.п.; 

- занятия по обобщению представлений и классификации с использованием моделей или в форме специально организованных дидактических игр;

- экскурсии.

2-й блок: совместная деятельность воспитателя с детьми:

- наблюдения в уголке природы; 

- дидактические игры; 

- рассказы воспитателя или чтение художественной литературы;  - беседы с детьми; 

 - рассматривание иллюстраций в книгах ( справочников и энциклопедий комнатных растений); 

 - несложные опыты; 

- просмотры  видеофильмов; 

 - работы с моделями; 

 - различные виды изобразительной деятельности.

3-й блок: самостоятельная деятельность детей:

- поручения воспитателя по несложному уходу за растениями;

 - самостоятельная изобразительная деятельность;

 - рассматривание иллюстрированных альбомов и книг.

Работа, проведённая в рамках реализации задач по формированию основ экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с комнатными растениями, позволила получить следующие результаты:

 - у детей развит познавательный интерес

– они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в коллективных наблюдения, с удовольствием выполняют поручения воспитателя, делают зарисовки в календаре, задают вопросы, слушают рассказ воспитателя.

- развиты эстетические чувства, умение замечать и оценивать красоту комнатных растений.

Дети замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Охотно участвуют в украшении помещения

 - расстановке растений, кашпо.

- развито понимание того, что комнатные растения - живые существа, дети могут заметить и неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли), обнаружить недостаточные условия для их жизни и устранить их.

Для достижения хороших результатов неоднократно возвращалась к одной и той же теме. При этом на каждом следующем занятии не только повторяла ранее полученные знания, но и вводила  что-то новое, интересное, познавательное. 


 

Статья : Формирование основ экологической культуры дошкольников

Статья : Формирование основ экологической культуры дошкольников

Формирование основ экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с комнатными растениями»

Формирование основ экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с комнатными растениями»

Система ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями складывается из взаимодействия трех основных блоков: 1) занятия, как специально организованная форма обучения; 2) совместная деятельность воспитателя…

Система ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями складывается из взаимодействия трех основных блоков: 1) занятия, как специально организованная форма обучения; 2) совместная деятельность воспитателя…

Работа, проведённая в рамках реализации задач по формированию основ экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с комнатными растениями, позволила получить следующие результаты: - у детей развит…

Работа, проведённая в рамках реализации задач по формированию основ экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с комнатными растениями, позволила получить следующие результаты: - у детей развит…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2023