Статья "Формирования ключевых и профессиональных компетенций на уроках математики"

  • doc
  • 14.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья.doc

Формирования ключевых и профессиональных компетенций на уроках математики

 

С переходом общества к информационной культуре, одной из важнейших задач образования стала - подготовка человека, соответствующего новой культуре.          Вопросы развития современной личности и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций на сегодняшний день являются очень актуальными.     Дальнейший жизненный, профессиональный путь после обучения в техникуме каждому студенту предстоит пройти самостоятельно.  Как подготовиться к изменениям на рынке труда, быть востребованным? Какие профессиональные и личностные качества способствуют профессиональному успеху? Что для этого необходимо?                        Чтобы современный человек успешно включился в социально значимую деятельность, ему необходимо обладать определённым набором черт, такими как, умение владеть собой, ладить в коллективе,  гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность, и другие.

Математика всегда была неотъемлемой и составной частью человеческой культуры, она является базой научно-технического прогресса и важной составляющей развития личности. Однако многие студенты задаются вопросом, зачем им нужна математика? Одной из главных целей обучения математике является подготовка студентов к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.

Не секрет, что обучение математики способствует выработке умений обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ, формирует точность, внимание, настойчивость, умение выражать свои мысли. Поэтому очень важным является мотивировать обучающихся к изучению этой дисциплины, активизировать их мыслительную деятельность. Необходимо донести до студентов, что математика является инструментом познания мира. Математика способна дать огромный толчок для умственного развития, сформировать каркас мышления, сделать его рациональным.

В процессе решения арифметической задачи, развиваются не только навыки нахождения ответов на вопросы математического характера, но и развивается способность находить объективное решение в различных жизненных ситуациях.

То есть, математика помогает человеку развивать в себе  общие и профессиональные компетенции: понимание сущности и социальной значимости будущей профессии; проявление устойчивого интереса к предмету; организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля, оценки и коррекции собственной деятельности, формирование  ответственности за результаты своей работы, осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;  использование информационно-коммуникационных технологий; работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, клиентами и другие.

В настоящее время каждый преподаватель математики ставит перед собой задачу не только сообщить студентам определенную сумму знаний, наполнить их память некоторым набором фактов и теорем, но и научить их думать, развить мысль, творческую инициативу, самостоятельность.

Для формирования общих и профессиональных компетенций у студентов я на уроках математики   успешно использую прикладные задачи по специальности, которые  позволяют соединить теоретические знания студентов с их потребностями, дают возможность искать пути расширения применения теоретических знаний в будущей специальности. Действующие учебники мало предлагают задач практико–ориентированных.  В связи  с этим необходимо создание банка задач для формирования профессиональных и общих компетенций.  Можно использовать интегрированные, практико-ориентированные, ситуационные, контекстные задания, а также критерии их

оценивания.

Основные принципы составления подобных задач следующие:

 - задание должно иметь личностную значимость для учащихся, поэтому рассматриваемые задачи имеют прикладной характер;

 - ситуация, описанная в задании, должна предусматривать комплексную проверку уровня подготовленности ученика, так как контролируются не изолированные знания, а интегрированные качества личности;

 - контекст задачи не должен содержать подсказку, направленную на решение поставленной проблемы.

На уроках математики можно решать проблему формирования общих и профессиональных компетенций не только с помощью задач.

Рабочая программа учебной дисциплины математика является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессиям в соответствии с ФГОС,  реализуется с учётом профиля получаемой профессии. Поэтому  большое значение придаётся практическим работам студентов по математике – разновидности их творческой деятельности.

Практические  занятия  служат  связующим  звеном    теории  и  практики. Они необходимы для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках, для формирования практических навыков.  Задания выполняются студентами самостоятельно, с применением полученных на уроках знаний и умений. К практическому занятию от студента требуется предварительная подготовка, которую он должен провести перед  занятием. Список литературы и вопросы, необходимые для подготовки, студент получает перед занятием. В  зависимости  от  содержания  работы  могут  выполняться    индивидуально  или  фронтально. Объём времени выделяемый для практической работы, также зависит от целей, задач работы и содержания. По  каждой  практической  работе после её выполнения и предоставления  отчета студент  получает  зачет.

Практические  занятия  играют важную роль в формировании таких компетенций как  экспериментальные, коммуникативные, интеллектуальные и контрольно-оценочные, позволяют овладеть способами непрерывного профессионального и личностного роста.

Из вышесказанного видно, что одни и те же приёмы и методы можно использовать для формирования нескольких общих и профессиональных компетенций, однако, весь перечень компетенций формируется не последовательно, а одновременно. Работа над формированием общих и профессиональных  компетенций происходит постоянно и не может быть обеспечена отдельным заданием даже в рамках одной дисциплины.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.      Шуберт Ю. Ф., Андреещева Н. Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. – М., 2009. – № 12.

2.      Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6.-2002. с. 44-57.

3.      Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. – 2004. – № 11

4.      Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. No2. С. 58-64.

5.      Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября» http://mat.1september.ru

6.      Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) http://www.mccme.ru

7.      Math.ru: Математика и образование http://www.math.ru