Статья "Функциональная грамотность на уроках в начальной школе: понятие, виды и значение в развитии младших школьников".
Оценка 4.6

Статья "Функциональная грамотность на уроках в начальной школе: понятие, виды и значение в развитии младших школьников".

Оценка 4.6
docx
13.05.2024
Статья "Функциональная грамотность на уроках в начальной школе: понятие, виды и значение в развитии младших школьников".
58510.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функциональная грамотность на уроках в начальной школе: понятие, виды и значение в развитии младших школьников

 

 

 

 

 


1.     Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Также существуют и другие, более научные определения понятия "функциональная грамотность" - к примеру, как способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции, даже обращаться в государственные органы и за врачебной помощью.

И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.

Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.

Сделаем на них акцент:

·  самостоятельность

·  ответственность

·  инициативность

·  способность принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях

·  готовность к получению новых знаний в течение всей жизни

·  умение выбрать свой профессиональный путь

А также:

·  умение легко адаптироваться в любом социуме

·  умение находить компромиссы, поскольку жить среди людей - значит постоянно искать новые решения

·  отличное владение устной и письменной речью для успешного взаимодействия с окружающими

·  отличное владение информационными технологиями

2.     Содержание функциональной грамотности младших школьников

Проблема в том, что многие педагоги дают глубокие знания по предмету, но не обучают детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Педагог должен научить своих подопечных идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию. При этом:

·  формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

·  развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

 

https://www.planeta-kniga.ru/upload/medialibrary/82f/82f726579c0558e6ffd5a7e3ab694916.jpeg

   На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.

  Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Большое внимание важно уделять развитию осознанности чтения.  

   Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Основные виды читательской функциональной грамотности:

·  коммуникативная грамотность -

o свободное владение всеми видами речевой деятельности;

o способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;

o самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

·  информационная грамотность -

o умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

·  деятельностная грамотность -

o это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

 

   Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника - математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

   Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

   Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся. И основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

   Основные виды математической функциональной грамотности: это способность учащихся:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей
действительности и которые можно решить средствами
математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические
факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом
поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.

   Естественнонаучная грамотность-это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность. Это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Этапы работы с текстом в начальной школе

1 класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы. Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

 

Пособия для работы с текстом от издательства "Планета"

Издательством "Планета" был выпущен ряд эффективных образовательных курсов для работы с текстом, которые можно успешно использовать с целью формирования читательской грамотности учащихся младших классов.

1. Серия "Чтение с увлечением"

2. Серия "Учусь работать с текстом"

3. Тренажеры по скорочтению

4. Читательские дневники

В первую очередь данные программы направлены на формирование навыков смыслового чтения. Предлагаем более подробно рассмотреть некоторые задания из этих пособий.

Из пособий "Чтение с увлечением"

https://www.planeta-kniga.ru/upload/medialibrary/c76/c76da41035aa3910b99eb9ca7f7f6c59.jpeg

 

https://www.planeta-kniga.ru/upload/medialibrary/b40/b40ac7e8a5bcbb7760ce052324f8a5a5.jpeg


 

 

 

 

 

Задание на работу с незнакомыми словами. Ребенку необходимо прочитать устаревшие словосочетания, определить их значение и закрасить смысловые пары соответствующим цветом.
https://www.planeta-kniga.ru/upload/medialibrary/dd1/dd166316f8898549526adda33ab0a849.jpeg


 

 

 

 

 

Составление рассказа по предложению. На основе одного предложения, взятого из ранее прочитанного ребенком произведения, нужно либо продолжить рассказ, либо восстановить события, которые были до. Здесь мы видим как работу с текстом, поскольку ребенку необходимо вспомнить, о чем шла речь в рассказе, так и развитие читательского воображения.
https://www.planeta-kniga.ru/upload/medialibrary/4ab/4abba1eb1223e4caada823b2602c7e1f.jpeg
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог с автором текста. Ребенку предлагается ответить на поставленный вопрос, высказать свою точку зрения по смыслу текста, с которым он познакомился. Также он должен выбрать одну из пословиц, раскрывающих смысл рассказа, и доказать, почему подходит именно она. Еще одно интересное задание - палитра чувств. С помощью этого метода ребенок сможет проанализировать, как изменялось состояние героя, в какой последовательности и почему одно чувство сменялось другим.
 https://www.planeta-kniga.ru/upload/medialibrary/e75/e75b2cb3316372e5c6e38d3ceb9c3931.jpeg

 

 

 

 

 

Из пособий "Учусь работать с текстом"

 https://www.planeta-kniga.ru/upload/medialibrary/566/566eca22d1bf20d7c6b70f1e403658fa.jpeghttps://www.planeta-kniga.ru/upload/medialibrary/4e6/4e6e9c6bbbf10a7abe16f92cfb033a5b.jpeg


Пример заданий из пособия для 3 класса. Прочитав отрывок из сказки Ершова "Конек-горбунок", ребенок не только отвечает на вопросы по содержанию отрывка, но и самостоятельно эти вопросы придумывает, а также выписывает из текста устаревшие слова. Также предлагаем обратить внимание на интересное задание по выписыванию неизвестных слов и работу с Толковым словарем. В нем учитывается разный уровень восприятия текста детьми. Каждый ученик сначала самостоятельно выпишет непонятные именно для него слова, затем сформулирует свои предположения насчет олкования этих слов, а затем сравнит свои записи со словарем.


https://www.planeta-kniga.ru/upload/medialibrary/4da/4da41c5b04912b084397dff12542291d.jpeg

 

https://www.planeta-kniga.ru/upload/medialibrary/350/350ce72022f2b1437d84082729976af4.jpeg


 

 

 

 

 

 

 

Из пособий по скорочтению

 https://www.planeta-kniga.ru/upload/medialibrary/7af/7af14c8a11e78b84cefda64700312ea9.jpeghttps://www.planeta-kniga.ru/upload/medialibrary/494/49498d475f17808777a64c2901f1ca0f.jpeg

В этих пособиях собраны необычные тексты-задания, работа с которыми поможет школьникам значительно повысить скорость чтения. Выполняя их, ребенок научится читать без артикуляции, видеть предложения целиком, концентрироваться на чтении. К каждому тексту предлагается несколько вопросов на проверку осознанности и практические задания для закрепления навыков. Здесь ученик встретится с текстами, написанными "вверх ногами", "зашумленными" текстами (с наложенными "паутинками" или "решетками"), без пробелов, с использованием разных шрифтов, деформированными и многими другими текстами "со странностями".

Рассмотрим для примера текст с закрытой верхней частью строк. Это упражнение расширяет поле зрения и предупреждает регрессию глаз.

https://www.planeta-kniga.ru/upload/medialibrary/486/4867fc9a32729debbfb685860ac30bfd.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

Еще одно красивое задание - текст с использованием разных шрифтов. Такого рода упражнение можно подготовить и самостоятельно, выбрав любой понравившийся отрывок. Для этого всего лишь нужно в обычном текстовом редакторе набрать текст разными шрифтами.

https://www.planeta-kniga.ru/upload/medialibrary/108/1087bfc47b624050bc0df9151c3ce93c.jpeg
 

 

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Именно поэтому для совершенствования качества образования, которое поможет человеку реализовать свой потенциал, на первый план выходит развитие функциональной грамотности школьников.

   Функциональная грамотность - это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. её смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности заключается в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях.

   Развитие функциональной грамотности в начальной школе является актуальной задачей педагога.

 

 

 

 

Источники:

https://znanio.ru/media/kreativnoe-myshlenie-v-ramkah-funktsionalnoj-gramotnosti-shkolnikov-2656599

https://domodsch1.edumsko.ru/attestation/pisa/post/1206164

https://school66.edu.yar.ru/funktsionalnaya_gramotnost/matematicheskaya_gramotnost.html

https://school67.edu.yar.ru/funktsionalnaya_gramotnost/formirovanie_fg_v_nachalnoy_34.html

https://urok.1sept.ru/articles/693229 и др.


 

Скачано с www.znanio.ru

Функциональная грамотность на уроках в начальной школе: понятие, виды и значение в развитии младших школьников

Функциональная грамотность на уроках в начальной школе: понятие, виды и значение в развитии младших школьников

Что такое функциональная грамотность?

Что такое функциональная грамотность?

А также: · умение легко адаптироваться в любом социуме · умение находить компромиссы, поскольку жить среди людей - значит постоянно искать новые решения · отличное…

А также: · умение легко адаптироваться в любом социуме · умение находить компромиссы, поскольку жить среди людей - значит постоянно искать новые решения · отличное…

Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой…

Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой…

Основные виды математической функциональной грамотности: это способность учащихся: - распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; - формулировать эти проблемы…

Основные виды математической функциональной грамотности: это способность учащихся: - распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; - формулировать эти проблемы…

Серия "Чтение с увлечением" 2

Серия "Чтение с увлечением" 2

Задание на работу с незнакомыми словами

Задание на работу с незнакомыми словами

Составление рассказа по предложению

Составление рассказа по предложению

Диалог с автором текста. Ребенку предлагается ответить на поставленный вопрос, высказать свою точку зрения по смыслу текста, с которым он познакомился

Диалог с автором текста. Ребенку предлагается ответить на поставленный вопрос, высказать свою точку зрения по смыслу текста, с которым он познакомился

Из пособий "Учусь работать с текстом"

Из пособий "Учусь работать с текстом"

Статья "Функциональная грамотность на уроках в начальной школе: понятие, виды и значение в развитии младших школьников".

Статья "Функциональная грамотность на уроках в начальной школе: понятие, виды и значение в развитии младших школьников".

Статья "Функциональная грамотность на уроках в начальной школе: понятие, виды и значение в развитии младших школьников".

Статья "Функциональная грамотность на уроках в начальной школе: понятие, виды и значение в развитии младших школьников".

Из пособий по скорочтению

Из пособий по скорочтению

Рассмотрим для примера текст с закрытой верхней частью строк

Рассмотрим для примера текст с закрытой верхней частью строк

Еще одно красивое задание - текст с использованием разных шрифтов

Еще одно красивое задание - текст с использованием разных шрифтов

В современном образовании существует ряд проблем

В современном образовании существует ряд проблем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2024