Статья "Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора и аллитерация"
Оценка 4.7

Статья "Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора и аллитерация"

Оценка 4.7
docx
14.05.2020
Статья "Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора и аллитерация"
речь климычева.docx

( слайд 1) Здравствуйте, представляю вашему вниманию индивидуальный проект на тему: « Функционирование звуков языка в тексте».

Исследователи не всегда сходятся в оценке звукового символизма. Однако доказано, что даже отдельно от слов произносимые звуки, способны вызывать ассоциации незвукового характера.

Звукопись – прием более характерный для стихотворных произведений, однако он также может быть с успехом применен в прозе.

В данной работе предпринята попытка проанализировать возможности функционирования звуков языка в художественных и рекламных текстах.

( слайд 2) Таким образом, объектом исследования является: языковой строй поэтических произведений и рекламных слоганов

Предметом исследования: функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора и аллитерация.

 Ставилась  проблема: каковы языковые средства выразительности в поэтических  текстах и рекламных слоганах?

( слайд 3) Целью  исследования является: изучить особенности функционирования звуков языка в тексте.

Для реализации цели решались следующие  задачи исследования:

1.  Рассмотреть понятия «звук языка», сущность языковых средств выразительности: звукописи, анафоры, аллитерации

2.Понаблюдать за функционированием звуков языка в  текстах поэтических  произведений и рекламных слоганах.

( слайд 4) Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества. В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи, такие как: звукопись, анафора и аллитерация.

 

( слайд 5) Звукопись часто встречается в русской литературе, особенно в стихах. Очень здорово её использует К.Д. Бальмонт, который дал образную характеристику звукам речи (звук есть «малый колдующий гном», волшебство) и, конечно, В.В. Маяковский.

( слайд 7) Анафора представляет собой оборот поэтической речи, состоящий в повторении одинаковых слов, выражений, звуковых сочетаний, синтаксических построений в начале стихотворных строф, частей сложного предложения, фраз, периодов, абзацев в прозаическом художественном произведении.

( слайд 8)Обратимся к аллитерации. Звукосочетания [тр] и [гр] создают ощущение собирающегося войска, в этих звукосочетаниях слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия, тогда как звукосочетание [ст] дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. Все вместе – передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой стороны – пока еще спокойного настроения.

Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.

( слайд 9 ) Понаблюдаем за поэтическими текстами.  Проанализируем  стихотворение  А.С. Пушкина  с позиции  функционирования звуков в тексте. Понаблюдаем, какие фонетические средства использует автор в своем произведении. Анафора:«И ель сквозь иней зеленеет, ; И речка подо льдом блестит».  Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза). 

(слайд 10) В стихотворении М.И. Цветаевой  тоже применяется прием звукопись.   Поэтесса использует аллитерацию на такие звуки, как [л], [м], [н], придают ему какую-то легкость, светлость. У стихотворения особый музыкальный ритм, не случайно оно стало основой песни. Постоянно повторяющаяся анафора показывает, что героиня как бы уговаривает сама себя в том, что она и так счастлива без этой любви. Любовь она даже называет болезнью и очень точно называет все ее симптомы, выраженные в форме метафор и сравнений: 
«… и никогда тяжелый шар земной, 

Не уплывет под нашими ногами»; 

«И не краснеть удушливой волной, 

Слегка соприкоснувшись рукавами». 

Во второй части стихотворения уже слышится чувство сожаления: 

Что никогда в церковной тишине 

Не пропоют над нами: аллилуя! 

И здесь же она называет этого человека, к которому, казалось бы, равнодушна, «мой нежный». 

( слайд11) Для наблюдения за функционированием звуков языка были проанализированы  популярные телевизионные рекламные слоганы, которые благодаря использованию приемов звукописи - аллитерации, ассонансу и анафоре, могут оказывать эффективное или неэффективное воздействие на зрителей. ( пример представлен на слайде)

( слайд 12) Таким образом, сделаем выводы. Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль. Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.

Аллитерация — самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным.

Звукопись встречается во всех произведения разных поэтов. Это придает ей окраску и помогает увидеть читателю всю яркость стихотворения.

В художественной речи, и прежде всего в поэтической, сложилась традиция деления звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие. Употребление слов, в которых преобладают те или иные звуки, может стать в поэтической речи средством достижения определенного стилистического эффекта.

( слайд 13) Реклама – не только двигатель торговли, но и стимул для развития речевой деятельности. Влияние рекламы сказалось  не только на сфере потребительского рынка, но и на  политической  и  культурной жизни общества, на употреблении русского  языка  и,  в  конечном  счете,  на развитии  его  системы. 

Как показала практика, рекламисту необходимо постоянно совершенствовать формы и методы своей работы, приводить их в соответствие с требованиями  времени.  Он  должен  не только быть хорошо вооружен знаниями,  но  и  уметь  правильно  и  доходчиво рассказать  о  рекламируемом  объекте,  заинтересовать  людей,  эмоционально воздействовать на них и фактом, и словом, умело пользоваться фонетическими средствами выразительности языка - звукописью и ее разновидностями.

( слайд 14) Спасибо за внимание, готова ответить на ваши вопросы.

 


 

Здравствуйте, представляю вашему вниманию индивидуальный проект на тему: «

Здравствуйте, представляю вашему вниманию индивидуальный проект на тему: «

Звукопись часто встречается в русской литературе, особенно в стихах

Звукопись часто встречается в русской литературе, особенно в стихах

Не уплывет под нашими ногами»; «И не краснеть удушливой волной,

Не уплывет под нашими ногами»; «И не краснеть удушливой волной,

Реклама – не только двигатель торговли, но и стимул для развития речевой деятельности

Реклама – не только двигатель торговли, но и стимул для развития речевой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020