( слайд 1) Здравствуйте, представляю вашему вниманию индивидуальный проект на тему: « Функционирование звуков языка в тексте».
Исследователи не всегда сходятся в оценке звукового символизма. Однако доказано, что даже отдельно от слов произносимые звуки, способны вызывать ассоциации незвукового характера.
Звукопись – прием более характерный для стихотворных произведений, однако он также может быть с успехом применен в прозе.
В данной работе предпринята попытка проанализировать возможности функционирования звуков языка в художественных и рекламных текстах.
( слайд 2) Таким образом, объектом исследования является: языковой строй поэтических произведений и рекламных слоганов
Предметом исследования: функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора и аллитерация.
Ставилась проблема: каковы языковые средства выразительности в поэтических текстах и рекламных слоганах?
( слайд 3) Целью исследования является: изучить особенности функционирования звуков языка в тексте.
Для реализации цели решались следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «звук языка», сущность языковых средств выразительности: звукописи, анафоры, аллитерации
2.Понаблюдать за функционированием звуков языка в текстах поэтических произведений и рекламных слоганах.
( слайд 4) Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества. В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи, такие как: звукопись, анафора и аллитерация.
( слайд 5) Звукопись часто встречается в русской литературе, особенно в стихах. Очень здорово её использует К.Д. Бальмонт, который дал образную характеристику звукам речи (звук есть «малый колдующий гном», волшебство) и, конечно, В.В. Маяковский.
( слайд 7) Анафора представляет собой оборот поэтической речи, состоящий в повторении одинаковых слов, выражений, звуковых сочетаний, синтаксических построений в начале стихотворных строф, частей сложного предложения, фраз, периодов, абзацев в прозаическом художественном произведении.
( слайд 8)Обратимся к аллитерации. Звукосочетания [тр] и [гр] создают ощущение собирающегося войска, в этих звукосочетаниях слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия, тогда как звукосочетание [ст] дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. Все вместе – передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой стороны – пока еще спокойного настроения.
Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.
( слайд 9 ) Понаблюдаем за поэтическими текстами. Проанализируем стихотворение А.С. Пушкина с позиции функционирования звуков в тексте. Понаблюдаем, какие фонетические средства использует автор в своем произведении. Анафора:«И ель сквозь иней зеленеет, ; И речка подо льдом блестит». Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза).
(слайд
10) В стихотворении М.И. Цветаевой тоже применяется прием звукопись.
Поэтесса использует аллитерацию на такие звуки, как [л], [м], [н], придают ему
какую-то легкость, светлость. У
стихотворения особый музыкальный ритм, не случайно оно стало основой песни.
Постоянно повторяющаяся анафора показывает, что героиня как бы уговаривает сама
себя в том, что она и так счастлива без этой любви. Любовь она даже
называет болезнью и очень точно называет все ее симптомы, выраженные в форме
метафор и сравнений:
«… и никогда тяжелый шар земной,
Не уплывет под нашими ногами»;
«И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами».
Во второй части стихотворения уже слышится чувство сожаления:
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуя!
И здесь же она называет этого человека, к которому, казалось бы, равнодушна, «мой нежный».
( слайд11) Для наблюдения за функционированием звуков языка были проанализированы популярные телевизионные рекламные слоганы, которые благодаря использованию приемов звукописи - аллитерации, ассонансу и анафоре, могут оказывать эффективное или неэффективное воздействие на зрителей. ( пример представлен на слайде)
( слайд 12) Таким образом, сделаем выводы. Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль. Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.
Аллитерация — самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным.
Звукопись встречается во всех произведения разных поэтов. Это придает ей окраску и помогает увидеть читателю всю яркость стихотворения.
В художественной речи, и прежде всего в поэтической, сложилась традиция деления звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие. Употребление слов, в которых преобладают те или иные звуки, может стать в поэтической речи средством достижения определенного стилистического эффекта.
( слайд 13) Реклама – не только двигатель торговли, но и стимул для развития речевой деятельности. Влияние рекламы сказалось не только на сфере потребительского рынка, но и на политической и культурной жизни общества, на употреблении русского языка и, в конечном счете, на развитии его системы.
Как показала практика, рекламисту необходимо постоянно совершенствовать формы и методы своей работы, приводить их в соответствие с требованиями времени. Он должен не только быть хорошо вооружен знаниями, но и уметь правильно и доходчиво рассказать о рекламируемом объекте, заинтересовать людей, эмоционально воздействовать на них и фактом, и словом, умело пользоваться фонетическими средствами выразительности языка - звукописью и ее разновидностями.
( слайд 14) Спасибо за внимание, готова ответить на ваши вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.