Герои бажовских сказов, каждый в своём деле, -это зачинатели нового . Они неустанно стремятся познать законы высокого мастерства. Замечательным камнерезом был Данила-мастер. Хвалят его все – «чисто сработано», «в аккурат – де по чертежу». Но сам - то он своими изделиями не доволен, видит, что малахитовая чаша, над которой он трудится, её внешняя отделанность не передаёт сказочной красоты природы. «То и горе, - жалуется Данила другим мастерам,- что похаять нечем. Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок… самый что ни есть плохонький, а глядишь на него – сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует?»
Вот потому и просит молодой мастер у Малахитницы, чтобы показала ему сказочный «каменный цветок», что растёт в недрах горы, открыла секреты истинного мастерства. Уходит он на выучку к Хозяйке Медной горы в её подземные владения, где леса стоят каменные, и «понизу трава тоже каменная. Лазоревая, красная … разная… Промеж деревьев-то змейки золотенькие трепыхаются, как пляшут. От них и свет идёт».
Трудный путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как и в свое время отец, в ученье к опытному мастеру. Успех ему приносит тонкая ювелирная обработка простого материала – змеевика да шлака. Не застывшая, а живая красота «хрупкой веточки» передана в его изделии. Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное, сколько камни стоят. Узнав, что не дорог материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Минину «дорогую выдумку». Как и Данила- мастер исчез Митя: «Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающий, те узнавали ее».
Внимательно вглядываются рабочие люди в окружающий их мир, познают красоту самой природы, совершенствуют своё мастерство – и мастер Данила, и любимая им девушка Катерина, с которой они поженились, и сын их Митюха, чья работа всегда была «на отличку», «с выдумкой», и многие другие герои бажовских сказов.
Есть в сказах Бажова и другие герои-бунтари и правдолюбы. Они тоже попадали во владения Хозяйки. Сказ «Две ящерки» повествует о том, как благодаря труду крепостных мастеровых разбогател предприимчивый барин Турчанинов, первый владелец Сысертских заводов. Рабочим жилось чем дальше, тем хуже. На руднике вовсе людей насмерть забивают, и у печей начальство лютовать стало. Когда подручный медеплавильного цеха Андрюха за выступления против барина был посажен в гору на цепь на самые тяжелые рудничные работы, Хозяйка спасла его от верной смерти, укрыв в своих владениях. Но тянет Андрея назад из подземного царства, и Хозяйка его отпускает.
Иногда и сама Хозяйка вершит суд над притеснителями народа. Она обратила лютого приказчика Северьяна в пустую породу («Приказчиковы подошвы»).
В сказах «Жабреев ходок», «Золотые дайки» нашли отражение поверья старателей-золотоискателей о Великом Полозе, владельце и хранителе золотых жил, золотых кладов. Не умея объяснить местонахождение и расположение природных богатств, в особенности золота, его форму от крупинок до больших самородков, люди населили подземное царство, кроме Хозяйки, другими могущественными существами. В сказах Бажова владыкой сокровищ является Золотой Полоз, отец золотокосой дочери Золотой Волос.
Другими чудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка, способная девицей обернуться. К таким же персонажам принадлежит и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши (муравьи), и голубая змейка. Эти сказы Бажова ближе сказкам, он и сам их так иногда называл. В этих сказах золото и дорогие камни часто открываются детям, в особенности сиротам, обездоленным, тем, кому издавна сочувствует народная сказка.
В сказе «Голубая змейка» волшебница Змейка помогает ребятишкам не только добыть золото, но и понять мудрые законы справедливости, взаимной выручки и поддержки. Доброта и бескорыстие в сказах, как и в сказках, всегда вознаграждаются.
В сказе «Серебряное копытце» мы знакомимся со стариком Кокованей.
Кокованя рассказывает сиротке Даренке о сказочном козлике Серебряное Копытце. И Кокованя, и дед Ефим, и Семеныч, и бабка Лукерья из сказа «Синюшкин колодец» связаны с «тайной силой». Об это говорится в сказах «Две ящерки» (1938 г), «Марков камень» (1937 г), «Приказчиковы подошвы» (1936 г).
Писатель как бы беседует с читателями о том, как много еще ненайденных кладов, несделанных открытий.
Последний сказ Бажова «Живой огонек» написан в 1950 году Павел Петрович не видел его напечатанным. Сказ был опубликован уже после смерти писателя.
Читатель ценит творчество Бажова за то, что его герои-простые люди, смелые, добрые, с золотыми руками и широкой русской душой.
«Зеленая кобылка» (повесть 1939 г) – одна из любимых книг ребят. Но и взрослые с удовольствием читают эту книгу. Она написана очень ярко, красочно. Когда читаешь эту книгу, невольно чувствуешь свежесть уральского леса, пруда. А сколько в повести смешного, веселого, сколько народных поговорок, прибауток.
Книги Бажова печатались и печатаются миллионными тиражами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.