«Гражданско-патриотическое воспитание в школе»
.
Гражданское образование представляет собой
единый комплекс, стержнем которого является политическое, патриотическое,
правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, а
особенно внеклассную работу. Такое образование должно способствовать
формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критичность их
мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы воспитанники признавали
равноправие и равноценность различных точек зрения, были способны защищать своё
Отечество и принимать ответственность за свои слова и поступки. Воспитание
гражданина, живущего в демократическом государстве - главная цель гражданского
образования. Такой гражданин должен обладать определёнными знаниями (о правах
человека, о государстве, о выборах и так далее), умениями (критически мыслить,
анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), привить
такие ценности как: уважение к правам других, толерантность, готовность к
компромиссу, а также желанием участвовать в общественно политической жизни.
Эффективность гражданского воспитания учащихся определяется готовностью и
подготовленностью ребят к сознательной активности и самостоятельной творческой
деятельности .Патриотическое воспитание учащихся в школе - также, является
одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного
учреждения. Государственная политика сегодня, по данному направлению,
расставляет всё больше и больше акцентов.
Патриотическое воспитание - это формирование у
граждан, наших ребят, высокого патриотического сознания, чувства верности
своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание, безусловно,
направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами
гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские
обязанности в мирное и военное время.
События последнего времени подтвердили, что
экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных
ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства
населения страны. В общественном сознании получили широкое распространение
равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное
отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы
последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей
оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили
зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня
сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего
поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к
историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью
поколения образовательного процесса становится национально-патриотическое
воспитание подрастающего поколения,
Следовательно, важнейшая цель
гражданско-патриотического воспитания - учить миру. А это значит:
1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир:
группу, семью, школу, микрорайон, страну, прекрасную и богатую нашу планету - к
лучшему;
2) вовлекать детей и подростков в поиск путей и
средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;
3) поддерживать молодых и старых в их работе для
лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом,
природы;
4) помогать осознанию того, что плохо, а что
хорошо, что содействует добру, а что нет;
5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру,
а затем каждому человеку, группе - научиться содействовать необходимым
переменам.
В том числе подготовить наших подростков к
защите Отечества, к службе в вооружённых силах. Эти задачи решаются совместными
усилиями дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждениями
дополнительного образования, конечно, же, семьи и других общественных
организаций. Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой
основе с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и
воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей,
реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и,
безусловно, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с
учебно-воспитательным процессом и оборонно-массовой работой. Патриотическое, а
в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи,
поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт,
традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые
качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом
обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с образовательным учреждением,
обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги своими советами и
непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию
молодого человека патриотом и защитником Отечества. Приоритетным направлением и
составной частью образовательного процесса сегодня становится
национально-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание
подрастающего поколения, которое призвано формировать в детях чувство любви к
своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре,
пробуждать чувство гордости за свой народ.
Эффективность военно-патриотического воспитания
определяется, прежде всего, деловым сотрудничеством всех взрослых, учреждений и
организаций, участвующих в воспитательном процессе, то есть взаимодействием
школьной и внешкольной воспитательных сред для нравственного и гражданского
формирования личности.
В условиях усиления внимания к решению задач
гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них
гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому
прошлому Казахстана, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к
государственной символике является особенно важным. Активное воспитательное
влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе
символов. Способность государственной символики влиять на сознание человека
посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое
содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт
особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны в
воспитании школьников. Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной
символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в
учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости
за свою Родину.
Только любовь, полное осмысление своей истории,
уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и каким - то
недостаткам всех проводимых государством реформ, - могут выявить в наших детях
и подростках те душевные качества, которые и определят его как личность, причём
уже как состоявшуюся личность, и как гражданина с большой буквы.
На разработанной и действующей сегодня Программе
патриотического воспитания детей и подростков РФ нельзя ставить точку:
Государству, Правительству, Общественным организациям, образовательным
учреждениям нужно продолжать работать в "этом ключе" - совместно,
коллективно, сплотясь. Серьёзно обратить внимание на СМИ, телевидение.
Пропагандировать с "большого экрана" не насилие и кровь, а жизненные
ценности, которые постигались нашим народом в тяжёлых войнах, боях, сражениях и
так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в
котором будут жить Граждане, способные в любую минуту защитить своё Отечество!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.