ИДУЩИЕ ВМЕСТЕ: ПАРТНЁРСТВО БИБЛИОТЕКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Матушкина Марина Фёдоровна,
заведующий библиотекой
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 60 города
Макеевки»
Аннотация. Библиотека и школа, выполняя единые функциональные задачи, всегда были, есть и будут партнерами в работе с детьми. Наше социальное партнерство потому и носит прочный характер, что имеет общую базовую основу.
Ключевые слова: школа, библиотека, социальное партнерство, формы взаимодействия, библиотечный фонд, учебная и проектная деятельность.
И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой - образование. Образование состоит из двух составляющих – обучения и воспитания. Поэтому сегодня актуально создание модели комплексного воздействия на ребёнка, наличие воспитательной среды. Это достигается путем единения деятельности библиотеки и учителя. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.
Известный английский писатель-фантаст Нил Гейман говорил: «Библиотеки – место свободы. Свободы читать, свободы мыслить, свободы общаться». Именно здесь можно получить доступ к информации, провести досуг, почувствовать себя в безопасности. Библиотека не только место хранения информации, где у всех равные права доступа, сейчас это действительно двери в будущее, которые нужно держать открытыми.
Библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества библиотекарей, учителей, классных руководителей и родителей для того, чтобы совместными усилиями научить ребёнка самостоятельно искать, «добывать», перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы. Только совместная деятельность может оказать положительное влияние на школьников, привлечь их внимание к книге не только как к источнику информации, но как к другу, способному разделить настроение, поддержать и посоветовать. Только тогда на вопрос «Ваша любимая книга?» дети не будут мучительно вспоминать название и автора некогда (или никогда!) прочитанной книги или сочинять несуществующий вариант.
Заставить ребенка читать книги невозможно. Совсем другое дело – вызвать интерес к книге. Только тот ребенок, которому книга «в радость», получает удовольствие от чтения. Читатели начальной школы нуждаются в руководстве и помощи библиотекаря и учителя. А чтобы помочь читателю, надо повседневно изучать его интересы и запросы, необходимо создать среду развития для ребёнка через чтение и книгу, а также различные индивидуальные занятия, соответствующие его интересам и возможностям. Большое внимание в настоящее время уделяется активизации читательской деятельности школьников, поскольку книга играет особую роль в становлении и развитии человека. Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной работы.
В нашей школе достаточное количество времени уделяется внеурочной деятельности, ведь она обладает мощнейшим потенциалом. Внеклассная работа основана на принципе добровольного участия, а всем хорошо известна свободолюбивая натура подростков. Их невозможно заставить, но заинтересовав, можно добиться хороших результатов. Эффективно организуя внеклассную работу по предмету, можно реализовать требования стандартов нового поколения.
У школьных библиотекарей и учителей начальных классов, а также педагогов старшей школы есть опыт для организации читательских событий (встреч с писателями, квестов, игр и мастер-классов по книгам и др.), построенных на следующем «распределении ролей»: организаторами события становятся библиотекари, а ученики – их активными участниками.
Наиболее качественно эта задача может быть решена только в тесном сотрудничестве педагога и библиотекаря. Синтез приёмов и методик педагогической и библиотечной работы, даёт наибольший эффект в развитии читательской активности школьников.
Учитель начальной школы Заболотняя С.С. и заведующий библиотекой Матушкина М.Ф. регулярно проводят совместные уроки внеклассного чтения. Наше сотрудничество продолжается уже на протяжении достаточно длительного времени. Такая форма работы не оставляет равнодушными ни взрослых, ни детей. После такого общения все долго остаются под впечатлением увиденного и услышанного. Свои чувства дети отражают в рисунках, в сюжетных играх, делятся эмоциями со своими родителями, товарищами.
Я как школьный библиотекарь понимаю, что для успешной работы с учащимися старшей школы необходимо постоянно искать новые формы и методы, привлекательные для молодежи. Например, всегда актуальна проблема формирования у подрастающего поколения патриотизма и национального самосознания. Большинство мероприятий по этой теме проводится в контексте краеведения, которое расширяет кругозор, развивает интеллектуальный и творческий потенциал. Изучение истории родной земли выступает как ведущий фактор воспитания патриотизма.
Помимо игровых педагогических технологий, которые позволяют заинтересовать ученика основами работы со словом и информацией, используются привлечение к самостоятельной познавательной деятельности, интеграция с художественным творчеством, трудовой деятельностью (разгадывание ребусов, кроссвордов, игры со словами, самостоятельное составление аннотаций, иллюстраций, и др.).
Для старших школьников организуются совместные уроки, беседы, которые позволяют детям узнать о каком-либо событии, писателе, глубже понять то или иное художественное произведение. Дети усваивают новую информацию с помощью подготовленных презентаций. Учащиеся участвуют в конкурсах, организованных библиотекой, таким образом расширяя кругозор. Тематика мероприятий отражает самые разные направления: популяризация художественной литературы, духовно-нравственное воспитание, экология, краеведение. Первое направление особенно важно, так как помогает смоделировать у ребенка стойкий интерес к художественным произведениям, учит разбираться в стилях и жанрах, задает ориентиры для формирования читательских предпочтений.
Совместная работа по подготовке и проведению таких мероприятий привела к позитивным и разделяемым всеми участниками образовательного процесса эффектам. Так, у детей повысился интерес к литературе, к самовыражению через театрализованную деятельность.
Говоря о взаимовыгодном сотрудничестве библиотекаря и учителя можно выделить следующие направления:
ü информационно-методическое обеспечение образовательного процесса;
ü формирование информационной культуры обучающихся;
ü информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных личностных характеристик учащихся.
- Почему библиотекарь и учитель объединяются?
ü Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться понятым и узнанным с другими.
ü Такое сотрудничество ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.
ü Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях.
На Межрегиональной научно-практической конференции «Открывая книгу – открываем мир», организованной Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Свердловской области, мы с учителями нашей школы приняли участие с видеодокладом на секциях мастер-классов творческих лабораторий. Организаторы конференции отметили высокий уровень совместной деятельности учителя и библиотекаря в формировании читательской грамотности у школьников города Макеевки Донецкой Народной Республики. Подобные мероприятия пополняют багаж знаний, расширяют кругозор и помогают в нашей работе. И только совместные действия педагога и библиотекаря помогут привить детям интерес к знаниям, любовь к чтению, научить ориентироваться в море информации и пользоваться информационными технологиями.
Таким образом, проводимые совместно с педагогами уроки и внеклассные мероприятия – это форма продвижения библиотечных знаний и умений, ориентированная на развитие межпредметных связей и интеграцию информационной культуры в процессе освоения школьных предметов. Школьная библиотека в таких условиях является главным участником педагогического процесса. Она находится в его центре, объединяя учителей, учащихся и их родителей. Подводя итог, можно отметить, что библиотеки – как информационные, культурные и образовательные учреждения – способны участвовать в образовательной деятельности, выступая в качестве базы образования и самообразования.
Список использованной литературы:
1. Артамошина Е.Н. Дети и книга. Простые приёмы привлечения к чтению. – М.: Школьная библиотека /// 5, 2010, с. 21;
2. Гендина Н.И. Деятельность учителей и школьных библиотекарей по формированию информационной культуры учащихся: взаимодействие или независимость? [Электронный ресурс]/Н.И. Гендина, Г.А. Стародубова// Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: материалы конф. - Электрон. дан. - М.: ГПНТБ России, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM);
3. Традиции и инновации в системе информационно-библиотечного обслуживания особых категорий пользователей: материалы Межрегиональной научно-практической конференции (21–22 сентября 2016 г.). Ижевск, 2016: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unatlib.ru/images/izdania/nauchnye_trudy/Sbornik_Konferentsii_55_.pdf
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.