Статья "Использование латинского языка в формировании профессионального интереса у студентов медицинского колледжа"
Оценка 4.6

Статья "Использование латинского языка в формировании профессионального интереса у студентов медицинского колледжа"

Оценка 4.6
pdf
03.03.2024
Статья "Использование латинского языка в формировании профессионального интереса у студентов медицинского колледжа"
Статья.pdf

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

О.Н. ПАНТЕЛЕЕВА

Система среднего профессионального образования в России находится на этапе своей модернизации и адаптации к рыночным отношениям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специалистам сестринского дела. Сегодня медицинским учреждениям нужна не просто медицинская сестра, а специалист, способный творчески подойти к своей деятельности, хорошо образованный профессионал. Наряду с этим, складывающаяся сегодня социальная и экономическая обстановка, повышение открытости системы среднего профессионального образования России предполагают её интеграцию в мировое образовательное пространство, а так же в мировую систему производственных отношений. Сказанное обусловливает потребность создания в средних медицинских учебных заведениях психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование всесторонне развитой и профессионально подготовленной личности. Этот процесс, на наш взгляд, может идти наиболее успешно в условиях формирования у студентов медицинского колледжа профессиональных интересов, как основы овладения знаниями, навыками и умениями. Их наличие обеспечивает развитие компетентности будущих медиков, а следовательно и их профессионализма.

Можно смело утверждать, что при отсутствии профессионального интереса (одного из компонентов мотивационной сферы) не возможно сформировать у будущих специалистов качеств личности, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. Следовательно, его формирование является одним из основных приоритетов в процессе обучения, освоения будущей сферы деятельности. Наличие профессионального интереса способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Заинтересованность в результатах своего труда выступает, в этом случае, важным условием для развития профессиональных способностей у будущих специалистов среднего медицинского звена в процессе их обучения в колледже.

Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что спектр мотивов выбора своей будущей профессии у студентов-медиков весьма широк. Далеко не все из них руководствуются профессионально значимыми мотивами, это указывает на потребность управления этим процессом как на этапах профессиональной ориентации и профессионального отбора, так и на всех этапах обучения в среднем специальном учебном заведении.

Представление профессионального интереса, как сложного личностного образования, формирующегося под воздействием внешней среды на человека и проявляющегося в его отношении к выбранной профессии, дает возможность выявить механизмы возникновения этого феномена и дальнейшего его формирования. Знание и учет этих механизмов в деятельности педагога позволяет более эффективно проводить работу со студентами.

В ходе обучения в медицинском колледже целесообразно выделить несколько этапов формирования у студентов профессионального интереса: эмпирический этап первичное знакомство с выбранной специальностью; теоретический этап, включающий весь период обучения, связан с приобретением теоретических знаний и практических умений, способствующих профессиональному становлению будущих специалистов среднего медицинского звена; теоретико-творческий этап, как правило, обусловлен апробацией и корректировкой студентами приобретённых теоретических знаний, умении и навыков; практический этап связан с потребностью применения в ходе прохождения профессиональной практики приобретённых знаний, умении и навыков, попытке убедиться в своей профессиональной состоятельности; теоретико-прикладной этап выполнение и защита выпускной квалификационной работы как показателя уровня профессиональной подготовки, наличия у выпускника медицинского колледжа теоретических знаний, практических умений и навыков. Все названные этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены, их преемственность сохраняется на протяжении всего срока обучения.

Анализ динамики формирования у студентов медицинского колледжа профессионального интереса позволяет сделать вывод о невысокой стабильности входящих в его структуру компонентов. Поэтому процесс формирования профессионального интереса у студентов медицинского колледжа должен находится под постоянным контролем преподавателей. В процессе управления педагогу важно учитывать следующие аспекты: исходный уровень интереса выбранной профессии; мотивы выбора профессий; индивидуальные особенности студентов и студенческой группы и др.

Управление процессом формирования профессионального интереса должно быть личностноориентированным, учитывать готовность студентов следовать по предлагаемой преподавателем траектории к достижению поставленной цели формированию профессионально значимых качеств личности будущего медицинского работника среднего звена.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная в медицинском колледже с целью выявления психолого-педагогических условий формирования у студентов профессионального интереса, свидетельствует о том, что на первом курсе профессиональный интерес характеризуется, как правило, узостью, неустойчивостью, пассивностью. На втором курсе он отличается широтой, относительной устойчивостью, стремлением к познанию существенных свойств явлений и предметов. На третьем курсе профессиональный интерес становится устойчивым, побуждает студентов к систематической, целеустремлённой деятельности по совершенствованию профессионального мастерства. На четвёртом курсе профессиональный интерес характеризуется большей устойчивостью, он носит прикладной, действенный характер, студентов привлекает и сама деятельность, и её результат. На пятом курсе профессиональный интерес наиболее устойчив, характеризуется глубиной и широтой. Сказанное важно учитывать педагогу в своей работе.

В процессе работы, направленной на формирование профессионального интереса у студентов, педагогом решаются следующие задачи: раскрытие социальной значимости выбранной профессии, определение цели деятельности по выбранной специальности; создание ситуаций, требующих поиска дополнительной информации. Одной из важнейших предпосылок к учению и реализации учебно-профессиональных задач является понимание студентами сущности профессиональной деятельности, осознание важности изучаемых процессов для ее успешного освоения.

Немаловажным фактором формирования профессионального интереса у студентов медицинского колледжа является создание условий, способствующих использованию в учебном процессе таких форм и методов обучения, при которых возникает потребность глубже познать свою будущую профессию, раскрыть и осознать ее сущность, осуществить поиск новых профессиональных знаний. Среди учебных дисциплин, изучаемых студентами медицинского колледжа и направленных на решение названных задач, целесообразно выделить иностранные языки.

Высокая степень развития современной научной мысли, интеграция идей и методов различных наук, расширение объема информации требуют от специалистов сегодняшнего времени свободного владения специальной терминологией, предполагающей новый подход к обучению, при котором параллельно с изучением одного предмета должно осуществляться установление межпредмстных связей, что обеспечит восприятие изучаемого материала студентами не обособленно, а как необходимую составную часть профессиональной подготовки.

В преподавании такой дисциплины как Иностранный язык возможность осуществления межппредметных связей видится как один из факторов повышения мотивации. Более того, можно сказать, что овладение иностранным языком должно стать средством достижении других целей и, в первую очередь, повышения уровня образованности в рамках своей специальности. Поскольку в межпредметной учебной деятельности обобщение знаний и способов действий совершается на фоне роста активности интеллектуальных, эмоционально-волевых процессов студентов, постольку это способствует формированию творческой личности будущего специалиста, готового к сложной профессиональной деятельности. В этом случае знания, полученные при изучении в медицинском колледже разных дисциплин, приобретают внутреннюю завершенность, создают в учебном процессе единство. Важной стороной последнего вида деятельности выступает мотивация, источниками которой могут являться как содержание обучения, так и стремление обучающихся к усвоению новых знаний, к рефлексии своей деятельности. Это положение приобретает особую значимость в отношении к средним медицинским учебным заведениям, где большая часть дисциплин учебного плана всего курса обучения связана с таким предметом как Латинский язык и основы медицинской терминологии.

Существует мнение, что сегодня латынь сдает свои позиции . Однако такая точка зрения является не совсем верной, что может подтвердить даже самый поверхностный анализ терминологической системы таких наук как биология, эмбриология, гистология, анатомия, химия, экономика, безусловно, медицина и многих других областей знаний. Специфика подготовки медицинских работников среднего звена обуславливает потребность использования возможностей названной дисциплины как связующей с другими предметными областями изучаемого студентами содержания.

Следовательно, тесное сотрудничество языковых кафедр с кафедрами специальных дисциплин является очевидным на пути достижения наилучших результатов в обучении и формировании профессионального интереса у обучающихся. Приходя в учебное заведение, студент сталкивается с большим объемом новой информации, подлежащей пониманию и усвоению, что требует больших умственных и физических затрат. Этот процесс можно значительно облегчить, если при его реализации будут учитываться межпредметные связи, в частности опора на лексику, изучаемую в курсе медицинской латыни.

Осуществление сопоставительного анализа терминов это эффективный путь к усовершенствованию процесса обучения. Например, знание медицинской терминологии позволяет преподавателю любой специальной дисциплины не тратить время на расшифровку отдельных слов и словосочетаний, которые были пройдены в курсе латинский язык и основы медицинской терминологии, а полноценно работать конкретно по своей дисциплине. И наоборот, знание лексики по теме «Строение тела», полученные на занятиях по анатомии, облегчит изучение и усвоение такого раздела курса «Латинский язык и основы медицинской терминологии» как «Введение в анатомическую терминологию», и такого предмета как «Иностранный язык» в целом.

Тот факт, что медицинская латынь является базой практически всех современные западноевропейских терминологических систем, обуславливает ее особую вспомогательную роль при освоении современных иностранных языков, особенно специальной профессиональной лексики, без чего немыслима подготовка высоко-квалифицированного специалиста-медика и формирования его профессионального интереса. Установление аналогий помогает студентам более квалифицированно и эффективно работать с оригинальной литературой на иностранном языке, посвященной любой медицинской проблематике, без использования словаря, вследствие чего быть в курсе достижений мировой медицины.

Резюмируя сказанное выше, можно сделать вывод о том, что сотрудничество преподавателей различных дисциплин, направленное на формирование у студентов медицинского колледжа профессионального интереса может значительно облегчить как сам процесс обучения, так и оказать большую помощь в формировании у них других профессионально-значимых качеств личности, обеспечивающих успешную адаптацию к профессиональной деятельности.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

Анализ динамики формирования у студентов медицинского колледжа профессионального интереса позволяет сделать вывод о невысокой стабильности входящих в его структуру компонентов

Анализ динамики формирования у студентов медицинского колледжа профессионального интереса позволяет сделать вывод о невысокой стабильности входящих в его структуру компонентов

Это положение приобретает особую значимость в отношении к средним медицинским учебным заведениям, где большая часть дисциплин учебного плана всего курса обучения связана с таким предметом…

Это положение приобретает особую значимость в отношении к средним медицинским учебным заведениям, где большая часть дисциплин учебного плана всего курса обучения связана с таким предметом…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2024