Статья: "Использование метода проекта на уроках швейного дела"
Оценка 4.8

Статья: "Использование метода проекта на уроках швейного дела"

Оценка 4.8
Лекции
docx
технология
9 кл—11 кл +1
31.12.2022
Статья: "Использование метода проекта на уроках швейного дела"
Использование метода проекта на уроках швейного дела. В связи с изменениями в обществе всё более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психическом развитии. Признание прав каждого такого ребёнка, его интересов, способностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важным. Практика показала, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приёмов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определённой степени позволяют решить проблемы мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Использование методов проекта на уроках швейного дела.docx

Использование метода проектов на уроках швейного дела.

Подготовила:

учитель швейного дела

Зикрацкая Елена Николаевна


Творчество – органическая часть детской жизни,
поэтому ничего нельзя спланировать заранее,
скажем, за месяц.

Все рождается из жизни.

 

 

В связи с изменениями в обществе всё более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психическом развитии. Признание прав каждого такого ребёнка, его интересов, способностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важным.

 Практика показала, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приёмов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определённой степени позволяют решить проблемы мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Атмосфера радости на уроках, основанная на активной деятельности обучающихся в тесном сотрудничестве с учителем, создаётся благодаря:

·            формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности;

·            сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;

·            созданию благоприятных морально-психологических условий для обучения, что является основой для развития профессинально-трудовой деятельности обучающихся;

·            дифференциации и индивидуализации, личностному подходу в обучении;

·            использованию методов, активизирующих учебный процесс;

·            использованию учителем различных вербальных средств с целью развития речевых навыков обучающихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно граммотически оформленной речи;

·            неразрывному единству обучения и воспитания.

 Творческий проект на занятиях швейного дела  – это учебно-трудовое задание, по результатам которого создается продукт

Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

Использование этой технологии даёт возможность обучающимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение обучающихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. И конечно, продуктивное развитие, обучение и воспитание ребёнка невозможны без профессиональной и высоконравственной позиции самого учителя.

 Метод проектов ( с греч. «путь исследования») – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий –проектов.

  Учебный творческий проект – это разработка и изготовление изделия (от идеи до её реализации), обладающего субъективной новизной и выполненного под руководством учителя. Содержание учебных проектов для младших школьников – это система задач и способов решения по выбору проектного задания (тематики проекта), его выполнения, качественного анализа и возможностей реализации конечного результата проектной деятельности.

Цель проектов - формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков обучающихся, воплощённых в конечный продукт, воспитание ушкольников инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей: с литературой, изобразительным искусством, историей, математикой.

Проектная деятельность способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Она не ориентирует школьников на готовые знания, а выявляет и развивает творческие способности обучающихся. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами».

  На уроках швейного дела использование метода проектов способствует формированию у обучающихся основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов.

Так, при выполнении своего творческого проекта, школьники выполняют экономический расчет, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового предприятия, стоимость и тому подобное. Учебные проекты содержат в себе проблему, которая требует решения, и формулируют одну или несколько задач. Например, при изучении темы  «Обработка швейного изделия», девушкам надо подобрать модель, которая отвечает требованиям современного человека, и не требует использования дорогостоящих тканей, предложить последовательность пошива изделия, возможные варианты его изготовления, спланировать организационно-технические мероприятия, которые обеспечат высокую эффективность труда, а также повысят его производительность, занизят себестоимость, улучшат качество продукции.

Используя проектный метод обучения, обучающиеся постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до результата. Проектная деятельность вовлекает каждую ученицу в активный познавательный процесс.

При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать друг друга, сравнивать себя с другими, и расширить зону для самооценки. При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. Например, во время работы над проектом в разделе «Обработка текстильных материалов» по теме: «Вышивка» (изготовление салфеток с использованием элементов народной вышивки) возможно соединение индивидуальных работ учениц в одно изделие – набор салфеток для праздничного стола, то есть общий объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются разработкой орнаментов, имеющих дизайнерские решения. При этом логика построения деятельности обучающихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой. Такие проекты позволяют проявлять коммуникативные способности каждого обучающегося.

Обучающиеся разрабатывают проекты начиная с четвёртой четверти. До этого периода детей надо подготовить к проектной деятельности. Этому способствует:

-организация процесса обучения на основе продуктивных методов - частично-поискового, исследовательского;

-активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического анализа задания, выполняемого на уроке (анализ образца изделия, выбор материалов, инструментов планирование этапов работы, организация рабочего места, контроль и самоконтроль процесса и результатов труда);

-дизайн-упражнения – творческие задания по усовершенствованию  изделия.  

 Характеристика этапов учебного проектирования.

Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности.

Каждый проект - включает основные элементы и этапы реализации.

Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи проекта. Далее следует сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения (полезность изделия, его надёжность и эстетичность);

вариантов решения задачи (желательно нескольких).

Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные. После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется её конструктивная и технологическая проработка с составлением соответствующей документации.

Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операций, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.

По завершении изготовления проводятся испытания и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По результатам обучающимся выдвигаются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.

Защита проекта – итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы с приглашением администрации, учителей, родителей, которые выступают в роли потенциальных покупателей. Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов обучающиеся проводят дизайн-анализ работ одноклассников, оценивая их по 5-бальной системе, и заполняют карту испытаний. По результатам анкет обучающиеся (совместно с учителем) выдвигают перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта.

Проектирование практически позволяет обучающимся, осознать роль знаний и навыков в жизни и обучении. Знания уже не являются целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогают овладеть образцами культурного мышления, формировать свои мыслительные стратегии, позволяющие каждому самостоятельно приобщаться к достижениям культуры.

Одним из конечных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Оценивание – это имитация профессиональной экспертизы. Предварительно проект защищается в группе, потом дорабатывается и защищается окончательно. При защите своего проекта обучающиеся показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта; учатся убеждать своих одноклассников, педагогов в целесообразности работы, ее стоимости; проявляют старательность, добросовестность, аргументацию предлагаемого решения, уровень творчества и оригинального подхода. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и ученика.

 

Классификация проектов

 

Параметры

Виды проектов

1.

Уровень творчества

Исполнительские

Конструктивные

Творческие

2.

Содержание

Монопредметные

Межпредметные

Надпредметные

(вне школьной программы)

3.

Назначение

Учебные

Личные (семейные)

Общественные

Производственные

4.

База для выполнения

Школьные

Внешкольные

Комплексные

5.

Количественный состав

исполнителей

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

6.

Возрастной состав

исполнителей

Одновозрастные

Разновозрастные

7.

Продолжительность выполнения

Мини-проекты

Четвертные, полугодовые,

годовые, многолетние.

 

Методический паспорт учебного проекта

1. Тема проекта.

2. Предмет.

3. Задачи.

4. Класс.

5. Время работы над проектом.

6. Режим работы.

7. Тип проекта.

8. Форма работы.

9. Количество участников.

10. Планируемый результат.

11. Учебно-методическое, техническое оснащение.

12. Дополнительно привлекаемые специалисты.

13. Новые методические (практические) приёмы.

 

Дизайн-анализ

 

Критерии

Оценка

1.

Форма

2.

Назначение

3.

Используемые материалы

4.

Трудоёмкость изготовления

5.

Стоимость изготовления

6.

Внешний вид

 

Карта испытания

Критерии

Оценка

1.

Соответствует ли изделие

своему назначению?

2.

Нравится ли оно вам?

3.

Эстетична ли

конструкция?

4.

 Экологично ли изделие?

Алгоритм проектной деятельности

1)Выявление проблемы ( Вопрос: мы выявили проблему. В чём она?)

2) Поиск решения проблемы (Найдите решение проблемы. Обсудите в группах, в парах, что можно сделать и придите к одному решению).

3)Предложения детей

4)Разработка дизайн-предложения (Разработайте ваше предложение и нарисуйте эскиз вашего изделия. Учащиеся в группах, в парах обсуждают свои предложения и рисуют эскиз будущего изделия)

5)Материалы.

6)Инструменты.

7)Безопасность труда.

8) Изготовление проекта

9)Защита, обоснование проекта.

Памятка. Как работать над проектом.

1.Подумайте и обсудите, в каком виде будет реализован замысел (коллаж, макет, модель, аппликация, что-то другое).

2.Подберите подходящие материалы с нужными свойствами (если можно, используйте готовые формы, например упаковочные коробки, пластмассовые бутылочки) и инструменты.

3.Обсудите и выберите конструкцию и композицию работы в целом и её отдельных деталей (выполните необходимые эскизы, чертежи).

4. Определите технологию (операции и их порядок) изготовления деталей и работы в целом.

5.Выполните проект. Оцените качество работы.

6.Защитие проект (докажите его соответствие замыслу)

Реализация метода творческих проектов меняет позицию не только самого учителя, который из носителя готовых знаний становится организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников, но и превращает модель личности ученика в модель компетентной личности.

 Литература:

С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Современный урок», издательство «Учитель», 2005г.

Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко «Управление образовательным процессом», издательство «Педагогический поиск», 2001г.

В.В. Косарев «Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития», №3, 2008г.

А.В. Крылов «Проектирование в технологии», журнал «Школа и производство», №1, 2002г.

 

 

 

 

 


 

Использование метода проектов на уроках швейного дела

Использование метода проектов на уроках швейного дела

Метод проектов ( с греч. «путь исследования») – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий –проектов

Метод проектов ( с греч. «путь исследования») – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий –проектов

Такие проекты позволяют проявлять коммуникативные способности каждого обучающегося

Такие проекты позволяют проявлять коммуникативные способности каждого обучающегося

Классификация проектов №

Классификация проектов №

Назначение 3

Назначение 3

Литература: С.В. Кульневич, Т

Литература: С.В. Кульневич, Т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.12.2022