Использование приёмов кинезиологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Здоровьесберегающие технологии в работе с воспитанниками школы-интерната, где обучаются дети с ОВЗ – неотъемлемая часть коррекционной работы. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов – все эти трудности преодолеваются только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов педагогической коррекции.
В практической деятельности, педагогу, работающему с особенными детьми, необходимо применять следующие здоровьесберегающие компоненты:
Ø дифференцированное обучение;
Ø развитие сенсорных и моторных функций, мимической мускулатуры;
Ø обязательное использование динамических пауз на занятиях;
Ø формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
Ø систематическое использование дыхательной и зрительной гимнастик;
Ø упражнения на развитие общей и мелкой моторики;
Ø кинезиологические приёмы, которые рассмотрим подробнее.
Специализированная образовательная кинезиология изучает приёмы и методы по налаживанию связей между полушариями головного мозга и отдельными зонами и участками; оживлению функций мозга и созданию условий для его созревания; улучшению энергетического обмена мозга, повышению тонуса организма; интеграции между мозгом, телом и сенсорными органами.
По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение. Образовательная кинезиология и призвана оживить, оптимизировать процесс обучения. Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу нервной системе. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных связей в мозге.
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приёмов. Педагогу необходимо сначала самому освоить все упражнения, уже после этого обучать каждого ребёнка. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Наиболее корригируемым является возраст до 12 лет, так как в данный период интенсивно протекает процесс физиологического созревания основных мозговых структур.
Доказано, что систематическое использование кинезиологического комплекса людьми, отнесёнными как к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой или нарушением психического развития, приводит к достоверному увеличению у них продуктивности, объёма и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психо-эмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению аналитико-синтетической способности (способность к обобщениям и умозаключениям). Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Программа А.Л. Сиротюк «Нейропсихологическое развитие и коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности», в которую входят растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, когнитивные и коммуникативные упражнения и релаксации. Занятия необходимо проводить индивидуально, 2 раза в неделю по 20-30 мин. Курс рассчитан на 2 месяца (проводится в начале учебного года). После курса применяются отдельные упражнения в качестве физ. пауз. Кроме того, на занятиях применяется «Развивающая кинезиологическая программа» А.Л. Сиротюк, упражнения проводятся по специально разработанным комплексам (№7). Длительность занятий по одному комплексу составляет одну учебную четверть, каникулы – перерыв. В период обучения детей грамоте применяется методика С.И. Веневцева «Алфавит телодвижений». Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легче воспроизводятся.
Морфологической основой недостаточности интеллекта можно считать недоразвитие лобных и теменных долей мозга. Кроме того клинические и нейрофизиологические исследования подтверждают, что у учащихся с нарушениями интеллекта снижается активность левого полушария (п/ш). В этих условиях включаются компенсаторные возможности организма и правое п/ш берёт на себя главную роль. Происходит перекос и без того нарушенных функций деятельности мозга, возникает так называемая координационная неспособность к обучению. Авторы практической кинезиологии считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушария, усилить самоконтроль за своими эмоциями помогут специфические движения «Гимнастики мозга».
Учителю начальных классов, в особенности 1-ых классов, использовать комплексы упражнений из программы «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона. Эти упражнения пробуждают систему «интеллект-тело» и приводят её в готовность к обучению. Упражнения также включены в структуру индивидуального коррекционно-развивающего занятия.
Все занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Целесообразнее всего использовать для этого коррекционный час. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
подключение движений глаз и языка к движениям рук;
подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
Структура занятий должна быть чёткой и повторяющейся, что дополнительно организует ребёнка и формирует произвольность.
Использование кинезиологического комплекса на специальных занятиях, а также в качестве физкультурной паузы, даёт как немедленный, так и накопительный эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психо-эмоционального состояния.
У детей наблюдается определенный прогресс: повышается способность к управлению своими эмоциями. Наблюдается улучшение внимания, мыслительной деятельности, повышение стрессоустойчивости и самооценки, понижение тревожности, облегчение процесса обучения чтению и письму, повышается способность концентрироваться на выполняемом задании.
Применение кинезиологических упражнений даёт результаты при соблюдении следующих условий:
систематичность выполнения, постепенное увеличение темпа и сложности, точность выполнения движений и приёмов, выполнение стандартных учебных действий.
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Именно поэтому следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка. М. Аркти, 2005.
2. Веневцев С.И. Использование двигательных действий при обучении грамоте учащихся начальных классов вспомогательных школ. Красноярск, 1996.
3. Карла Ханнафорд «Мудрое движение»
4. Ковалева М.М. «Использование кинезиологических методов в преодолении дисграфии»
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
6. Сиротюк А.Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М., 2005.
7. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.