Статья "Использование технологий дистанционного образования на уроках истории (из опыта работы в ЦДО)"
Оценка 4.8

Статья "Использование технологий дистанционного образования на уроках истории (из опыта работы в ЦДО)"

Оценка 4.8
docx
история
5 кл—11 кл
14.04.2021
Статья "Использование технологий дистанционного образования на уроках истории (из опыта работы в ЦДО)"
статья ЦДО.docx

Использование технологий дистанционного образования на уроках истории (из опыта работы в ЦДО)

     В современной образовательной системе все чаще говорят о внедрении в образовательный процесс дистанционного обучения. Такая форма организации уроков стала необходима в последнее время в связи с негативной эпидемиологической ситуацией в мире, именно с введением карантинных мер активизировалась реализация учебных дисциплин в глобальной сети Интернет. Но наибольшую актуальность дистанционное обучение приобретает для детей, которые по каким-либо причинам не могут посещать школу. Я работаю с такими детьми уже несколько лет и пришла к выводу, что дистанционные уроки с использованием ИКТ повышают качество усвоения учебного материала, вызывают наибольший интерес у ребят, дают возможность работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, оперативно контролировать и оценивать результаты обучения. Ребенок получает возможность получить из наибольшего количества источников необходимую информацию.

    Целью такого урока для меня является сохранение контакта с детьми, развитие умений высказывать свои мысли в диалоге с учителем.

    Вместе с тем возникает закономерный вопрос: «Как же выстроить и провести дистанционный урок, используя ресурсы сети»?

    Стоит отметить, что организация проведения дистанционного урока не отличается от методической разработки «классического» занятия в учебном классе.

Прежде всего, необходимо тщательно выбрать теоретический и дидактический материал (схемы, карты, таблицы), которые можно использовать в проведении урока. Для этого я использую сайты: www.edu.ru www.5ballov.ru  www.school.edu.ru   www.hrono.ru  www.klio.webservis.ru и другие. Также с этими порталами я знакомлю своих учеников, так как расположенная там информация – каталоги образовательных ресурсов, электронные словари, энциклопедии – нужная и важная. Но не заменяет учебник, а только создает основу для самостоятельной деятельности обучающихся.

    Учитывая особенности восприятия информации ребенка, применяю самый простой способ использования ИКТ – демонстрационно-иллюстративный. Во время объяснения нового материала показываю соответствующие Цифровые Образовательные Ресурсы (ЦОР), реализуя принцип наглядности. По мере необходимости вывожу на экран карту. Тем более, сейчас есть возможность выбрать лучший вариант для более полного представления об изучаемом событии или эпохе. ЦОР содержат задания, которые предполагают работу с контурными картами, и обучающиеся могут попрактиковаться в этом виде деятельности. Особый интерес вызывают интерактивные карты, показывающие сражение, битву в движении, с соответствующими комментариями. Это настраивает детей на плодотворную работу на уроке, характеризуется разнообразием форм учебной деятельности.

    Очень важно использовать наглядность при изучении какой-либо страны, государства. Перед изучением данной темы я демонстрирую изображение местности, людей, что создает благоприятный эмоциональный настрой, погружает в атмосферу изучаемого региона. Например, изучая в 5 классе тему «Древний Египет» можно показать реку Нил, растительный и животный мир.

    Знакомясь с  материалом, касающимся культуры определенного периода, просто необходимо обращаться к ЦОР. Задания ЕГЭ, ОГЭ содержат много вопросов, посвященных культурному пространству разных стран. А в современных учебниках иллюстраций явно недостаточно, чтобы дать полное представление о культурных достижениях, показать всю палитру памятников архитектуры, живописи. Тем более,  большинство иллюстраций черно-белые, не вызывающие интереса тщательно их рассматривать. Также не все имеют возможность организовать выездную экскурсию, а фонды крупных музеев мира нам и вовсе недоступны. В этом случае на помощь приходят ЦОР, отличным решением для полного восприятия материала будет организация виртуальных экскурсий.  Такой урок я провела по теме «Формирование культурного пространства единого Российского государства XV – начала XVI века». Был составлен план экскурсии, и ребенок смог рассмотреть экспонаты музея, памятники зодчества (Успенский и Архангельский соборы, Грановитую палату Московского Кремля),  иллюстрации из рукописей и произведения живописи того периода. Этот урок оставил незабываемое, неизгладимое впечатление, запомнился надолго и вызвал желание у ребенка составить маршрутный лист с целью посещения в будущем достопримечательностей нашей страны.

    Изучая наше прошлое, мы всегда обращаемся к личности, людям, которые оставляют глубокий след в истории, вершат её. Чтобы лучше понять мотивы деятельности того или иного деятеля, надо зрительно увидеть его портрет, получить библиографическую справку, привязать личность к конкретному историческому событию или эпохе. Для этого я часто демонстрирую фильм Н.М. Карамзина «История государства Российского», при помощи которого ребенок активно участвует в процессе включения в «живую историю». После просмотра фильма обязательно необходимо обсудить просмотренный материал. В 5-7 классах обсуждение провожу в игровой форме «вопрос учителя-ответ обучающегося» и наоборот. На закрепление новых знаний можно провести игру «Герой-дата-событие». Для старших классов возможно проведение тестовых заданий с целью выявления пробелов, либо дискуссионное обсуждение материала. Такая форма укрепляет обратную связь в системе учитель - ученик.

    При применении ЦОР для активизации познавательной деятельности я применяю проблемные вопросы. Обучающиеся, просматривая отрывок исторического фильма, должны понимать, с какой целью они это делают. При этом вопросы к материалу логически должны быть связаны не только с новыми, но и прежними знаниями. Например, изучая тему «Устройство Римской республики», детям демонстрируется небольшой сюжет фильма «Римский легион» из цикла «Военная история» (https://www.youtube.com/watch?v=zxRtUgYZA4c). Перед просмотром ставится задача: сравнить легион с фалангой, какое построение имеет преимущество в бою? Этот приём активизирует мыслительную деятельность, заставляет детей размышлять, сопоставлять новые знания с уже полученными.

    Важной формой работы на уроках можно считать представление презентаций, что позволяет отказаться от других видов наглядностей и сосредоточить внимание учителя на ходе урока, управляя только мышью компьютера. Их использование особенно эффективно на тех занятиях, когда нужно объяснить большой по объему и разнообразный по содержанию материал, например, на уроках по истории культуры.Можно самостоятельно составить презентацию, пользуясь программой Power Point, и проявить индивидуальность, творческий подход. Или обратится к сети Интернет, в просторах которого найдется огромное количество готовых работ. Конечно, каждый учитель по-своему видит урок, поэтому любую презентацию лучше скорректировать, учитывая поставленные на занятии цели. Часто я предлагаю детям самим подготовить презентацию по заинтересовавшей их теме, проявить фантазию и своё понимание материала. Такая работа получается интересной, яркой и запоминающейся, приносит удовольствие и удовлетворение от просмотра результата, укрепляет и углубляет полученные знания, развивает логическое мышление.

     В заключении отмечу, что применение в практике преподавания истории  дистанционных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.


 

Скачано с www.znanio.ru

Использование технологий дистанционного образования на уроках истории (из опыта работы в

Использование технологий дистанционного образования на уроках истории (из опыта работы в

ЦОР, отличным решением для полного восприятия материала будет организация виртуальных экскурсий

ЦОР, отличным решением для полного восприятия материала будет организация виртуальных экскурсий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2021