Статья "Использование технологий в рамках ФГОС НОО с детьми, имеющими нарушения слуха"

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование коррекционных.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ФГОС НОО С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА

 

Моисеева Раиса Ивановна

Томская область, г. Томск, ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», учитель начальных классов, e-mail: rimoiseeva@list.ru

 

Аннотация: в статье сообщается информация, представляющая опыт использования коррекционных технологий в сочетании с инновационными. В процессе применении и слияния технологий происходит развитие творческого потенциала ученика с нарушениями слуха, повышается мотивация к овладению словесной речью – вторичным нарушением, улучшаются произносительные навыки, расширяется его кругозор.

 

Ключевые понятия: слух, речь, обучение, компьютерные технологии, деятельность, процесс, развитие.

 

В России с каждым годом увеличивается количество детей-инвалидов, в том числе детей с врождённой или приобретённой в младенчестве сенсоневральной тугоухостью. Проблема в том, что речевое развитие теснейшим образом связано со слухом, и от этих двух факторов зависит также и интеллектуальное развитие ребёнка. Главная трудность работы с детьми с нарушениями слуха – это нарушение коммуникативных связей в социуме. Этим детям необходима ранняя реабилитация, ведь чем быстрее начат процесс коррекционного воспитания и образования, тем выше интеграционные возможности детей с нарушениями слуха, в этом и заключается первостепенная цель.

Процесс организации жизнедеятельности детей с нарушениями слуховой функции в современных социокультурных условиях указывает на необходимость модернизации содержания образования в школе-интернате I и II вида [5].

Теоретико-методологическая основа коррекционно-развивающего обучения глухих и слабослышащих детей была разработана и предложена Р.М. Боскис, Ф.Ф. Рау, С.А. Зыковым. Коррекционные методики по овладению детьми с нарушениями слуха речью разработаны Т.Г. Богдановой, А.Г. Зикеевым, Г.Л. Зайцевой, Т.С. Зыковой, К.Г. Коровиным, Е.Г. Речицкой, Т.В. Розановой, Л.И. Тиграновой и др.

Обучение таких учащихся происходит за счёт сохранных анализаторов и специальной коррекционной работы, проводимой учителями-дефектологами, учителями-предметниками, логопедами, воспитателями. В процессе усвоения знаний обучение детей с нарушениями слуха организуется без принуждения. Оно основано на интересе, успехе и доверии. Одновременно происходит подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия любого материала. Использование какого-либо методического пособия, содержащего дактильно-знаковые формы для зрительного восприятия, системы упражнений, направленных на развитие, закрепление и уточнение приёмов дактилирования, упражнений, направленных на раскрытие значений слов, накопления словаря, предполагает обучение ребёнка дактильной речи.

Нарушения слуха, как правило, приводят к речевым нарушениям, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на интеллектуальное развитие. Степень понятности речи глухого и слабослышащего ученика зависит не только от правильного произношения всех звуков, соблюдения ударения в словах, расстановки речевых пауз, но и от соблюдения орфоэпических норм. Изучения орфоэпических норм является важным разделом работы над произношением, которая осуществляется на уроках-занятиях развития слухового восприятия (РВС) и формирования произношения (ФП).

Компенсирующие элементы реабилитационного пространства содержат в первую очередь:

· принятие ребёнка таким, какой он есть;

· любовь к ребёнку;

· забота о нём, и проявление душевного тепла;

· понимание детских трудностей;

· устранение жизненных проблем;

· оказание необходимой помощи;

· обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

В процессе обучения используются основные группы технологий:

· объяснительно-иллюстративные;

· личностно-ориентированные (разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение);

· развивающие;

· коррекционные.

Объяснительно иллюстративная – традиционная технология, предусматривает трансляцию готового учебного материала в форме монолога учителя, что способствует возникновению проблем, где ученик играет пассивную роль, сводящуюся к соблюдению тишины и строгому выполнению учебных действий в принудительном режиме. В своё время Д.И. Менделеев говорил преподавателю, стремящемуся вбить в голову ученика максимально возможный объём учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

В коррекционной школе наблюдается перегрузка учащихся домашними заданиями. А если домашнее задание большого объёма и не ориентировано на образец и подобие классной работы, то это приводит к возникновению у детей тревоги, страха, неуверенности, боязни получить замечания.

Личностно-ориентированные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, в определённой степени решают проблемы учебной мотивации, а также создают творческую атмосферу в детском коллективе. Важно организовывать обучение с опорой на интерес, при этом необходимо создавать ситуацию успеха в коллективе.

Модульное обучение предполагает определённую дозу помощи со стороны педагога, позволяет перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, а также содействует изменению формы общения учителя и ученика.

Применение развивающих технологий в обучении используется не столько для запоминания и усвоения детьми учебного материала, сколько для создания собственного творческого продукта. Известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности, а значит, научить ребёнка совершать умственные действия можно только в процессе деятельности. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.

Коррекционные технологии способствуют процессу овладения знаниями основ речевой деятельности, формирования речи – коррекции вторичных нарушений, выработку умения вербально общаться, применять речевые знания на практике. Специальные коррекционные методики в работе с детьми дают мощный толчок к развитию самостоятельной письменной и устной речи как важному средству коммуникации.

Использование только технологий компенсирующего обучения, где предусмотрены диагностико-коррекционные программы, с помощью которых педагог выявляет и корректирует дефекты развития, в школе для детей с нарушениями слуха и речи не способствует комплексной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Для создания эффективных условий обучения и воспитания детей с нарушениями сенсорной сферы (нарушениями слуха) необходимо применять инновационно-образовательные технологии.

В утвердительной форме можно заявить, что в настоящее время компьютер занял прочные позиции практически во всех областях науки, образования, производства. Сейчас любой учитель, дефектолог, логопед владеет компьютерными технологиями, а при направляющей деятельности вышеозначенных специалистов каждый школьник может использовать компьютерные программы для получения информации разного характера, для общения и развлечений.

Теоретические положения по применению компьютерных технологий в практике специального обучения и применение специализированных компьютерных программно-методических комплексов были разработаны Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной и др.

В процессе планирования урочной и внеурочной деятельности в компьютерном классе в обязательном порядке учитываются рекомендации вышеозначенных специалистов.

1.   Деятельность обучающихся в компьютерном классе – естественный элемент курса обучения, содержание и задачи которого тесно связаны.

2.   Решение учебных и коррекционных задач на основе компьютерных технологий легко встраивается в систему обучения.

3.   Компьютерные технологии (КТ) определяют первоочередную коррекционную задачу – развитие ребёнка.

4.   Использование КТ не противоречит и не вносит изменения в соотношении средств коммуникации, используемой в системе обучения данной категории детей (т.е. используются устная, устно-дактильная и письменная формы речи).

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), современные требования к урокам, в особенности к занятиям по РСВ и ФП предусматривают обязательное применение компьютерных, инновационных технологий, которые служат мотивацией для лучшего усвоения и закрепления навыков произносительной стороны речи и социальной адаптации слабослышащих младших школьников. КТ на уроках, на занятиях по РСВ и ФП в школе-интернате дают пошаговое развитие, поскольку учитывают уровень слуха и речи каждого ребёнка. На данном этапе не служат развлечением, а являются инструментом развития и образования.

Во-первых, КТ формируют учащихся элементарные навыки работы с компьютером.

Во-вторых, использование компьютерных программ в качестве мотивации для закрепления навыков произносительной стороны речи школьников с нарушениями слуха.

В-третьих, применение КТ для предъявления младшим школьникам наглядного материала в виде картинок, слайдов и презентаций.

В-четвёртых, пользование клавиатурой и мышью развивает мелкую моторику, зрительную память, реакцию движений.

В-пятых, КТ обеспечивают принцип доступности предлагаемого учебного материала и личностный индивидуально-дифференцированный подход.

В-шестых, нестандартные методы интеграционного характера, реализация инновационных методов позволяют использовать адаптированный материал с учётом структуры нарушения слуха учащихся.

В целом, использование инновационно-образовательных технологий обеспечивают не только личностную ориентированность, а также дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения в начальных классах. Дети знакомятся с азами компьютерной грамотности, приобретают первоначальные навыки работы на компьютере и с текстовым редактором Microsoft Word.

При этом можно говорить о педагогическом результате, связанном с формированием речевого и умственного навыка собственной деятельности. Цвет, графика, звук современных средств видеотехники формируют и моделируют смысловые компоненты речи младших школьников с нарушениями слуха: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.

При этом соблюдаются здоровьесберегающие технологии, санитарно-гигиенические требования к занятиям в компьютерном классе для учащихся начальных классов, а именно: непрерывность работы за компьютером в течение 10-15 минут; чередование видов работ с различной зрительной нагрузкой; динамические активные паузы для снятия напряжения глаз, для кистей рук, мышц спины.

Таким образом, использование коррекционных технологий в сочетании с инновационными в образовательном учреждении создаёт мотивацию для:

· стимулирования способности использовать полученные навыки и умения при работе с компьютером на уроках;

· переработки полученной информации и использовании её в практических целях;

· готовности к участию в коррекционно-компенсаторной работе на уроках, в том числе на занятиях по РСВ и ФП;

· активизации речевой активности, мотивации к обучению;

· успешной коммуникативности и социализации.

Совместная деятельность учителя и ученика принимает новые формы: выстраиваются многообразные рабочие отношения, осваивается продуктивный характер деятельности в процессе взаимодействия, перестраивается содержание работы, меняются методы и приёмы в учебной деятельности, сама организация учебного процесса.

 

Литература

1.     Выготский Л.С. Дефект и сверх компенсация //Проблемы дефектологии. М.: Просвещение. 1995. С. 86-97.

2.     Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности.//Проблемы дефектологии. М.: Просвещение. 1995. С 19-40.

3.     Зайцева Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. Дефектология, 1995, № 3.

4.     Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология.-1994.-№6.-С.59-62.

5.     Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования: Социокультурный анализ современных тенденций // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования //Под ред. В.И. Слободчикова. М., 1996.

6.     Речицкая Е.Г. Личностно-ориентированный подход в современной сурдопедагогике //Вопросы сурдопедагогики: история и современность. Межвузовский сборник научно-методических трудов. М., 2001. С. 47-64.

7.     Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие/М.В. Жигорева. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2008.


 

8.     Скачано с www.znanio.ru