Статья «Исследовательская деятельность в детском саду»
Оценка 5

Статья «Исследовательская деятельность в детском саду»

Оценка 5
docx
Детсад
10.01.2023
Статья «Исследовательская деятельность в детском саду»
Организация исследовательской деятельности воспитанников учреждений дошкольного образования особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы
исследование.docx

Исследовательская деятельность в детском саду

 

Организация исследовательской деятельности воспитанников учреждений дошкольного образования особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является важным качеством человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.

Приходя первый раз в детский сад, ребёнок начинает задумываться зачем и для чего, он сюда попал, он начинает плакать, капризничать и ищет защиты у мамы, у него появляется страх, чтоб детском саду все чужие для него и не здесь ему не понравиться. Но с каждым днём приходя в детский сад, ребёнок начинает осваиваться и привыкать, проявляет интерес к окружающим предметам, людям, ему хочется познать, то, что вокруг него, заводит много друзей, с которыми ему интересно играть, общаться, совершать открытия. Ребёнок понимает, что он не один. С ним рядом есть  люди, которые ему подскажут и помогут. Общая задача родителей и воспитателей - помочь ему безболезненно вступить в жизнь детского сада.

Дошкольное учреждение призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию каждого ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы детей.

Поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, которая требует теоретического и практического решения.

     Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особое внимание заслуживает исследовательская деятельность. В процессе исследовательской деятельности дети изучают строение мира.

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения. Также это активность ребёнка, направленнаяна постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира их упорядочение и систематизацию.  Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, быстрее и полноценнее он развивается.

     Крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе являются исследователями, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может, он радуется даже самому маленькому открытию.

Но бывает так что у большинства детей с возрастом интерес к исследованиям пропадает. Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

 Часто сами того не замечая, мы говорим ребёнку: «Отойди от лужи, испачкаешься!  Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость!  Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!». И тем самыммы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям.  Проходит время, и ему становится совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

 А для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно поддержать их стремление исследовать все и вся.

 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.   

      

Введение:

Изучение особенностей развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста обусловлено тем, что в настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий и личностный потенциал. Тема развития исследовательской деятельности привлекает внимание представителей различных  направлений  на  протяжении  многих  веков (Ю.К.  Бабанский,  И.Д.  Зверева, В.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков).

При  этом в  современной  психолого-педагогической  литературе акцентируется,  что  основным  средством  развития  исследовательских умений у детей выступает экспериментирование. Данный метод позиционируют как близкий к идеальному и  характеризуетсятеоретической и практической разработанностью педагогических условий, способствующих успешному осуществлению этого процесса.

Актуальность:

Актуальностью данной темы является то, что исследовательская деятельность детей направлена на получение знаний, которые интересны детям и которые выходят за рамки образовательной программы детского сада. Также исследовательская деятельность помогает детям усваивать свои исследовательские навыки и умения, которые ему необходимы для адаптации в окружающем мире.  Актуальным является и то, что исследовательская деятельность помогает развивать коммуникативное общение и может протекать в творческом процессе взаимодействия воспитателя и воспитанников.

Основами исследовательской деятельности являются:

  1. Поисковая активность – это поведение направлено на изменение ситуации или отношения к ней при отсутствии определенногопрогноза его результатов, но при постоянном учете степени егоэффективности.

 2.      Исследовательское поведение – это поведение, направлено на поиск и получение новой информации из внешнего окружения.

 3.       Исследовательская активность – это естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, хочет все знать: исследовать, открывать, изучать, делать шаги в неизведанное.

Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование. 

Главное достоинство данного метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.

Структура детского экспериментирования:

1. постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

2. целеполагание (что нужно сделать для того чтобы решить проблемы);

3. выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

4. проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

5. анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Над осуществлением поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Например, изучение гласных можно начать с проведения исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о звучании буквы Я в составе проанализированных слов.

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

·       Коллективная. Занятие, направленно на развитие исследовательской деятельности и проводится в групповой форме соблюдая принципы:

·       доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),

·       структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),

·       непродолжительности (следует избегать пере утомляемости, обязательно нужно осуществлять игровые элементы и физические упражнения во время занятия).

·       Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).

·       Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если ребёнок отстаёт по уровню знаний и умений  в группе, если возможно развить возникший интерес к изучению чего-либо.

Методы и приёмы

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности можно выделить актуальные для использования в ДОУ:

1.Эвристический метод. 

Педагогами  создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом, возникает  сплочённость группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему  некоторые птицы перелётные, а некоторые неперелётные». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.

2.Наблюдение.

Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей.

3.Опыты и эксперименты.

Данный метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами, малыши приобретают сведения об их свойствах. Дети с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания. Проводить опыты нужно начинать с детьми младшей группы, побуждая к желанию самостоятельного экспериментирования по достижении старшего дошкольного возраста

4.Проектная деятельность.

Данный вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей, педагога и родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются мыслительные способности и творческие навыки ребёнка.

5. ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. В нашем детском саду ТРИЗ-технологии реализуются в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Саша - растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

 

 

Значение исследовательской деятельности для детей:

1.   Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы

  2)  Развивается речь ребенка.

  3) Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.

  4) Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать разные предметы и явления для достижения результата.

   5) Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

 Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться.

Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию. И конечно же не запрещать ребёнку заниматься исследовательской деятельностью, делать для себя новые открытия и познавать окружающий его мир. Нужно помочь ребёнку идти в правильном направлении, раскрыть его способности и таланты, стараться поддерживать его во всём. Пусть ребёнок самостоятельно для себя открывает и исследует окружающий его мир.


 

Исследовательская деятельность в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду

Часто сами того не замечая, мы говорим ребёнку: «Отойди от лужи, испачкаешься!

Часто сами того не замечая, мы говорим ребёнку: «Отойди от лужи, испачкаешься!

Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование

Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование

Педагогами создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом, возникает сплочённость группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации

Педагогами создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом, возникает сплочённость группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации

Значение исследовательской деятельности для детей: 1

Значение исследовательской деятельности для детей: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2023