Исследовательская деятельность в детском саду
Организация исследовательской деятельности воспитанников учреждений дошкольного образования особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является важным качеством человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.
Приходя первый раз в детский сад, ребёнок начинает задумываться зачем и для чего, он сюда попал, он начинает плакать, капризничать и ищет защиты у мамы, у него появляется страх, чтоб детском саду все чужие для него и не здесь ему не понравиться. Но с каждым днём приходя в детский сад, ребёнок начинает осваиваться и привыкать, проявляет интерес к окружающим предметам, людям, ему хочется познать, то, что вокруг него, заводит много друзей, с которыми ему интересно играть, общаться, совершать открытия. Ребёнок понимает, что он не один. С ним рядом есть люди, которые ему подскажут и помогут. Общая задача родителей и воспитателей - помочь ему безболезненно вступить в жизнь детского сада.
Дошкольное учреждение призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию каждого ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы детей.
Поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, которая требует теоретического и практического решения.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особое внимание заслуживает исследовательская деятельность. В процессе исследовательской деятельности дети изучают строение мира.
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения. Также это активность ребёнка, направленнаяна постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира их упорядочение и систематизацию. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, быстрее и полноценнее он развивается.
Крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе являются исследователями, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может, он радуется даже самому маленькому открытию.
Но бывает так что у большинства детей с возрастом интерес к исследованиям пропадает. Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Часто сами того не замечая, мы говорим ребёнку: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!». И тем самыммы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям. Проходит время, и ему становится совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.
А для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно поддержать их стремление исследовать все и вся.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
Введение:
Изучение особенностей развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста обусловлено тем, что в настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий и личностный потенциал. Тема развития исследовательской деятельности привлекает внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков (Ю.К. Бабанский, И.Д. Зверева, В.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков).
При этом в современной психолого-педагогической литературе акцентируется, что основным средством развития исследовательских умений у детей выступает экспериментирование. Данный метод позиционируют как близкий к идеальному и характеризуетсятеоретической и практической разработанностью педагогических условий, способствующих успешному осуществлению этого процесса.
Актуальность:
Актуальностью данной темы является то, что исследовательская деятельность детей направлена на получение знаний, которые интересны детям и которые выходят за рамки образовательной программы детского сада. Также исследовательская деятельность помогает детям усваивать свои исследовательские навыки и умения, которые ему необходимы для адаптации в окружающем мире. Актуальным является и то, что исследовательская деятельность помогает развивать коммуникативное общение и может протекать в творческом процессе взаимодействия воспитателя и воспитанников.
Основами исследовательской деятельности являются:
1. Поисковая активность – это поведение направлено на изменение ситуации или отношения к ней при отсутствии определенногопрогноза его результатов, но при постоянном учете степени егоэффективности.
2. Исследовательское поведение – это поведение, направлено на поиск и получение новой информации из внешнего окружения.
3. Исследовательская активность – это естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, хочет все знать: исследовать, открывать, изучать, делать шаги в неизведанное.
Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование.
Главное достоинство данного метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.
Структура детского экспериментирования:
1. постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
2. целеполагание (что нужно сделать для того чтобы решить проблемы);
3. выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
4. проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
5. анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);
Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ
Над осуществлением поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Например, изучение гласных можно начать с проведения исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о звучании буквы Я в составе проанализированных слов.
Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:
· Коллективная. Занятие, направленно на развитие исследовательской деятельности и проводится в групповой форме соблюдая принципы:
· доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
· структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
· непродолжительности (следует избегать пере утомляемости, обязательно нужно осуществлять игровые элементы и физические упражнения во время занятия).
· Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).
· Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если ребёнок отстаёт по уровню знаний и умений в группе, если возможно развить возникший интерес к изучению чего-либо.
Методы и приёмы
Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности можно выделить актуальные для использования в ДОУ:
1.Эвристический метод.
Педагогами создаются проблемные ситуации в качестве
мотивирующего начала занятия: таким образом, возникает сплочённость
группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе
сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и
речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат
вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают
гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые птицы
перелётные, а некоторые неперелётные». Проведение эвристической беседы требует
тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в
соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает наводящие и уточняющие вопросы,
прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.
2.Наблюдение.
Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей.
3.Опыты и эксперименты.
Данный метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами, малыши приобретают сведения об их свойствах. Дети с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания. Проводить опыты нужно начинать с детьми младшей группы, побуждая к желанию самостоятельного экспериментирования по достижении старшего дошкольного возраста
4.Проектная деятельность.
Данный вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей, педагога и родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются мыслительные способности и творческие навыки ребёнка.
5. ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. В нашем детском саду ТРИЗ-технологии реализуются в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Саша - растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.
Значение исследовательской деятельности для детей:
1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы
2) Развивается речь ребенка.
3) Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
4) Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать разные предметы и явления для достижения результата.
5) Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться.
Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию. И конечно же не запрещать ребёнку заниматься исследовательской деятельностью, делать для себя новые открытия и познавать окружающий его мир. Нужно помочь ребёнку идти в правильном направлении, раскрыть его способности и таланты, стараться поддерживать его во всём. Пусть ребёнок самостоятельно для себя открывает и исследует окружающий его мир.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.