Из опыта работы МАУ ДО ГорСЮН города Нижний Тагил по вовлечению детей и учащихся в педагогически организованную деятельность по сохранению водных ресурсов
Еремина Галина Владимировна, педагог-организатор МАУ ДО ГорСЮН г. Нижний Тагил
Кадочникова Елена Николаевна, педагог-организатор МАУ ДО ГорСЮН г. Нижний Тагил
На
протяжении многих лет педагоги станции юных натуралистов города Нижний Тагил
вовлекают детей и учащихся города в педагогически организованную деятельность
по сохранению водных ресурсов родного края. Особое место в практике педагогов
нашего учреждения отводится природоохранным операциям, которые организуются и
проводятся в течение всего календарного года. Природоохранные операции
представляют собой комплекс практических, образовательных, воспитательных и
пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение видового разнообразия
и увеличение численности представителей фауны и флоры, способствуют
устойчивости естественных и повышению продуктивности искусственных биоценозов.
Так, природоохранные операции «Малым рекам полноводность и чистоту», «Поможем
реке», «Чистые истоки» проводятся с целью вовлечения учащихся в систематическую
и целенаправленную работу по решению проблем, связанных с охраной малых рек и
водоемов родного края. В ходе операций под руководством педагогов ребята
занимаются благоустройством прибрежных зон водоемов, очищают берега рек от мусора,
высаживают древесно-кустарниковые растения для укрепления берегов водоемов, расчищают
русла рек, ручьев от завалов. Изучают влияние человека на качество воды в
водоемах, проводят комплексные исследования состава воды, определяют
температуру, прозрачность, наличие или отсутствие запаха, определяют ph,
наличие нитратов, фосфатов, определяют содержание сероводорода, органических
примесей, наличие свинца. Проводят метеорологические наблюдения. Ребята
собирают сведения о реках города, определяют их место нахождения, определяют
размеры: длину, ширину, глубину. Описывают местность нахождения рек, ведут
гидрологические наблюдения, составляют Паспорта. Результаты оформляют в
учебно-исследовательские проекты и работы: «Способность реки Тагил к
самоочищению через измерение параметров моллюсков-фильтрантов», «Комплексное
изучение гидрологического памятника природы «Озера Бездонное», «Таксономическое
разнообразие и приуроченность личинок ручейников к биотопам литорали озера
«Бездонное», «Очистка сточных вод НТМК с помощью эйхорнии», «Использование
хлореллы для альголизации Черноисточинского пруда» и др. Учащиеся занимаются
еще и пропагандистской деятельностью – ставят аншлаги, выпускают листовки,
плакаты, призывающие к охране водоемов.
Около 10000 учащихся города привлекаются к работе по поиску,
очистке и обустройству источников нецентрализованного водоснабжения. В сфере
постоянной шефской работы юных экологов в 2017 году стали 81 источник - 43
родника, 22 шахтных колодца, 16 трубчатых колодца (скважин). Ребята занимались
их благоустройством, красили металлические и деревянные сооружения у источников,
выращивали рассаду цветочно-декоративных растений и высаживали ее, собирали
мусор и постоянно поддерживали чистоту и порядок в зонах санитарной охраны, ремонтировали
навесы, углубляли отводные каналы для свободного оттока воды от родников, изготавливали
и ремонтировали скамейки возле
источников, разбивали
и выравнивали дорожки; изготавливали и устанавливали срубы и другие сооружения,
укрепляли чаши родников камнями, устанавливали аншлаги.
Видеть многообразие и неповторимость водных объектов помогают многочисленные экскурсии, походы и экспедиции. Педагоги умело совмещают нахождение детей у водоемов с увлекательным, живым рассказом о нем, органично включая в него наиболее яркие литературные произведения местных писателей. Например, стихотворение М.Созинова
«За цепью гор, синеющих к закату, за звоном леса, ставшего стеной,
Тагил шумел на звонких перекатах, не в силах убежать за Чусовой.
Легко б жилось, когда любая прихоть небесной манной падала в карман-
Уйду в Сибирь! – он вскинул волны лихо: -найду свой путь, найду свой океан.
Столетия работали усердно, добро не возвращая вспять.
На буреломах вырастали кедры и, век отжившие падали опять.
Тагил кипел и рвался, словно чуял, что станет с ним потом через века,
Что поведет к жестокому Кучуму гремящую дружину Ермака.
И в те же дни в Москве в посольском зале со слов Кольца-
Не вырежешь ножом – в пергаментной книге записали
Тагилку – речку рядом с Иртышом.
А годы вновь затягивали тропы и мох забвенья летописи крыл.
Но скоро изумленная Европа заговорила вдруг «Тагил…Тагил!».
развивает не только эстетические чувства, но и формирует целостное восприятие того или иного водного объекта, как исторически сложившиеся экосистемы, развитие которой оказывается во все большей зависимости от человека. Наблюдения за различными природными водоемами пробуждают и у самих детей желание найти особенные, прекрасные слова, выражать свои впечатления, чувства, эмоции, настроения с помощью художественного слова - экологических сказок, стихотворений, басен, рассказов, изобразительного искусства. Творческие работы наших обучающихся о воде отмечены на конкурсах городского, областного и российского уровней, опубликованы в тематических сборниках, журналах, книгах.
Одним из способов становления компетентности детей в решении экологических проблем водных ресурсов родного края являются природоохранные праздники, посвященные памятным датам: «Волшебница Вода», «Всемирный День Воды», «Чистая вода для здорового мира» и др.
Вовлечение детей города в педагогически организованную деятельность по сохранению водных ресурсов родного края можно рассматривать как один из фундаментальных и эффективных способов экологического образования и воспитания, способствующих рациональному водопользованию.
Список литературы.
1. Нам здесь жить. ОАО Средне-Уральское книжное издательство. Екатеринбург. 2008.
2. Эндюскина А.Н. Исследование качества воды малых рек и других водоемов. Новочебоксарск. 1997.
3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.