Статья "Изучая окружающий мир" (из опыта проведения муниципального этапа областной экологической кейс-игры Green Team для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

  • Лекции
  • Педсоветы
  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 28.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье представлен опыт проведения экологической кейс-игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста, направленный на формирование основ экологической культуры, приобретения азов исследовательской деятельности у детей.
Иконка файла материала Статья Изучая окружающий мир.docx

Г. В. Еремина

Е. Н. Кадочникова

Изучая окружающий мир

(из опыта проведения муниципального этапа областной экологической кейс-игры GreenTeam для детей дошкольного и младшего школьного возраста).

На протяжении многих лет педагоги Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов» города Нижний Тагил организуют и проводят муниципальный этап областной экологической кейс-игры GreenTeam для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе игры дети приобретают азы исследовательской деятельности, совершая первые шаги по тропинке открытий окружающего мира. Овладевают простейшими методами исследования: наблюдения, эксперимента, измерения, сравнения; учатся работать с лабораторными приборами, оборудованием; под руководством педагогов планируют, разрабатывают и выполняют соответствующие их возрасту исследовательские проекты в соответствии с заданной темой. Например, по заданной теме Игры: «Город экомастеров: будущее начинается здесь!», направленной на способствование осознанному выбору обучающимися будущей профессии в сфере экологии и природопользования, из предложенных направлений в сфере экологических профессий участники игры самостоятельно выбирают тему проекта. Например, «Экоаудитор – исследователь». Осуществляя педагогическое сопровождение детей, педагог создает ситуацию для поиска детьми социально значимой проблемы. Участники осознают, выделяют и ставят проблему, актуальную для них (например, влияние экологического состояния классной комнаты на здоровье обучающихся). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Участники игры ставят цель, обозначают задачи, продумывают этапы, определяют сроки реализации проекта. Планируют и прогнозируют результаты исследования. Приступая к исследованию качества экологического состояния класса, находят нужную информацию по исследованию экологического состояния жизненного пространства в научной литературе, справочниках, интернете. Знакомятся с методами исследования, лабораторным экспериментом, моделированием, социологическим опросом и т.п. Используя простейшее оборудование, приступают к описанию экологического состояния помещения, дают санитарно-гигиеническую оценку среды: с помощью рулетки определяют площадь помещения на одного учащегося, площадь открывающихся фрамуг и форточек, площадь окон; оценивают освещение, соответствие окраски стен освещению сторон света, соответствие ростовых размеров рабочих мест учащихся. С помощью комнатного термометра измеряют температуру помещения, гигрометра - относительную влажность. В ходе исследования участники игры приобретают качества, необходимые каждому исследователю: учатся быть терпеливыми и внимательными при выполнении заданий, собранными и аккуратными в действиях. Проводя исследования, дети удовлетворяют свои познавательные потребности в компетентности («Я могу»), у них формируются и развиваются личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД, обеспечивающие умение учиться, способность к саморазвитию [1], повышается внутренняя мотивация к исследовательской деятельности. Дети учатся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, сравнивать, анализировать, обобщать, структурировать свои знания, строить речевые высказывания (познавательные УУД).

Анализируя результативность исследования класса, участники игры составляют паспорт помещения, определяют рекомендации по улучшению экологического состояния помещения и его влияние на здоровье учащихся. Все результаты работы по проекту дети оформляют в альбоме, красочно иллюстрируют его рисунками, фотографиями и др. Готовят презентацию выполненного проекта в виде театрализованного отчета – представления, в котором дети показывают разнообразие форм и методов реализации проекта, проявление взаимопомощи и слаженности в совместной работе, девиз и эмблему.

Проведение интеллектуально-творческой экологической кейс-игры GreenTeam способствует изучению детьми окружающего мира, развитию их личности, формированию исследовательской компетенции, аналитическому мышлению, формированию универсальных учебных действий, способствующей дальнейшей успешной социализации учащихся, а также осознанному выбору будущей профессии в сфере экологии и природопользования.

 

Список литературы

1.     ФГОС начального общего образования (от 06.10.2009г. № 373); II, 12.3.