Статья "Концепция праведничества в творчестве А.И Солженицына и А. А. Кабакова"
Оценка 4.6

Статья "Концепция праведничества в творчестве А.И Солженицына и А. А. Кабакова"

Оценка 4.6
docx
30.04.2020
Статья "Концепция праведничества в творчестве А.И Солженицына и  А. А. Кабакова"
Статья.docx

Концепция праведничества в творчестве А.И Солженицына и

А. А. Кабакова

Замятина Юлия Борисовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 60» гор. Улан-Удэ

Аннотация. Кто такой праведник? Есть ли они сейчас? В  работе рассматривается изменение восприятия образа праведника в русской литературе XX - XXI веков на примере произведений А.И. Солженицына «Матрёнин двор» и А. А. Кабакова «Перекрёсток». Произведения о праведниках «будят» душу человека ото сна, заставляют размышлять о «Вечном», поэтому они всегда будут читаемы и актуальны. Обращение к теме праведничества очень важно и актуально сегодня, в наши дни, когда время смешения добра и зла, когда дурные поступки часто уже не воспринимаются как грех, порок, аномалия.

Ключевые слова. Праведник, праведность, общество, добро, зло.

 

В наше время общество проявляет большое уважение к героям, геройским поступкам. Действительно, невозможно остаться равнодушным к самоотверженному поведению человека во спасение жизни других. Но в мире есть и другие герои, которые достойны такой же высшей похвалы. Они другие. Они совершают другой самоотверженный подвиг. «Подвиг» праведничества, «подвиг» православной веры и благочестия. Но что мы действительно знаем о праведничестве сейчас, когда это слово используется абсолютно в иных значениях? Кто такие праведники? В чем состоит их подвиг? [1]

Особенно широко раскрылась тема праведничества  в русской литературе. Знаменитые художники слова воспевали героизм русского народа, а особенно героизм праведников, который становился основой литературных творений разных писателей во все времена. Обращение к теме праведничества еще более важно и актуально сегодня, в наши дни, когда время смешения добра и зла, когда дурные поступки часто уже не воспринимаются как грех, порок, аномалия.

Тема праведничества была выбрана неспроста – хотелось бы подробнее познакомиться с этим понятием, узнать о том, кто такие праведники, проследить, как раскрыта данная тема в литературных произведениях русских и современных писателей. Проблема праведности близка мне, потому что я считаю, что люди должны сохранять в себе человеческие качества. Без таких понятий, как мораль, праведность, нравственность, человек может просто-напросто потерять своё лицо.

Для того чтобы как можно шире рассмотреть понятие «праведник» и  то, что оно в себе заключает, необходимо использовать трактовку нескольких источников. Ведь слово праведник в современном обществе все понимают по-разному: верующие связывают его с Богом; атеисты с жизненными подвигами, например: мать пятерых детей; человек, спасший множество жизней; человек, ведущий здоровый образ жизни. Праведничество приобретает новые, доселе неприменимые стороны и трактовки. То есть сейчас различное понимание этого слова считается нормой.

Рассмотрим несколько определений, которые дают нам словари о праведнике, человеке, образ жизни которого можно назвать праведническим.

Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали. [ Словарь С. И. Ожегова,7 ]

Праведник   – человек, придерживающийся заповедей, предписаний какой-либо религии. [ Новый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой,4 ]

Праведник – человек, святой, который прославился подвигами и святостью жизни в обычных мирских условиях. [ 1].

Таким образом, мы видим, что все три определения несколько различаются. Первое никак не связывает праведника с религией, то есть праведником в соответствии с ним может быть даже атеист, который не живет против правил нравственности и морали. В соответствии же со вторым определением праведником является все же религиозный человек, который выполняет все заповеди своей веры. А вот третье определение, которое взято из православного словаря, ближе всех, наверное, к определению, которое существовало в дореволюционной России. Оно называет праведником того человека, который, веря в Бога, свято выполнял все Его заповеди в мирских условиях.

Теперь рассмотрим небольшой отрывок о праведничестве из статьи современного журнала. Вот что он гласит: «Праведничество - социокультурное явление, соединяющее в себе опыт напряженной духовной жизни, причастности человека к миру идеального бытия, к высшей правде, и практику воплощения идеала в условиях повседневной жизни. Праведничество является поиском возможностей для обретения себя в истине, а не истины как таковой, непосредственным переживанием себя в истине при отсутствии отождествления себя с истиной».[5] Анализируя этот фрагмент, можно еще раз убедиться, что в современном представлении праведником может быть даже человек, далекий от религии, но нравственно и духовно богатый.

Праведники не так часто являются героями литературных произведений. И это объяснимо. В ходе работы мы решили проанализировать литературные произведения А. И. Солженицына «Матренин двор» и А. А. Кабакова «Перекрёсток», в которых можно увидеть образы праведников.

А.И. Солженицын продемонстрировал исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, наблюдении за судьбами людей в рассказе «Матренин двор».[6] В центре внимания писателя судьба деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе. Лекарством от всех недугов, тоски и отчаяния для Матрёны был труд. «Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес», -  говорил рассказчик Игнатьич о героине.[6]Матрёна умеет прощать людям, не таит обиды на судьбу. Для неё нормальное состояние - не злоба и воинственность, а доброта и смирение. Главная героиня - человек с безмерно доброй душой, ни одним родственникам не могла она отказать в помощи, даже если у нее самой были неотложные дела. «Любая... из тальновских баб могла прийти и пригласить Матрёну «убирать картовь». [9]

Между «иметь» и «быть» героиня выбирала  второе. Быть отзывчивой,  добросердечной, бескорыстной. Моральные качества Матрёны Васильевны, такие как честность, терпение, отсутствие зависти, позволяют нам считать её праведницей. [10]

Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет, добавляя, что она «всегда... обезоруживала лучезарной улыбкой». [6] К тому же, она живёт по правилам, которые считает непоколебимыми, то есть, по своей правде.

 Мы считаем, Матрёна действительно является праведницей по определению, и её праведность основана на безразличии к материальным ценностям. [11]Героиня не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг, довольствуется тем, что у неё есть. После смерти Матрёны многие её укоряли: «...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и небережная; ...и глупая, помогала чужим бесплатно» [6], и лишь Игнатьич встал на её сторону, осознав её моральные принципы: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...»

Александр Абрамович Кабаков, своеобразно соединяющий в своей прозе традиции классической словесности и тенденции литературы XXI века, умело обращается к известным вариациям жанра рассказа. Святочный рассказ - это литературный жанр,  подразумевающий чудо, то есть победу добра над злом, после чего жизнь героя налаживается, а проблемы исчезают. [3] И когда как не в день рождения Иисуса Христа произойти такому чуду! Читая рассказ «Перекрёсток», мы понимаем, что по описанию герой оказался в современной Москве: Кутузовский, Ленинградка, Пушкинская площадь, пробки, «восьмёрка ауди», кряканье сирен. Главный герой рассказа - Максим. Он предприниматель без образования юридического лица, тридцати лет от роду, владелец приличного автомобиля, радиоприемник которого всегда настроен на «романтическую воровскую песню», который, «скажем честно, уже года четыре как ходит иногда в церковь», расположенную недалеко от его съемного жилья, и при любом удобном случае употребляет слово «блин». А дальше, как в сказке, «ехал, ехал, ехал…и оказался в совершенно безнадежном месте». А. Кабаков показывает разницу между героем и большинством людей, стоящих в пробках: «Максим выключил зажигание, чтобы не переводить бензин, не загрязнять без нужды и так нечистый воздух родного города, откинулся на сидение и закрыл глаза». При этом писатель оценивает его, привлекая читателя: «Зря он это сделал, заметим мы» [3]. Не то во сне, не то наяву встречает мать с младенцем на руках. Она «стоит в одной длинной полотняной рубахе явно на голое тело и босиком в снегу», робкая, не похожая на попрошаек, «с мирным выражением очень тёмных и длинных, как хороший виноград, глаз»; «снег вокруг маленьких женских ступней растаял до асфальта» [3]. Дальше читатель может увидеть, что все больше деталей указывают на ее схожесть с Мадонной. Ребенок освободился от тонкой пелены и показался наружу. Мальчик оказался со светлыми кудрями  при маме брюнетке. Но при этом его головка засияла — как будто нимб. Эта картина очень напоминает Мадонну с младенцем. И автор не опровергает догадок читателя, наоборот, приводит в доказательство художественные детали — в тот же миг звучит звон церкви, которая оказалась рядом, а в небе всходит звезда. Неслучайно все это произошло с Максимом. Герой оказывается на перекрестке, он должен сделать выбор. Перед ним две дороги: отдать девушке все деньги или не давать ничего. Одна дорога ведет к очерствению души, а вторая.… «Максим вытащил все, до единой бумажки, деньги и протянул их женщине», но не деньги нужны были ей, а участие, милосердие.

А.Кабаков убеждает читателя, что, несмотря на бездуховность, цинизм и приземлённость, окружающие нас, праведники всё-таки остались. Автор показывает нам, как происходит «чудо человеческой доброты», участия, и тогда «…вовремя переключаются и дают ему проезд светофоры, нет уже никаких пробок, а водители никогда не вылезают на жёлтый, уступают друг другу дорогу и не ругают друг друга из-за закрытых стёкол козлами и ещё хуже» [2].

 

Список литературы

1.                       Азы православия. – М., 2008

2.                       Бударина А.Н. «Амплуа современного писателя»- http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii

3.                       Кабаков А.А. Собр. соч.: в 5 т. – М.: Вагриус, 2007. – Т.5.

4.                       Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой. – М.: 2010

5.                       Письма А. И. Эртеля. М., 1909. С. 215.

6.                       Солженицын А.И. «Матрёнин двор».  Издательство «Детская литература», М., 2007

7.                       «Толковый словарь русского  языка» под редакцией С.И. Ожегова – М., 1989

8.                       Толковый словарь Ф.Ф.Ушакова;

9.                       Хрестоматия по современной литературе / Сост. И.И. Шохина.- М.: АПК и ППРО, 2007

10.                    Чалмаев В.А.  А.И. Солженицын. – Москва ,1998

11.                   Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. «От Горького до Солженицына: пособие для поступающих в вузы».  Издательство «Высшая школа», М., 1995г.


 

Концепция праведничества в творчестве

Концепция праведничества в творчестве

Рассмотрим несколько определений, которые дают нам словари о праведнике, человеке, образ жизни которого можно назвать праведническим

Рассмотрим несколько определений, которые дают нам словари о праведнике, человеке, образ жизни которого можно назвать праведническим

Главная героиня - человек с безмерно доброй душой, ни одним родственникам не могла она отказать в помощи, даже если у нее самой были неотложные дела

Главная героиня - человек с безмерно доброй душой, ни одним родственникам не могла она отказать в помощи, даже если у нее самой были неотложные дела

Дальше читатель может увидеть, что все больше деталей указывают на ее схожесть с

Дальше читатель может увидеть, что все больше деталей указывают на ее схожесть с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020