Статья "Метод компьютерного моделирования на уроках географии"

  • docx
  • 02.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Метод компьютерного моделирования.docx

 

 

 

 

1390458-a54a8452c66c5ffb8a09e980cbb8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод компьютерного моделирования

на уроках географии

 

Учитель биологии и географии

Троякова Светлана Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

1 - 2 слайды

 

10% информации усваивается из того,

 что слышим, 50% - из того,

что видим, 70% - что проговариваем

и 90% - что делаем сами

Метод компьютерного моделирования на уроках географии.

       В современном мире постоянно идут потоки  информации, которые быстро устаревают. Поэтому нужно уметь разбираться и уметь использовать эту информацию правильно. Мы живем в условиях модернизации. Эти условия требуют перемен не только в экономике, но и сфере образования.

Для  успешного внедрения новых образовательных стандартов необходимо, чтобы учителя смогли овладеть всеми нововведениями  в учебно-образовательном процессе и  овладеть всеми компетенциями.

Условием формирования межпредметных понятий (система, факт, закономерность, анализ, синтез) является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности.

Обучающиеся  смогут работать  с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: выделять главную и избыточную информацию, представлять информацию в сжатой словесной форме и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм);  заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

 Основа стандарта: каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя - организовать деятельность ученика на уроке «научить - учиться». Умения предметные (географические) нельзя сформировать с помощь рассказа, их можно сформировать,  используя практические работы, которые по стандарту  непосредственно вписаны в содержание практически каждого урока.     

3 слайд

“Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь”, – слова, которые произносят многие учителя, на мой взгляд, можно отнести к работе с компьютерным моделированием.

В  своей практике я предлагаю учащимся разнообразные  практические работы (например,  работа с контурными картами и атласом, создание модели компаса, «топографическое домино», изготовление широтной и масштабной линейки, создание проекта по изучению рельефа дна Мирового океана, выращивание сталактитов и сталагмитов и другие).

4 слайд

Но специфика географии  как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы наиболее полно проанализировать статистические данные мы преобразуем их в наглядные модели (диаграммы, схемы, графики и т.п.), работаем с электронными контурными картами и слоями карты, используем в практике   Votum -  тестирование, приложения по географии для работы на интерактивной доске.

5 – 6 слайд

Поэтому на своих уроках географии я использую метод компьютерного моделирования. Убеждена, что методика применения компьютера как средства и как способа обучения дает высокий уровень интереса, побуждает к творчеству, как учителя, так и ученика.  Использование информационных технологий,  ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и помогают способствовать самореализации школьника.   

   Для применения на уроках метода компьютерного моделирования не требуется специальное оборудование, сейчас практически каждая школа обеспечена компьютерами с необходимым программным обеспечением, интерактивными досками,  оснащенным кабинетом.

7-8 слайды

   Использование компьютерного моделирования,  применяемого на занятиях географии,  гармонично дополняет традиционные  учебные материалы. Данная методика  также включает интеграцию предметов, что способствует созданию у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование   мировоззрения.  

9 -10  слайды

С целью экономии времени моделирование может проводиться   на уроке с использованием уже готовых для обработки исходных данных, которые учащиеся будут преобразовывать в   наглядно-символическую форму.

В качестве самостоятельной работы учащиеся дома преобразуют теоретический материал в схемы, диаграммы в программе Microsoft Power Point, Microsoft Offise Exsel, что является одним из условий формирования  метапредметных результатов в обучении,  способствует эффективности учебной деятельности, поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

     Часто вопросы на знание чтения географических графиков, диаграмм вызывают затруднения у учащихся школы при подготовке к государственной итоговой аттестации. Насыщенность материалов ГИА вопросами на знание географической статистики через чтение диаграмм, таблиц и графиков ещё раз заставила задуматься меня над данной проблемой и подойти к ней творчески. Из собственного опыта знаю, что ребятам нравится работать с компьютерами и воплощать статистические данные из текста в модель.

11 сдайд

Как учитель географии использую,  электронные немые и контурные карты, предлагаемые пособия позволяют существенно расширить демонстрационные возможности традиционных карт:

12 слайд

- возможность приближения отдельных участков для более подробного их  изучения;

-возможность отображать на конкретном уроке необходимые подписи и условные обозначения карты.

-возможность рисовать на карте и наносить на неё надписи.

13,14 слайды

Электронные карты могут применяться в обучении параллельно с традиционными   бумажными, но они более эффективно помогают изучить программную географическую номенклатуру за 6-9 класс, дают возможность оценить знания учащихся при выполнении индивидуальных заданий на компьютере во время урока.  

15 слайд

Интерактивная система обучения Votum-тестирования достаточно проста в освоении, а применение ее на уроках во многом облегчает работу педагога. Работая в классе, я использую VOTUM чаще как инструмент для проведения тестирования с целью проверки уровня знаний на любом этапе урока. Процесс ее использования прост: учитель раздает пульты ученикам, демонстрирует им вопросы, на которые они отвечают, с помощью клавиш на пульте (выбирая вариант ответа или вводя его в виде текста), после чего система за считанные секунды автоматически проверяет и систематизирует результаты опроса, представляя их учителю в форме таблицы или гистограммы. В таком отчете, отображенном на интерактивной доске, проекционном экране или мониторе компьютера, учитель видит, как на тот или иной вопрос ответил каждый ученик, какие варианты ответа предпочли большинство присутствующих в классе, сколько всего правильных и неправильных ответов.

16 слайд

 В эпоху всеобщей компьютеризации и развития информационных технологий для образовательного процесса постоянно создаются интерактивные приложения,  предоставляющие возможность в доступной,  а иногда и в игровой, формах получить необходимые знания для решения поставленных задач.

Существует  множество приложение, как  по географии, так и по другим предметам для работы с интерактивной доской. Интерактивные приложения насыщены не только иллюстрациями и поясняющими текстами, но также видео и аудио сопровождением. Кроме того, подобные продукты включают в себя удобный интерфейс, позволяющий осуществить легкую навигацию.

Каждый учитель способен разработать и подобрать  аналогичные задания с использованием работы в  среде Microsoft Power Point, Microsoft Offise Exsel, Votum – тестирование  и с успехом использовать в своей повседневной учительской практике.

17 слайд