Статья МЕТОД ШЕСТИГРАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Оценка 5

Статья МЕТОД ШЕСТИГРАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Оценка 5
docx
14.02.2023
Статья МЕТОД ШЕСТИГРАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Метод шестигранного обучения как эффективный способ развития критического мышления.docx

 

 

Елена Владимировна Донченко,

преподаватель иностранного языка

высшей квалификационной категории,

ГБПОУ «Донецкий промышленно-энергетический колледж»;

Ольга Владимировна Дикунова,

преподаватель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

ГБПОУ «Донецкий промышленно-энергетический колледж»;

 

 

 

МЕТОД ШЕСТИГРАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Аннотация. Данная статья посвящена методу шестигранного обучении. Авторами раскрыто понятие soft skills, рассмотрены приемы шестигранного обучения, которые можно использовать на занятиях русского языка, английского языка, а также при подготовке к выполнению задания ГИА.

 

Ключевые слова: soft skills, креативность, критическое мышление, гибкость ума, шестигранное обучение.

 

В основу Государственного образовательного стандарта Донецкой Народной Республики положен системно-деятельностный подход, при котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной и познавательной деятельности обучающихся. Поэтому урочная и внеурочная работа преподавателя должна быть направлена на формирование у обучающихся познавательного интереса, потребности узнавать что-то новое. Студент должен быть вовлечен в процесс обучения, учиться логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать. Владение данными универсальными учебными действиями свидетельствует о сформированности познавательных интересов обучающихся. Одним из важнейших направлений работы преподавателя, на сегодняшний день, является развитие soft skills обучающихся. В буквальном переводе с английского языка данный термин означает «мягкие навыки», то есть те навыки, обладание которыми не является отличительной чертой определенной профессиональной группы, другими словами это социальные способности. Если посмотреть в «Атлас новых профессий 2030», где подробно описываются профессии, которые непременно появятся до 2030 года, то можно увидеть качества, необходимые «сотруднику будущего», не связанные напрямую с профессиональной деятельностью, такие как: работа с людьми, клиентоориентированность, работа в условиях неопределенности, межотраслевая коммуникация, управление проектами и многие другие компетенции. К сожалению не все люди рождаются, имея данные навыки, и система современного образования, в основном, направлена на формирование системы знаний и овладение основами наук.

Педагог должен так спроектировать учебное занятие, подобрать такие методы и приемы работы, чтобы пробудить у обучающихся исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, предоставить условия для осмысления нового материала.

Одной из ведущих компетенций soft skills является критическое мышление. Критическое мышление — это способность критически оценивать информацию, поступающую извне, анализировать её и проверять на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы; сейчас все более необходимо умение ориентироваться в потоках информации, чтобы не потеряться в них, нужно уметь делать выводы и принимать правильные решения. Одним из приемов развития критического мышления является шестиугольное обучение. Метод шестигранного (шестиугольного) обучения позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы обучающихся, что приводит к повышению эффективности занятий. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр.

Методика позволяет за определенное время обобщить и систематизировать материал; установить связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы; активизировать деятельность обучающихся на занятии.

Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям.

Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства.

В данной статье рассмотрены приемы шестигранного обучения, которые можно использовать на занятиях русского языка, английского языка, а также при подготовке к выполнению задания ЕГЭ.

Работа обучающихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям (род имени существительного), причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы, обучающиеся должны представить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Студентам дается время для изучения задания, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы.

Русский язык.

Цель работы состоит в том, чтобы правильно определить род имени существительного и выложить фигурку с примером к грани гекса.

Учебная группа делится на четыре малые группы, задача отобрать нужные гексы и создать соту. Каждая группа получает по цветному шестиугольнику (мужской род, женский род, средний род), один из которых пустой (для самостоятельной формулировки).

 

Раздается определенное количество шестиугольников с примерами каждого рода: мужской род, женский род, средний род, общий род.

 

 

 

 

Приблизительный ответ обучающихся.

Английский язык.

Цель: классифицировать речевую деятельность.

 

 

 

Цель: подобрать шестиугольники с описанием внешности человека.

 

В процессе реализации метода шестиугольного обучения повышается познавательный интерес у обучающихся. Студенты учатся анализировать учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы обучающихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса.

Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать:

- организация работы в группах, парах, индивидуально.

- интерактивность, наглядность;

- эффективная систематизация материала;

- реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;

- активизация обучающихся, достижение включенности каждого студента в работу на занятии;

- адаптивность к разным возрастным группам;

- эффективная реализация развивающего потенциала конкретного занятия.

Среди минусов шестиугольного обучения можно отметить, что подготовительный этап занимает много времени.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что метод шестиугольного обучения многогранен. Его можно применять не только для проведения учебных занятий, практик, но также в проведении внеклассных, воспитательных мероприятий. С его помощью у обучающихся развивается критическое мышление  на занятиях по русскому, английскому  языку. Самостоятельная, активная и разносторонняя деятельность обучающихся занимает одно из главных мест при создании комфортных условий в формировании их познавательного интереса   и самосовершенствования.

 

Список использованных источников

1.     Аствацатуров Г.О. Шестиугольное обучение как образовательная технология. [Электронный ресурс] – Ссылка для доступа:http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/

2.     Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение заданий части В. Г.Т.Егорова– М., Издательство «Экзамен», 2012.

3.     Скурыдина О.А., БукинаИ.И. Сборник заданий для подготовки к региональному экзамену по русскому /О.АСкурыдина, И.И.Букина,– Оренбург: РЦРО, 2016

4.     ФИПИ. Открытый банк заданий ГИА Русский язык. [Электронный ресурс] –Ссылка для доступа:http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416

5.     Цыбулько И.П. ОГЭ-2017. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты./ И.П. Цыбулько – М., Издательство «Национальное образование», 2016.

Источники:

6.     https://www.classtools.net/hexagon/

7.     http://www.classtools.net/blog/using-hexagon-learning-for-categorisation-linkage-and-prioritisation/

8.     http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/


 

9.     Скачано с www.znanio.ru

Елена Владимировна Донченко, преподаватель иностранного языка высшей квалификационной категории,

Елена Владимировна Донченко, преподаватель иностранного языка высшей квалификационной категории,

Если посмотреть в «Атлас новых профессий 2030», где подробно описываются профессии, которые непременно появятся до 2030 года, то можно увидеть качества, необходимые «сотруднику будущего», не…

Если посмотреть в «Атлас новых профессий 2030», где подробно описываются профессии, которые непременно появятся до 2030 года, то можно увидеть качества, необходимые «сотруднику будущего», не…

Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon)

Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon)

Раздается определенное количество шестиугольников с примерами каждого рода: мужской род, женский род, средний род, общий род

Раздается определенное количество шестиугольников с примерами каждого рода: мужской род, женский род, средний род, общий род

Приблизительный ответ обучающихся

Приблизительный ответ обучающихся

Цель: подобрать шестиугольники с описанием внешности человека

Цель: подобрать шестиугольники с описанием внешности человека

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2023