Статья «Методы и приемы по формированию финансовой грамотности дошкольников»
Оценка 4.7

Статья «Методы и приемы по формированию финансовой грамотности дошкольников»

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитание
Детсад
15.08.2022
Статья «Методы и приемы по формированию финансовой грамотности дошкольников»
Статья посвящена практическим методам и приемам формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Все большую актуальность приобретает обучение детей основам финансовой грамотности в дошкольном возрасте. Ведь грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения. Для того, чтобы обучение финансовой грамотности стало продуктивным и результативным необходимо, в первую очередь, вызвать интерес у участников образовательного процесса: педагог-ребенок-родители. И если педагог изначально заинтересован в учебном процессе, в силу своей профессиональной деятельности, то заинтересовать родителей и, прежде всего, воспитанников помогают методы и приемы, который позволяют им стать активными участниками этого процесса.
++ Методы и приемы формир финанс грамотности.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»

города Магнитогорска

 

 

Статья

 

«Практические методы и приемы по формированию финансовой грамотности дошкольников»

 

 

 

 

составила: старший воспитатель

Абаимова Ольга Андреевна

 

 

Август  2022


Все большую актуальность приобретает обучение детей основам финансовой грамотности в дошкольном возрасте. Ведь грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Возможно, кто-то посчитает, что нет необходимости в такого рода обучении детей. Хотя практика показывает, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее. И если не отнестись к этому вопросу со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и окружающим близким и родным.

У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.

Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка. Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри, занимающихся финансовым воспитанием детей систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень - возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты - любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом - огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что - нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей.

Для того, чтобы обучение финансовой грамотности стало продуктивным и результативным необходимо, в первую очередь, вызвать интерес у участников образовательного процесса: педагог-ребенок-родители. И если педагог изначально заинтересован в учебном процессе, в силу своей профессиональной деятельности, то заинтересовать родителей и, прежде всего, воспитанников помогают методы и приемы, который позволяют  им стать активными участниками этого процесса.

Так какие же методы и приемы помогают включить ребенка в образовательный процесс, стать его активным участником?

В процессе работы по освоению финансовой грамотности мы используем те же методы, что и при работе с другими темами. Эти методы можно разделить на 4 группы:

Игровые: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и игровые упражнения, интерактивные мини-спектакли(на основе обучающих сказок); викторины и т.д.

Словесные: объяснения, чтение художественных произведений и обсуждение, рассказ взрослого и рассказы из личного опыта детей, проблемные ситуации, пояснения и др.

Наглядные: наблюдение, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание плакатов, зарисовок, сюжетных картин, иллюстраций и т.д.;

Практические: продуктивная деятельность, исследование, экспериментирование, решение арифметических задач, задач-шуток, проекты, лэпбуки и пр.

Далее хотелось бы более подробно остановиться на каждом виде.

Игра является базовой формой деятельности ребенка-дошкольника. Поэтому обучение финансовой грамотности, так же осуществляется через игру. Большую роль в формировании основ финансовой грамотности можно отвести сюжетно-ролевым играм, такие как «Банк»-непосредственная связь с экономическим воспитанием(структура организации, сотрудники, функционал), «Супермаркет» или «Торговый центр», «Кафе», «Пиццерия», игры по ознакомлению с профессиями «Салон красоты», «Аптека», «Автосервис»  и др. Один из наиболее ярких примеров, раскрывающих  тему, игра «Ярмарка». Здесь мы можем проследить сюжетную линию от производства продукта, до его продажи (труд, реклама, качество товара, деньги или обмен и пр.). Элементы ряжения дают дополнительную эмоциональную основу для восприятия информации.

Дидактические игры и игровые упражнения такие как:

 «Что перепутал художник?», «Где что купить?», «Дорого-дешево, выгодно - невыгодно», «Составляем план покупок», «Что нельзя купить?», способствую усвоению следующих задач:

-                     закрепить знания о профессиях и необходимых инструментах необходимых для каждой профессии;

-                     формировать представления о том, где следует покупать нужные товары, развивать навык разумных трат;

-                     формировать навык осуществления покупок, выбора и принятия финансовых решений;

-                     формировать начальные навыки планирования;

-                     закреплять понятие о том, что не все можно купить.

«Денежный поток», цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.

«Монополия», цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом.

Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

«Бюджет моей семьи», цель игры: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Театральная деятельность, как часть игровой деятельности, - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления.

Театрализация может включать в себя как интерактивные мини-спектакли по сюжетам обучающих сказок, где актерами выступают сами дети, так и кукольные спектакли. Материалом для обыгрывания может служить как народные сказки («Колосок», «Теремок», «Репка» и др.), так и множество современных авторских сказок «Приключение копеечки», «Лесная ярмарка», «Мишкина копилка», «Денежный домик» и др.  Последние знакомят детей непосредственно с экономическими понятиями такими как: деньги, натуральный обмен, сбережения, расходы, стоимость и др.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Как правило, словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами.

Через заучивание пословиц и поговорок у детей воспитываются не только морально-нравственные качества, но и даются представления об экономической целесообразности, отношению к труду, к деньгам и пр. Загадки же, помимо развития поисковой активности, помогают формированию экономического словаря.

Чтение и обсуждение художественных произведений является одним из наиболее продуктивных методов освоения мира финансов. Большой плюс работы с художественной литературой в том, что этот метод можно применять с раннего возраста и через сказку постепенно вводить понятия: труд, торговля, продукт, товар и т.д.

Беседа - это активный метод умственного воспитания, когда мы в процессе вопросно–ответного характера общения побуждаем ребенка  сравнивать, рассуждать, обобщать, выделять наиболее значимые факты.

Большим подспорьем в усвоении ребенком основ финансовой грамотности я является работа с ситуационными задачами, направленными на анализ конкретных финансовых ситуаций. В отличии от беседы, ребенок и педагог выступают как равноправные партнеры, где воспитатель выступает как помогающий взрослый. Такой метод позволяет ребенку, на основе своего опыта, найти пути выхода из проблемной ситуации, тем самым приобретая новый опыт.

Наглядные методы позволяют детям на практике увидеть и зафиксировать определенные факты. Используя метод наблюдения,  мы можем приобщать детей к труду взрослых (на примере сотрудников детского сада), развивать интерес к совершению покупок, усвоению норм и правил разумного экономического поведения. Наблюдение может быть и целенаправленным, когда взрослый задает вектор, так и полевое, когда ребенок в процессе жизни семьи, усваивает определенное экономическое поведение.

Наибольший интерес у детей представляет просмотр мультфильмов и презентаций. Через яркие, красочные картинки, доступным языком объясняются различные экономические понятия. Сейчас очень много материала, созданного для экономического воспитания детей. Созданы целые серии мультфильмов:

              «Уроки тетушки Совы»: «Азбука денег»- «Что такое деньги?», «Умение экономить», «Карманные деньги» и пр.

              «Богатый бобренок», интерактивный мультфильм создан при поддержке Минфина, состоящий из 12 серий.

               «Фиксики». «История вещей — деньги», «Как делают деньги» — в эпизоде рассказано про тонкости изготовления банкнот. Например, какую бумагу для этого используют и почему. «Деньги».

               «Смешарики», серия «Азбука финансов», ролики длятся по три минуты, посвящены  разным темам: инвестиции, кредиты, планирование бюджета и покупок, сбережения, страхование, финансовые цели и защита прав потребителя.

Рассматривание плакатов, картин, коллажей, демонстрационного материала. Информация всегда лучше воспринимается через визуализацию. Поэтому беседы желательно подкреплять демонстрационным материалом. Очень хорошим подспорьем служат материалы, сделанные своими руками, например коллажи («Наш семейный бюджет»).

Один из самых действенных методов усвоения материала - это практический метод. Всегда интересно потрогать, посмотреть, сделать своими руками и т.д. И здесь мы можем использовать метод эксперимента (экспериментирование с деньгами (купюры и монеты):  с водой;  вес; форма(бумага мнется) и др.) . Метод исследования помогает активизировать поисковую активность и по ее результатам сделать определенные выводы(пример: путь товара от производителя к  потребителю (продукты, одежда) и пр.; ценообразование и пр.)

Продуктивная деятельность способствует развитию умственной активности, любознательности, самостоятельности, инициативности. Такие виды деятельности способствуют закреплению полученных знаний через продукт своего труда.

Решение экономических задач (логические, задачи-шутки), так же способствует развитию поисковой активности. И в процессе поиска решения ребенок лучше усваивает имеющуюся информацию, применяет ее на практике.

Так же к практическим методам обучения финансовой грамотности можно отнести работу с лэпбуком и проектную деятельность. Объединяет эти два метода систематичность и целенаправленность. И в лэпбуке и в проекте можно использовать все вышеперечисленные методы.

Третий участник образовательного процесса - это семья. И для того, чтобы обеспечить единство целей и задач экономического воспитания ребенка,  мы должны взаимодействовать и с родителями. Для этого могут быть использованы анкеты(пр. для оценки степени готовности родителей участвовать в форсировании у детей основ финансовой грамотности), памятки(пр. «Богатство и бедность», «Планирование» и т.д.), папки-передвижки - «Мы копим!», «Личные сбережения», консультации - «Дети и деньги» и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что используя все эти методы в совокупности, мы сформируем первоначальные представления о финансовой культуре и подготовим ребенка к дальнейшему восприятию более сложных экономических представлений.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Все большую актуальность приобретает обучение детей основам финансовой грамотности в дошкольном возрасте

Все большую актуальность приобретает обучение детей основам финансовой грамотности в дошкольном возрасте

И если педагог изначально заинтересован в учебном процессе, в силу своей профессиональной деятельности, то заинтересовать родителей и, прежде всего, воспитанников помогают методы и приемы, который…

И если педагог изначально заинтересован в учебном процессе, в силу своей профессиональной деятельности, то заинтересовать родителей и, прежде всего, воспитанников помогают методы и приемы, который…

Ярмарка». Здесь мы можем проследить сюжетную линию от производства продукта, до его продажи (труд, реклама, качество товара, деньги или обмен и пр

Ярмарка». Здесь мы можем проследить сюжетную линию от производства продукта, до его продажи (труд, реклама, качество товара, деньги или обмен и пр

Театральная деятельность , как часть игровой деятельности, - это самый распространенный вид детского творчества

Театральная деятельность , как часть игровой деятельности, - это самый распространенный вид детского творчества

Беседа - это активный метод умственного воспитания , когда мы в процессе вопросно–ответного характера общения побуждаем ребенка сравнивать, рассуждать, обобщать , выделять наиболее значимые факты

Беседа - это активный метод умственного воспитания , когда мы в процессе вопросно–ответного характера общения побуждаем ребенка сравнивать, рассуждать, обобщать , выделять наиболее значимые факты

Фиксики». «История вещей — деньги» , «Как делают деньги» — в эпизоде рассказано про тонкости изготовления банкнот

Фиксики». «История вещей — деньги» , «Как делают деньги» — в эпизоде рассказано про тонкости изготовления банкнот

И в лэпбуке и в проекте можно использовать все вышеперечисленные методы

И в лэпбуке и в проекте можно использовать все вышеперечисленные методы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2022