Статья: методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся
Оценка 5

Статья: методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся

Оценка 5
Научные работы
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
30.12.2023
Статья: методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся
Статья: методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся
Статья методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.docx

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ –

методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Метод организации начала урока «Подари подарок другу».

Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.

Участники: все учащиеся.

Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри.

Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.

Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»

Метод актуализации опорных знаний « Магазин»

Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.

Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет,  отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.

  • Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок).

·         Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»

·         Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

·         Участники: все обучающиеся.

·         Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

·         Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

·         Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

·         Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук “Кулак – ребро - ладонь”

·         Цель: развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного взаимодействия

·         Проведение: На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 3-5 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла и солдат»

  • Цель: нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Проведение: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.

Метод закрепления изученного материала «Парный выход»

  • Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.
  • Участники: все обучающиеся.
  • Необходимые материалы: мел.
  • Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное  слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием
  • Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.

Активные методы – «Физминутки» «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики»

Методы «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг». 

Активные методы обучения помогают:

  •   развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
  • учить учащихся самостоятельно добывать знания,
  •   развивать интерес к предмету,
  •   позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

В условиях федеральной программы «Развитие электронной среды», которая предлагает создание и практическое внедрение электронных учебных материалов, интерактивной доски на различных уроках,  в рамках ФГОС  к активным методам обучения мы с уверенностью относим ИКТ.

К интерактивным методам обучения

относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: «Мозговой штурм» (атака) • Мини-лекция • Контрольный лист или тест • Ролевая игра • Игровые упражнения • Разработка проекта • Решение ситуационных задач • Приглашение визитера • Дискуссия группы экспертов • Интервью • Инсценировка • Проигрывание ситуаций • Выступление в роли обучающего • Обсуждение сюжетных рисунков • Опрос–Квиз (контроль) и др.

1. Лекция – устная или с применением современных технических средств, презентация и.т.д.

Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме.

Отсутствие обратных связей

2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы  учебного плана дисциплины в различных формах

активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося.

2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Кораблекрушение», «Робинзон» и др.)

Позволяет получить навыки адаптации к новой среде

Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту

2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации

Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной ситуации.

Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию (не всегда результативно)

2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки)

Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени

Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию

2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стади, инцидент, баскет-метод)

Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения

При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней

2.5. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры).

Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления

Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому синергетическому результату и др.

2.6. Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков 

Позволяет за короткий промежуток времени овладеть практическими эффективными умениями и навыками

Направлен на овладение только узкоспециализированными  навыками без усвоения общих моделей и методов работы, соответствие логике учебного процесса

Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:

формировать интерес к изучаемому предмету;развивать самостоятельность учащихся;обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;комфортно чувствовать себя на занятиях;проявлять свою индивидуальность в учебном процессе

Алгоритм проведения интерактивного занятия.

1.Подготовка занятия;2. Вступление; 3. Основная часть; 4. Выводы (рефлексия).

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока

Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний)

Хук (притча, игра, «крючок»)

«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

Синквейн («восточный стих»)

Обсуждение домашней творческой работы

Кластеры

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)

«Инсерт»

Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе)

Опорный конспект

Кластеры

Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)

Различные формы дискуссий

Игровые методы

Форма группового взаимодействия — «большой круг».

«Аквариум»

Рефлексия – получение обратной связи

Эссе

Мини-сочинение

Глоссарий (составление словаря)

Хокку (хайку) – японские 3-х стишия

Юмористический рассказ

Сказка

Незаконченное предложение

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться: работа в группе;самооценка участника групповой работы;свобода мышления;овладение культурными формами работы;коммуникация в учебном диалоге.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков.

Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Таким образом, использование активных методов обучения в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.


 

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся

Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок)

Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок)

Проведение. Учитель вызывает к доске ученика

Проведение. Учитель вызывает к доске ученика

Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Кораблекрушение», «Робинзон» и др

Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Кораблекрушение», «Робинзон» и др

Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому синергетическому результату и др

Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому синергетическому результату и др

Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)

Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2023